5. Подведение итогов совместной деятельности. Подготовка к мероприятию «Глаза боятся, а руки делают».
Беседа на тему «В чём заключается готовность ребёнка к школе?».
Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы немного поговорить о том, что ждёт вас в недалёком будущем.
В чём заключается готовность ребёнка к школе?
Родители отвечают на поставленный вопрос.
В готовность ребёнка к школе входит следующие параметры:
-Психологическая готовность
-Физическое здоровье
-Умение логически мыслить
-Умение общаться в коллективе сверстников и со взрослыми
-Развитие мелкой моторики руки
-Ответственность и самостоятельность
Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого, с младшего дошкольного возраста. И не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, в труде, общении со взрослыми и сверстниками.
Выделяются разные виды готовности к школе:
Психологическая готовность.
Физическая готовность: состояние здоровья, физическое развитие, развитие мелких групп мышц, развитие основных движений.
Прежде всего, важна психологическая готовность. Она заключается в том, что у ребёнка к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику. У ребёнка должно быть желание стать школьником, выполнять серьёзную деятельность, учиться. Но это появляется у детей лишь к концу дошкольного возраста и связано с очередным кризисом психического развития. Ребёнок психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него, как ступенька к взрослости, а учёба – как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.
А на сегодняшнем этапе важно, чтобы вы, родители, которые являетесь авторитетом для своего ребёнка во всём и в действиях, и в словах, не допускали негативных разговоров в присутствии ребёнка о школе, о школьном обучении, о том, как детям сейчас тяжело учиться. Такие разговоры могут отрицательно сказаться в дальнейшем.
Но если мы будем описывать школу только в радужных тонах, то столкновение с реальностью может вызвать настолько сильное разочарование, что у него может возникнуть резко отрицательное отношение к школе. Поэтому важно найти ту грань, которая будет во благо ребёнку.
Важной стороной психологической готовности к школе является и эмоционально-волевая готовность:
-способность управлять своим поведением
-умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок
-стремление преодолевать трудности
-стремление к достижению результата своей деятельности.
Будущий первоклассник должен обладать такими качествами как:
-настойчивость,
-трудолюбие,
-усидчивость,
-дисциплинированность
-внимание
-любознательность и т.д.
Конечно же, от этих качеств будет зависеть, будет ли ребёнок учиться с удовольствием или учёба превратиться для него в тяжкое бремя.
И как раз именно сейчас необходимо вырабатывать эти качества.
Важная задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок… В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.
Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.
Готовность к школе предполагает и определённый уровень умственного развития. Ребёнку необходим запас знаний. Родителям следует помнить, что само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Школа ждёт не столько образованного, сколько психологически подготовленного к учебному труду ребёнка. Значительно существеннее не сами знания, а то, как дети умеют ими пользоваться. Родителей порой радует, что ребёнок запомнил текст стихотворения, сказки. Действительно, у детей очень хорошая память, но важнее для умственного развития понять текст, суметь пересказать его, не исказив смысла и последовательности событий.
Одна из важнейших задач подготовки детей к школе – развитие необходимой для письма «ручной умелости» ребёнка. Больше давайте ребёнку лепить, собирать мелкую мозаику, раскрашивать рисунки, но при этом обращайте внимание на качество раскрашивания. Ежегодно я опрашиваю учителей наших выпускников, как наши выпускники адаптировались, с какими трудностями учителя сталкиваются. И всегда в основном выделяют следующие трудности, с которыми сталкиваются при поступлении детей в школу: в первую очередь - недостаточно развитая моторика руки, организация рабочего места, самостоятельность в быту.
И, конечно же, особое место детей к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками – грамотой, счётом, решением арифметических задач. В детском саду проводятся соответствующие занятия.
Хочется дать некоторые советы вам родителям:
-Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца
-Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.
-По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать
-Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.
-Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.
Консультация для родителей подготовительной к школе группы на тему: «Развитие речи шестилетнего дошкольника».
Речь теснейшим образом связана с мышлением ребенка. 6 лет - период чрезвычайно интенсивного ее становления.
