Просмотр содержимого документа
«Учебно-методический комплекс для студентов по междисциплинарному курсу мдк.02.05. теория и методика музыкального воспитания с практикумом»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ПО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ
МДК.02.05. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ С ПРАКТИКУМОМ
ПМ 02. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ
основной профессиональной образовательной программы
по специальности
050144 Дошкольное образование
2017
Учебно-методический комплекс по МДК Теория и методика музыкального воспитания с практикумом составлен в соответствии с требованиями к минимуму результатов освоения ПМ, изложенными в Федеральном государственном стандарте среднего профессионального образования по специальности/профессии 050144Дошкольное образование, утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от «05» ноября 2009 г. № 530.
Учебно-методический комплекс по МДК.02.05 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом входит в ПМ.02 «Организация различных видов деятельности и общения детей» и является частью основной профессиональной образовательной программы СПТ 050144Дошкольное образование, разработанной в соответствии с примерной программой ФГОС СПО третьего поколения.
Учебно-методический комплекс по МДК 02.05 «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом» адресован студентам заочной формы обучения.
УМКД включает теоретический блок, перечень практических занятий, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, вопросы для самоконтроля, перечень точек рубежного контроля, а также вопросы и задания по промежуточной аттестации.
СОДЕРЖАНИЕ
Наименование разделов
стр.
1. Введение
5
2. Образовательный маршрут
7
3. Содержание дисциплины
3.1. Краткое содержание теоретического материала программы
3.2 Лабораторные работы
3.2. Практические занятия
3.3. Самостоятельная работа
8
-
8
9
4. Глоссарий
11
5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
5.1. Текущий контроль
5.2. Итоговый контроль по УД/МДК
13
6. Информационное обеспечение дисциплины
15
ВВЕДЕНИЕ
Учебно-методический комплекс по МДК 02.05 «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом» является частью профессионального модуля ПМ.02 «Организация различных видов деятельности и общения детей» исоздан Вам в помощь для работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итоговому контролю по дисциплине.
УМК по МДК 02.05 включает теоретический блок, перечень практических занятий, задания для самостоятельного изучения тем дисциплины, вопросы для самоконтроля, перечень точек рубежного контроля, а также вопросы и задания по промежуточной аттестации (при наличии экзамена).
Приступая к изучению МДК 02.05, Вы должны внимательно изучить список рекомендованной основной и вспомогательной литературы. Из всего массива рекомендованной литературы следует опираться на литературу, указанную как основную.
По каждой теме в УМК перечислены основные понятия и термины, вопросы, необходимые для изучения (план изучения темы), а также краткая информация по каждому вопросу из подлежащих изучению. Наличие тезисной информации по теме позволит Вам вспомнить ключевые моменты, рассмотренные преподавателем на занятии.
Основные понятия, используемые при изучении содержания МДК 02.05, приведены в глоссарии.
После изучения теоретического блока приведен перечень практических работ, выполнение которых обязательно. Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения зачета по МДК 02.05 и допуска к экзамену по ПМ.02., поэтому в случае отсутствия на уроке по уважительной или неуважительной причине Вам потребуется найти время и выполнить пропущенную работу.
В процессе изучения МДК 02.05 предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая эссе, защита презентации, работа с учебником, отчет по практике, изготовление наглядного пособия, исполнение музыкальных произведений.
Содержание рубежного контроля (точек рубежного контроля) разработано на основе вопросов самоконтроля, приведенных по каждой теме.
По итогам изучения МДК 02.05 проводится экзамен.
Экзамен сдается по билетам, вопросы к которому приведены в конце УМКД.
В результате освоения МДК 02.05 Вы должны уметь:
- определять цели, задачи, содержание, методы и средства руководства музыкальной деятельностью детей;
- играть с детьми и стимулировать самостоятельную музыкальную деятельность детей;
- использовать прямые и косвенные приемы руководства игрой;
- руководить музыкальными видами деятельности с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей группы;
- организовывать детский досуг;
- петь, играть на музыкальных инструментах, танцевать;
-анализировать подготовку и проведение праздников и развлечения.