Этот процесс теснейшим образом связан с общением, с изменением его мотивов, содержания. В дошкольном возрасте наряду с ситуативным (эмоциональным и деловым) общением ребенок все чаще (особенно на 7 году жизни) вступает в общение внеситуативное. Он стремится к своеобразному "теоретическому" сотрудничеству со взрослым, к сопереживанию, к совместному обсуждению явлений, предметов окружающего его мира, взаимоотношений людей, речь дает ребенку возможность преодолеть ограниченность ситуативного общения (эмоционального, делового) и позволяет выйти за пределы непосредственно переживаемой ситуации.
Во взаимодействии и со взрослыми и с детьми речь к концу дошкольного периода становится важным средством коммуникации.
К концу дошкольного возраста познавательная активность ребенка все более со звуковой стороны слова смещается на смысловую. И подобно тому, как в раннем возрасте дети получают удовольствие от непрерывного обыгрывания звуковой оболочки слова, старшие дошкольники испытывают радость, когда каламбурят, используя значение одного слова вместо другого, сходно звучащего.
К моменту поступления в школу шестилетний ребенок практически овладевает всеми сторонами родного языка: словарем, звуковым составом, грамматическим строем.
Однако части речи в словаре детей шестилетнего возраста представлены неодинаково. В числе характерных особенностей речи детей, поступающих в школу, отмечают ее "глагольность". Наиболее часто ими используются глаголы, связанные с движением (ходит, бегает, прыгает, едет) и деятельностью (рисует, лепит).
Развитие голосового аппарата шестилетнего ребенка дает ему возможности правильно произносить все звуки родного языка. Но в классе встречаются дети с дефектами речи, не произносящие отдельные звуки, например. Л, Р, Ш, Ж и т.д. Причина - в недостаточной подвижности мускулатуры артикуляционного -аппарата, неправильном произношении членов семьи и т.п. Педагог, обнаружив дефекты в речи детей, должен сразу направить их к логопеду.
Особое значение в шестилетнем возрасте приобретает развитие фонематического слуха - способности воспринимать на слух звуки речи, различать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы. К 6 годам на основе формирования тонких и дифференцированных звуковых образов слов и отдельных звуков ребенок начинает осваивать нормы произношения, заботиться о его правильности.
В 6 лет перед поступившим в школу ребенком встает новая задача - задача звукового анализа слова. Положительные результаты дает здесь использование метода поэтапного формирования умственных действий. Согласно этому подходу интеллектуальное действие в ходе своего формирования проходит ряд этапов, в итоге чего принимает обобщенный и сокращенный вид. Не так уж просто шестилетнему ребенку сразу в уме определить, сколько звуков в слове "рак", "щука", "морж". Нелегко разобраться в том, почему квадратики, нарисованные под картинкой в "Букваре", означают "мак", "аист". Их рассматривание быстро надоедает. Нельзя ли здесь чем-то помочь ребенку?
Ведь можно, используя моделирование, обучение проводить так: на первом этапе дать ребенку карточку с изображением предмета, под рисунком - схему звукового состава названия этого предмета. В схеме должно быть столько точек, сколько звуков в слове. Кроме карточки, пусть ребенок получит и фишки. Далее он, последовательно вычленяя один звук за другим, ставит фишки в первую, вторую и т.д. клеточки схемы, пока не проанализирует все слово и не заполнит соответственно все клетки. Так анализировать звуковой состав ему значительно легче. На следующих этапах будем постепенно убирать сначала схему звукового анализа и наконец уберем фишки. В ходе такого обучения максимально материализованное практическое действие становится свернутым, умственным. Ребенок постепенно переходит от громкого проговаривания слова к его прошёптыванию и наконец, к действию в уме. При этом у детей быстрее развивается фонематический слух - важнейшая основа для обучения грамоте.
К концу обучения дети усваивают звуковой анализ слова любой сложности в умственном плане. Дети научаются различать гласные, твердые и мягкие звуки, находить ударение и переносить его с одного гласного звука на другой, усваивают их различные свойства.
Важнейшая функция речи - функция общение. Шестилетний ребенок, общаясь со взрослыми и сверстниками, применяет ситуативную, контекстную, объяснительную формы речи.
Ситуативная речь, характеризующаяся свернутостью, недосказанностью, жестко связана с конкретной ситуацией и наиболее типична для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Ее развитие вызвано расширением кругозора ребенка, его самостоятельности, развитием потребности быть понятым вне зависимости от ситуации. Чтобы быть понятым людьми, которые не были в ситуации, о которой ребенок хочет рассказать, его речь должна быть связной, развернутой, логичной. Отличительная ее черта - произвольность.