В результате освоения МДК 02.05 Вы должны знать:
- теоретические основы и методику планирования музыкальных видов деятельности и общения детей;
- содержание и способы организации музыкальной деятельности дошкольников;
- особенности планирования музыкальной деятельности дошкольников вне занятий;
-элементы музыкальной грамоты, музыкальный репертуар по программе дошкольного образования;
- теоретические и методические основы организации и проведения праздников и развлечений для дошкольников;
В результате освоения дисциплины у Вас должны формироваться общие компетенции (ОК):
Название ОК
Результат, который Вы должны получить
После изучения содержания УД/МДК (показатели)
ОК1.Понимать сущность и
социальную значимость своей
будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес.
участие в конкурсах, педагогических мастерских,
сообщения и выступления на кафедрах,
конференциях
ОК2.Организовывать собственную деятельность, определять методы
решения профессиональных задач, оценивать их эффективность
и качество.
умение выбирать и применять наиболее эффективные методы и способы решения профессиональных задач в области дошкольного образования,
высокий уровень качества выполнения
профессиональных задач
ОК3.Оценивать риски и принимать
решения в нестандартных ситуациях.
демонстрировать способность оценивать
и принимать решения в нестандартных
ситуациях и нести за них ответственность
ОК4. Осуществлять поиск, анализ
и оценку информации, необходимой
для постановки и решения
профессиональных задач,
профессионального
и личностного развития.
находить и использовать информацию для
эффективного выполнения
профессиональных задач,
профессионального и личностного развития
ОК5.Использовать
информационно-коммуникационные технологии
для совершенствования
профессиональной деятельности.
умение использовать информационно –
коммуникационные
технологии в профессиональной деятельности
ОК7.Ставить цели, мотивировать
деятельность воспитанников,
организовывать и контролировать
их работу с принятием на себя
ответственности за качество
образовательного процесса.
умение ставить цели, мотивировать
деятельность
воспитанников, организовывать и
контролировать их
работу с принятием на себя ответственности
за качество
образовательного процесса
ОК9.Осуществлять
профессиональную деятельность в
условиях обновления ее целей,
содержания,
смены технологий.
проявлять интерес к инновациям в
области профессиональной деятельности,
своевременное овладение новыми
технологиями в
профессиональной деятельности
ОК10.Осуществлять
профилактику травматизма,
обеспечивать охрану
жизни и здоровья детей.
выполнять требования по охране жизни и
здоровья детей и
проводить профилактическую работу
ОК11.Строить профессиональную
деятельность с соблюдением
регулирующих ее правовых норм.
уметь использовать необходимые
нормативно-правовые документы в
профессиональной деятельности
Содержание МДК 02.05 направлено на формирование профессиональных компетенций в рамках профессионального модуля «Организация различных видов деятельности и общения детей».
.
В таблице приведены профессиональные компетенции, на формирование которых направлено содержание МДК 02.05 «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»
Название ПК
Результат, который Вы должны получить после
изучения содержания дисциплины/МДК (показатели)
ПК2.1.Планировать музыкальные виды деятельности и общения детей в течение дня
составление плана работы воспитателя на месяц
по использованию музыкальных игр в повседневной
жизни группы
ПК2.2.Организовывать музыкальные игры с детьми раннего и дошкольного возраста
проведение музыкально-дидактических игр
ПК2.4.Организовывать общение детей
проведение этапов работы по организации слушания музыки, по разучиванию и исполнению музыкальных номеров,
уметь петь, играть на детских музыкальных инструментах, танцевать, использование творческих заданий
ПК2.6.Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста
организация и проведение развлечения в разных возрастных группах, использование в работе творческих заданий,
подбор материала и составление сценария праздника и развлечения;
ПК5.1.Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников
подбор методических материалов по организации развлечения, праздника в разных возрастных группах
ПК5.2.Создавать в группе предметно-развивающую среду.