Вместе с тем, контекстная речь к 6 годам не вытесняет полностью ситуативную, ребенок прибегает то к одной, то к другой форме речи, в зависимости от характера общения, его содержания. Когда речь идет о быте, он обычно использует ситуативную речь, но при пересказе, например, прочитанного ему рассказа спонтанность речи снижается.
К 6 годам формируется и такая форма речи, как объяснительная (рассуждение, объяснение способа действия, констатация, обдумывание плана предстоящей деятельности и др.). Здесь уже требуется точная лексика, описывающая свойства и качества предметов, указывающая на время и место происходящих или минувших событий. Этот вид речи отличается от простого рассказа, так как не допускает произвольного изложения содержания, требует определенной последовательности соподчиненных звеньев. Этот вид речи достаточно сложен, и его развитие к 6 годам еще не завершается.
К концу дошкольного возраста все заметнее проявляется умение ребенка в процессе общения учитывать особенности слушателя, меняя стиль речи, ее структуру, сложность высказывания и т.п. в зависимости от возраста, социальной роли, статуса, даже пола последнего.
Конспект совместной образовательной деятельности родителей и детей.
Цель: создать условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического сближения; повысить интерес родителей к развитию речи детей.
Задачи:
Образовательные
Обобщить знания детей о звуке, букве, слоге, слове, ударении, предложении, тексте.
2. Проверить умение самостоятельно выполнять звуко-буквенный анализ слов.
3. Учить разгадывать ребусы.
4. Упражнять в чтении отдельных слов и текста «по цепочке».
Развивающие
Развивать умение связно излагать мысли, составляя предложения по иллюстрации, а также текст к картинке.
2. Формировать навыки анализа и синтеза.
Воспитательные
Воспитывать коммуникативные способности в командной игре.
2. Круги красного, синего и зелёного цвета и 2 вида полосок.
3. Буквы для составления имён.
4. Слова и схемы для составления предложений.
5. Сюжетные картинки.
6. Карточки со словами для подбора к сюжетным картинкам.
Ход совместной деятельности.
1. Звуки и буквы.
Воспитатель: Сегодня у нас занятие – игра. Две команды будут соревноваться, используя знания, приобретённые на наших занятиях, а родители – члены жюри. Они будут оценивать вашу работу.
Чем звуки отличаются от букв?
Дети:Звуки – слышим и произносим, а буквы – видим и пишем.
Игра «Вагончики».
Воспитатель: За безошибочное выполнение задания команда получит 5 баллов. (Дети должны определить место звука в слове. У каждого ребёнка на столе по 3 вагончика. Педагог называет ряд слов. Если изучаемая буква стоит в начале слова, дети кладут её в первый вагончик, если в середине – во второй, если в конце слова – в последний). Сегодня в вагонах едет буква К: рука, кот, цветок, полотенце, кофта, мальчик, самокат, локти, книга, дом, шарик.
Подведение итогов (родители).
2.Мягкие и твёрдые согласные звуки.
Воспитатель: Гласные и согласные буквы могут объединяться в слоги. Слоги мы можем читать мягко и твёрдо.
Какие гласные смягчают предыдущий согласный?
Дети: е, ё, ю, я, и.
Игра «Собери шарики».
Воспитатель: В корзину нужно собрать шарики с мягкими согласными звуками, а с твёрдыми оставить на столе. Сколько собрано шариков верно, столько и очков. Какая ещё буква смягчает согласный? Дети: Ь.
Подведение итогов (родители).
3.Слого – звуковой анализ слов.
Воспитатель: Из слогов можно составить слово. Составьте из данных букв имена детей и выполните звуковой анализ этих слов.
Подведение итогов. Каждый ребёнок произносит своё слово сначала по слогам, потом выделяет голосом ударение, называет гласные, твёрдые и мягкие согласные (звонкость и глухость можно не называть). После каждого правильного ответа участника команде добавляется по 1 баллу.
4.Разгадывание ребусов.
Воспитатель: Слова можно составлять, разгадывая ребусы. За каждый разгаданный ребус по 1 баллу: по2л, с3ж, р1а, по100й…и т. д. Подведение итогов (родители).
5. Физкультминутка.
Игра «Поиск клада».
Воспитатель: В группе среди игрушек спрятаны карточки со словами. Каждой команде нужно отыскать как можно больше карточек и внутри данного слова найти слово поменьше. Например: игрушка – груша, палатка – палка, храбрость – рост, клубок – кубок… За каждое найденное слово по 1 баллу. Подведение итогов (родители).
6. Составление предложения по иллюстрации.
Воспитатель: Рассмотрите картинку. Кто на ней изображён?
Дети: Пекарь.
Воспитатель: Что можно составлять из слов?
Дети: Предложение.
Воспитатель: Что делает пекарь на картинке? Составьте устно предложение.
Дети: Пекарь достал из печки горячий хлеб.
Воспитатель: Из карточек со словами составьте предложение и схему к нему.
Подведение итогов (родители).
7.Чтение и разучивание наизусть стихотворения:
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Воспитатель: Из предложений можно составить текст. Этот текст записан в стихотворной форме. Сколько предложений в стихотворении? Как вы определили? Прочитайте и выучите стихотворение в течение 3 минут. Подведение итогов (от 2 до 5 баллов). Что обозначает слово «лелеют»? Как сказать по-другому?
8.Подбор слов к картинкам и составление рассказа по одной из них с опорой на данные лова.
(Перед каждым игроком лежит сюжетная картинка. В центре стола перевёрнуты карточки со словами. Дети берут по одному слову, прочитывают его и определяют, к какой сюжетной картинке оно подходит. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся слова).
Воспитатель: Каждой команде нужно как можно быстрее и правильнее подобрать слова к картинкам. Подведение итогов (от 1 до 3 баллов).
Воспитатель: Выберите любую понравившуюся картинку и составьте по ней рассказ, используя все подобранные к ней слова. Подведение итогов (от 2 до 3 баллов).
9.Подведение итогов занятия.
Воспитатель: Прочитайте на фланелеграфе, какие понятия мы повторили на занятии: звук, буква, слог, слово, ударение, предложение, текст. Повторим, как они связаны между собой. Текст состоит из связанных между собой предложений. Предложение состоит из связанных по смыслу слов. Ударение ставим в той части слова, которая произносится дольше и громче. Слова состоят из слогов. Слоги – из букв. А буквы обозначают произносимые нами звуки речи.
Итоги игры подводят члены жюри. Поздравление победителей.
Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез.
Предоставьте ребенку комнату или уголок исключительно для его дел.
Найдите место, где ребенок смог бы показывать свои работы и достижения.
Не ругайте ребенка за беспорядок на столе, если это связано с его творческим процессом. Однако требуйте приводить рабочее место в порядок после его окончания.
Покажите ребенку, что его любят и принимают безусловно, таким какой он есть, а не за его успехи и достижения.
Поручайте своему ребенку посильные дела и заботы.
Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения.
Помогайте ему улучшать результаты своей работы.
Берите вашего ребенка в поездки по интересным местам.
Помогайте ребенку общаться с ровесниками из разных культурных слоев.
Не сравнивайте своего ребенка с другими, указывая при этом на его недостатки.
Не унижайте своего ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас.
Приучайте вашего ребенка мыслить самостоятельно.
Снабжайте ребенка книгами, играми и другими нужными ему вещами для его любимых занятий.
Побуждайте ребенка придумывать истории и фантазировать. Делайте это вместе с ним.
Приучайте ребенка к регулярному чтению с малых лет.
Со вниманием относитесь к его потребностям.
Включайте ребенка в совместное обсуждение общих семейных дел.
Не дразните ребенка за ошибки.
Хвалите за любые успехи.
Учите его общаться со взрослыми любого возраста.
Разрабатывайте практические эксперименты, помогающие ребенку больше узнавать.
Не запрещайте ребенку играть со всяким хламом - это стимулирует его воображение.
Побуждайте ребенка находить проблемы и затем решать их.
Хвалите ребенка за конкретные поступки и успехи и делайте это искренне.
Не ограничивайте темы, обсуждаемые ребенком.
Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и ответственность за них.
Помогайте ребенку стать личностью.
Помогайте ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы и радиопередачи.
Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей.
Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых, не теряя при этом уважения к ним.
Верьте в здравый смысл вашего ребенка и доверяйте ему.
Предпочитайте, чтобы основную часть работы, за которую взялся ваш ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если вы не уверены в позитивном конечном результате. Дайте ребенку такую возможность.
Ведите дневник наблюдений за развитием вашего ребенка и анализируйте процесс развития.