восприятие и анализ музыкальных произведений из программ
по музыкальному воспитанию
ПК5.3.Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
уметь систематизировать и оценивать педагогический опыт и
образовательные технологии в области дошкольного
музыкального образования на основе изучения
профессиональной литературы,
анализирование программ по музыкальному воспитанию
Внимание! Если в ходе изучения МДК 02.05 у Вас возникают трудности, то Вы всегда можете к преподавателю прийти на дополнительные занятия.
В случае, если Вы пропустили занятия, Вы также всегда можете прийти на консультацию к преподавателю в часы дополнительных занятий.
Образовательный маршрут по МДК 02.05
Таблица 1
Формы отчетности, обязательные для сдачи
Количество
лабораторные занятия
-
практические занятия
12
Точки рубежного контроля
экзамен МДК 02.05
Итоговая аттестация
экзамен ПМ.02
Желаем Вам удачи!
СОДЕРЖАНИЕ МДК 02.05
Краткое содержание теоретического материала программы.
Раздел 1 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом.
Тема 1. Музыка как вид искусства. Вид искусства, отражающего действительность в звуковых художественных образах. Идейно – художественное содержание музыки. Общая характеристика и взаимосвязь основных средств выразительности.
Тема 2. Элементы музыкальной грамоты.Особенности музыкального языка.
Начальные сведения по теории музыки. Музыкальный звукоряд. Нотный стан.
Такт. Сильные и слабые доли такта. Размер. Лад (мажорный, минорный). Средства музыкальной
выразительности.
Тема 3. Структура музыкальной речи. Музыкальная форма. Принципы формообразования в
музыке. Интонация, мотив, фраза, предложение, период.
Тема 4. Влияние музыки на развитие личности ребенка. Формирование у детей эстетического
отношения к музыкальному искусству и окружающему миру. Возрастные особенности музыкаль-
ного развития детей.
Тема 5. Цели, задачи и методы музыкального воспитания. Цели и задачи музыкального
воспитания. Характеристика методов музыкального воспитания. Музыкальная культура
дошкольника. Приобщение к народной национальной культуре.
Тема 6. Программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста.
Музыкальное воспитание в ДОУ на современном этапе. Программы по музыкальному воспитанию.
Учебно-методические комплексы.
Тема 7. Музыкальная деятельность детей. Виды музыкальной деятельности детей.
Особенности исполнительских видов деятельности.
Тема 8. Формы организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.
Музыкальные занятия. Музыка в повседневной жизни детского сада. Музыкальное воспитание в
семье.
Лабораторные работы не предусмотрены.
Практические занятия (темы, содержание)
№ практического
занятия
Формы и методы контроля
Наименование темы и содержание занятий по программе
Кол-во часов
1
Восприятие и анализ музыкальных произведений.
Составить коллекцию музыкальных произведений по теме « Песня, танец, марш».
1
Устный опрос
2
Форма (построение) музыки.
Анализ форм (построения) музыкальных произведений, используя наглядное пособие «Сложи музыку»
1
Устный опрос
3
Музыкально-дидактические игры и пособия
Разработать варианты музыкально-дидактических игр на основе «Музыкального букваря» Н.А.Ветлугиной
1
Проведение музыкально-дидактической игры
4
Работа воспитателя на музыкальном занятии.
Работа с учебником «Музыкальное
воспитание дошкольников»
1
Проверка конспекта
5
Сравнительный анализ программ по музыкальному воспитанию.
Представление сравнительного анализа двух программ (по выбору)
Защита презентации
6
Составление конспекта беседы о музыкальном произведении.
Восприятие, анализ, подбор иллюстраций и составление беседы по слушанию музыки из программы «Ладушки» для средней группы.
1
Самостоятельная работа
7
Развитие певческих навыков.
Индивидуальное пение песен дошкольного репертуара с аккомпанементом и без музыкального сопровождения.
1
Исполнение музыкального репертуара
8
Исполнение ритмических партитур.
Исполнение в ансамблях музыкальных пьес на детских музыкальных инструментах.
1
Исполнение музыкальных номеров
9
Анализ конспекта тематического музыкального занятия.
1
10
Составление программы праздника для одной из возрастных групп.
Анализ сценарий музыкальных развлечений, предложенных в журнале «Музыкальный руководитель» (2008 – 2012гг.)
Подбор и составление программы праздника «Мамин день» для одной из возрастных групп.
1
Самостоятельная работа
11
Анализ музыкальных развлечений.
Анализ сценарий музыкальных развлечений, предложенных в современной образовательной программе «Ладушки»
1
Устный опрос
12
Работа воспитателя в развитии музыкальных способностей в повседневной жизни ДОУ.
Составить конспект фрагмента занятия с проведением музыкально – дидактической игры для младших и старших дошкольников.
1
Конспект занятия
3.4. Самостоятельная работа (виды, формы контроля, методические рекомендации)
1.Сообщение на тему «Музыка как вид искусства». Эссе. Работа с учебником
3.Презентация на тему «Жанры и их разновидности». Защита презентации. Особенности первичных музыкальных жанров (Песня, танец, марш). Народная музыка. Хоровая и симфоническая музыка. Опера. Балет. Музыка для детей дошкольного возраста.
4.Составления «Музыкального журнала» из произведений по программы О.П. Радыновой « Музыкальные шедевры». Изготовление наглядного пособия.
5.Изучение нотной грамоты, для выполнения задания « Музыкальные часы». Выполнение творческого задания. Работа с учебником Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Изготовление наглядного пособия
6. Музыкально-дидактическая игра « Сложи музыку». Изготовление наглядного пособия.
7.Изучение темы «Основные музыкальные способности». Работа с учебником Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
8.Подготовка и проведение музыкально - дидактических игр по теме «Основные музыкальные способности». Отчет по практике.Наблюдение за организацией общения детей вне занятий. Наблюдение за организацией и проведением воспитателем музыкально – дидактических игр во второй половине дня.
9.Подготовка к презентации одной из программ по музыкальному воспитанию в ДОУ. Защита презентации.
10.Подготовка и исполнение вокального репертуара младшего дошкольного возраста. Подобрать игровые задания, приемы, упражнения, наглядные пособия, направленные на формирование вокальных
( звукообразование, дикция, дыхание) и хоровых ( чистота мелодической интонации, ансамбль) навыков у детей дошкольного возраста.
11.Подготовка и исполнение вокального репертуара старшего дошкольного возраста. Подобрать игровые задания, приемы, упражнения, наглядные пособия, направленные на формирование вокальных ( звукообразование, дикция, дыхание) и хоровых ( чистота мелодической интонации, ансамбль) навыков у детей дошкольного возраста.
12.Подготовка и исполнение музыкальной композиции для младшего возраста. Исполнение мелодий на детских музыкальных инструментах для игр с пением, хороводов.
13.Подготовка и исполнение музыкальной композиции для старшего возраста. Исполнение мелодий на детских музыкальных инструментах для игр с пением, хороводов.
14.Составление циклограммы проведения праздников в детском саду. Знакомство с методическим пособием «Рабочая тетрадь музыкального руководителя». Составление перспективного плана праздников для одной из возрастных групп (по выбору) в ДОУ.
15.Составление плана проведения развлечений в одной из возрастных групп. Отчет по практике.
Проверка конспекта.
16.Наблюдение и анализ музыкального развлечения в одной из возрастных групп. Отчет по практике. Дневник наблюдений. Сценарий развлечения. Наблюдение разных видов развлечений с детьми, организуемых воспитателем группы
17.Наблюдение и анализ праздника в одной из возрастных групп. Отчет по практике. Дневник наблюдений. Сценарий развлечения. Анализ процесса и результаты организации и проведения праздников и развлечений с детьми дошкольного возраста во второй половине дня, анализ работы воспитателя.
Тематика домашних контрольных работ:
I ВАРИАНТ
1. Охарактеризуйте различные формы организации музыкального воспитания в быту детского сада.
2. Музыкально-дидактические игры и пособия для развития ладового чувства.
3. Подобрать и оформить музыкальные загадки, ребусы.
II ВАРИАНТ
1.Роль и место музыки в быту детского сада.
2. Музыкально-дидактические игры и пособия для развития музыкально-слуховых представлений.
3. Подобрать и оформить музыкальные загадки, ребусы.
III ВАРИАНТ
1.Музыка в повседневной жизни детского сада.
2. Музыкально-дидактические игры и пособия для развития чувства ритма.
3. Подобрать и оформить музыкальные загадки, ребусы.
IV ВАРИАНТ
1.Охарактеризуйте виды развлечений в детском саду и их место в повседневной жизни детскогосада.
2. Музыкально-дидактические игры и пособия для развития музыкально-сенсорных способностей.
3. Подобрать и оформить музыкальные загадки, ребусы.
4. ГЛОССАРИЙ
Музыка
От греч.Musikе - искусство муз
Музыка - искусство согласованного сочетания составляющих звука, воздействующих на психику человека.
Музыка характеризуется воздействием на эмоциональное состояние людей, соотношением частот (высот), громкостью, длительностью, тембром, переходными процессами.
Музыкальные инструменты
Музыкальные инструменты - инструменты, обладающие способностью воспроизводить при содействии человека ритмически организованные и фиксированные по высоте звуки или четко регулированный ритм.
Каждый музыкальный инструмент обладает: - особым тембром звучания; - определенным диапазоном звуков; - музыкально-выразительными динамическими возможностями.
Музыкальная нотация
Нотное письмо
Музыкальная нотация - система графических знаков, применяемых для записи музыки. Каждая из известных систем нотации имеет собственный комплекс нот, отличающихся формой и названиями.
Музыкальное произведение
Музыкальное произведение - сочинение: - состоящее из сочетаний звуков с текстом или без текста; - предназначенное для исполнения на музыкальных инструментах и/или с помощью голоса.
Музыкальная пьеса
Музыкальная пьеса - сольное или ансамблевое музыкальное произведение (небольшого размера).
Музыкальная форма
Композиция
Музыкальная форма - композиционный план музыкального произведения, включающий: - особенности построения музыкального произведения: - соотношение и способы развития музыкально-тематического материала; Различают: - трехчастные музыкальные формы, построенные по схеме А-В-А с повторением в конце начального эпизода; - двухчастные музыкальные формы, построенные по схеме А-В; - одночастные, построенные по схеме А.
Музыкальный слух
Музыкальный слух - способность человека: - воспринимать отдельные качества музыкальных звуков: высоту, громкость, тембр;
- ощущать функциональные связи между звуками в музыкальной системе и в музыкальных произведениях.
Музыкальный слух способен развиваться в музыкально-практической деятельности. Различают несколько видов музыкального слуха: абсолютный, относительный, внутренний и др.
Музыкальный темп
Темп
Музыкальный темп - в музыке - скорость музыкального процесса; скорость движения (смены) метрических единиц. Темп определяет абсолютную скорость, с которой исполняется музыкальное произведение.
Музыкант - исполнитель музыки: инструменталист, вокалист или дирижер.
Народная музыка
Народная музыка - музыкальная традиция: - возникшая качестве ритмического сопровождения труда или части определенного ритуала; - имеющая свой звуковой идеал и свои ладовые формы.
Народные музыкальные инструменты
Народные музыкальные инструменты - самобытные музыкальные инструменты: - принадлежащие культуре одного народа; - распространенные у разных народов, связанных между собой этнической общностью или длительными историко-культурными контактами.
Программная музыка
Программная музыка - род инструментальной музыки; музыкальное произведение, имеющее словесную (поэтическую) программу и раскрывающее запечатленное в ней содержание.
Программа раскрывает нечто недоступное для музыкального воплощения. Придать программу музыкальному произведению может только его автор.
Различают: - картинную программность: музыкальные картины природы, народных празднеств, битв и т.п.; - сюжетную программность: развитие музыкальных образов, отвечающих контурам сюжета.
Педагогика
Педагогика - наука о воспитании и обучении.
Педагогика исследует сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, образования и обучения, их роль в жизни общества и развитии личности.
Инновационная программа
Инновационная программа - комплекс инновационных процессов и мероприятий: - согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления; - обеспечивающих эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции или технологий.
Обучающая программа
Обучающая программа - программа, предназначенная для передачи дошкольнику некоторых знаний и/или развития навыков. Обычно обучающая программа подразделяется на собственно обучающую и на контролирующую части.
Сценарий
Сценарий - сюжетная схема, по которой создаются развлечения и праздников в ДОУ
Сценарий - краткое изложение содержания развлечения и праздника, в котором определены: - главные моменты действия; - указаны выходы персонажей на сцену; - обозначены музыкальные и/или спортивные номера; - буффонные сцены, лацци, песни и пр.
Детская игра
Детская игра - по Дж.Миду - деятельность, в процессе которой ребенок, подражая взрослым, воспринимает их ценности, установки и учится исполнять определенные социальные роли.
Игра
Игра - деятельность, направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятия напряжения, а также на развитие определенных навыков и умений.
Игра - форма свободного самовыражения человека, не связанная с достижением утилитарной цели, доставляющая радость сама по себе.
Общение
Общение - взаимодействие индивидов или социальных групп: - состоящее в непосредственном обмене деятельностью, навыками, умениями, опытом, информацией; - удовлетворяющее потребности человека в контактах с другими людьми.
Способности
Способности – это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения. Музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально – слуховые преставления, чувство ритма.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
МДК
5.1. Текущий контроль
Перечень точек
рубежного контроля
Охват тем
(указать номера тем, подлежащих контролю)
Форма контроля
Теория и методика музыкального воспитания с практикумом
Темы 1 - 8
Экзамен по МДК 02.05
Вопросы и задания к экзамену.
Цели и задачи музыкального развития дошкольников.
Дайте характеристику основным музыкальным способностям, которые входят в структуру музыкальности.
Способности детей к различным видам музыкальной деятельности.
Возрастные особенности проявления музыкальности у дошкольников.
Индивидуальная музыкальная культура дошкольников.
Охарактеризуйте особенности методики приобщения дошкольников к народной культуре.
Традиционная и вариативные программы по музыкальному развитию детей дошкольного возраста.
Охарактеризуйте основные тенденции в создании программ музыкального воспитания и развития дошкольников.
Раскройте специфику музыкальной деятельности дошкольников (по Н.А. Ветлугиной), ее отличия от музыкальной деятельности взрослых.
Методы и приемы музыкального воспитания дошкольников.
Охарактеризуйте восприятие как ведущий вид музыкальной деятельности.
Дайте характеристику репертуара для слушания музыки.
Раскройте значение певческой деятельности в музыкальном и личностном развитии дошкольника.
Охарактеризуйте значение музыкально – ритмической деятельности в музыкальном и личностном развитии дошкольника.
Каково значение элементарного инструментального музицирования в музыкальном и личностном развитии дошкольника.
Творчество детей в различных видах музыкально – творческой деятельности.
Раскройте содержание музыкально – образовательной деятельности в детском саду.
Роль воспитателя в проведении музыкального занятия.
Дайте характеристику видов и типов музыкальных занятий в дошкольных образовательных учреждениях.
Музыка в повседневной жизни детского сада.
Развлечения как форма организации жизнедеятельности детей.
Роль праздников в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения.
Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей.
Роль воспитателя в музыкальном развитии дошкольников.
Формы организации музыкальной деятельности детей.
Практические задания.
Проанализируйте содержание нескольких музыкально – дидактических игр. Отметьте их роль в развитии основной музыкальной способности – развитие чувства ритма.
Проанализируйте содержание нескольких музыкально – дидактических игр. Отметьте их роль в развитии сенсорных музыкальных способностей.
Подберите музыкально – дидактических игры для развития компонентов музыкальности.
Предложите задания для развития музыкальных способностей с применением игровых приемов в младшей возрастной группе.
Предложите задания для развития музыкальных способностей с применением игровых приемов в средней возрастной группе.
Предложите задания для развития музыкальных способностей с применением игровых приемов в старшей возрастной группе.
Предложите задания для развития музыкальных способностей с применением игровых приемов в подготовительной возрастной группе.
Проанализируйте, в каких вариативных программах раздел по музыкальному воспитанию представлен достаточно содержательно, а в каких нет.
Проанализируйте одну из образовательных программ по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников по следующим показателям: цель и задачи музыкального воспитания, ведущий вид деятельности, принципиальные положения, анализ основных методов обучения, характеристика музыкального репертуара.
Составьте план – план конспект беседы о музыкальном произведении.
Проанализируйте песню для младшего дошкольного возраста с точки зрения её соответствия их возрастным возможностям.
Проанализируйте песню для старшего дошкольного возраста с точки зрения её соответствия их возрастным возможностям.
Предложите инструментовку русской народной песни для шумового ансамбля.
Разработайте игровые задания в порядке возрастания трудности для формирования навыков игры на инструментах на развитие ритмического, звуковысотного и тембрового слуха у детей старшего дошкольного возраста.
Подберите музыкально – дидактические игры для детей 4 -5 лет, направленные на формирование знаний о музыке.
Проанализируйте конспект тематического занятия по усвоению знаний о музыке.
Проанализируйте конспект развлечения по закреплению умений и навыков в видах музыкальной деятельности.
Составьте план включения музыки в различные виды деятельности детей в течение одного дня.
Разработайте методические рекомендации родителям по музыкальному воспитанию ребенка в семье.
Проанализируйте сценарий праздника и соответствия его критериям успешности.
5.2. Итоговый контроль по ПМ 02. «Организация различных видов деятельности и общения детей»
1. Вы воспитатель старшей группы.
На музыкальном занятии дети старшей группы знакомились с музыкальными пьесами П.И.Чайковского. Воспитателю необходимо во второй половине дня запланировать восприятие пьес из «Детского альбома» и закрепить полученные знания.
Выберите музыкальное произведение по теме, доступное для восприятия ребенку старшего дошкольного возраста.
Составьте план – конспект беседы о музыкальном произведении.
Продемонстрируйте методы и методические приемы, используемые вами в работе по восприятию музыки.
Проанализируйте данное музыкальное произведение.
Практическое задание. Исполните песню « Колыбельная Медведицы» из мультипликационного фильма «Умка», аккомпанируя припев на металлофоне.
2. Вы - воспитатель подготовительной группы.
В календарно – тематическом плане воспитателя подготовительной группы запланировано музыкальное развлечение «Музыкальное путешествие». Необходимо организовать досуг силами самих детей.
Выберите из музыкального репертуара произведения, выученные детьми
на музыкальном занятии (исполнительские виды деятельности).
Составьте сценарий концерта.
Продемонстрируйте различные приемы исполнения песни,
игры на инструментах, танцев.
Проанализируйте сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя в организации и проведении досуга.
Практическое задание. Исполните песню «Детский сад – волшебная страна» под фонограмму (слова и музыка О.Шапоренко).
3. Вы- воспитатель средней группы.
На музыкальном занятии детей средней группы ребята знакомились с ударными музыкальными инструментами. Во второй половине дня захотели поиграть на инструментах. Воспитателю необходимо организовать музыкальную игру с детьми.
Подберите из картотеки музыкально – дидактическую игру, развивающую одну из основных музыкальных способностей.
Составьте этапы организации развивающей музыкальной дидактической игры.
Продемонстрируйте варианты игры с использованием детских музыкальных инструментов.
Проанализируйте возможное проявление детей – исполнителей.
Практическое задание. Исполните танец «Пальчики – ручки» ( р.н.п. «Ой, на горе-то», в обр.Т Ломовой), используя разнообразные движения.
4. Вы- воспитатель детского сада.
В детском саду проводится «День музыки П.И.Чайковского». Воспитателем рекомендовано организовать день таким образом, чтобы музыка П.И.Чайковского звучала как можно чаще и сопровождала ребят на протяжении всего дня.
Подберите музыкальные произведения П.И.Чайковского в соответствии с режимными моментами.
Составьте план включения музыки в различные виды деятельности детей в течение одного дня.
Продемонстрировать межпредметные связи музыки П.И.Чайковского с изобразительной деятельностью, с развитием речи, с ознакомлением с окружающим миром.
Спланируйте рефлексию по завершении «Дня музыки П.И.Чайковского» .
Практическое задание. Исполните с движениями и музыкальным сопровождением песенку «Пряничек» (слова и музыка Д.Костромы).
5. Вы- воспитатель детского сада.
В годовом плане утверждены праздники, которые должны быть проведены в детском саду. Воспитатель является ответственным за проведение одного праздника в своей группе.
Выберите сценарий и адаптируйте его к данной возрастной группе.
Разработайте план подготовки к празднику, продумайте эскизы оформления музыкального зала, костюмы и атрибуты праздника.
Расскажите о возможностях использования аудиовизуальных средств обучения и видов музыкальной деятельности на праздничных утренниках.
Составьте схему анализа проведенного мероприятия.
Практическое задание. Исполните песню «Солнечная капель» (слова И.Вахрушевой, музыка С.Соснина) с музыкальным сопровождением и игрой на металлофоне.
6. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ/МДК
Основные источники
1. Гончарова О.В. Теория и методика музыкального воспитания: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / О.В.Гончарова, Ю.С. Богачинская. – М.: Академия, 2012. – 256с.
2. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В. А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей. – М.: Детство-Пресс, 2010 . - 656 с.
Дополнительные источники
1.Лифиц И.В. Ритмика: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 1999. - 273 с.
2.Музыкальные занятия: разработки и тематическое планирование. Вторая младшая группа / авт.-сост. Т.А.Лунева. – Изд. 2-е.- Волгоград: Учитель,2010.- 190 с.
3.Музыкальные занятия: разработки и тематическое планирование. Старшая группа/ авт.-сост. Т.А.Лунева. – Изд. 2-е.- Волгоград: Учитель,2010.- 220 с.
4.Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учебник для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. -2-е издание, стереотип. - М.: Академия, 1998.- 240 с.
5.Радынова О.П., Груздова И.В., Комисарова Л.Н. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 1998.-176 с.
6.Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: В2ч.-М.: ВЛАДОС,1997.- 606 с.
7. Роот З.Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста: пособие для муз. руководителей. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 64 с.
7.Скопинцева О.А. Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников: рекомендации, конспекты занятий/ О.А.Скопинцева; под ред. Г.В.Стюхиной.- Волгоград: Учитель, 2009. - 111 с.
7. Учебно-методические комплекты по музыке для детского сада (по вариативным программам).
8. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунская. - М.: Академия, 2006. - 320 с.
Периодические издания:
«Дошкольное воспитание» (2008 – 2012гг.)
« Музыкальный руководитель» (2008 – 2012гг.)
« Ребенок в детском саду» (2008 – 2012гг.)
Интернет – ресурсы:
1.Сайт о развитии, воспитании и обучении детей дошкольного возраста.
http://www.i-gnom.ru/.По состоянию на 01.10.2012г.
2.Сайт для работников детского сада.http://www.blogger.com.ivalex.vistcom.ru/.