kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учебник Марии Монтессори

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятия по системе Марии Монтессори основаны на индивилуальном подходе каждого ребенка. Великий педагог.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Учебник Марии Монтессори»

user_file_57f134f63a564.doc

Элитные пуговицы оптом

Элитные пуговицы оптом пр-ва Чехия. Поставки со склада. Гарантия

www.buttons-lux.ru - Казахстан

Нужен сортовой прокат?

Все постащики сортового проката на одном сайте

www.hotmetal.ru

-=GoR=- and -=MoR=-

Сообщество женской и мужской команды по battlefield 2142

morgor.ru








Монтессори-педагогика

Монтессори-педагог, подготовленная среда, дидактический материал

Имя итальянского педагога и ученого Марии Монтессори (1870-1952гг.) известно во всем мире, по ее системе работают многие детские сады и школы.

Мария Монтессори считала, что ребенок сам является творцом своей личности, что в нем заложены стремление к саморазвитию и энергия к самосовершенствованию. Задача Монтессори-педагога – уважать личность ребенка и дать ему возможность действовать самостоятельно согласно его внутреннему плану развития, то есть подготовить специальную среду и показать способы работы с материалом. Таким образом, занятия по системе Монтессори основаны на индивидуальном подходе к каждому ребенку: ведь ребенок сам выбирает себе упражнение, и педагог именно ему показывает, как работать с данным материалом. Все, чем занимается ребенок, он делает в своем индивидуальном темпе и в свои сроки, соответствующие его способностям. Монтессори-педагог наблюдает за ребенком, видит зоны его ближайшего развития и предлагает ему новый материал.

Кроме наблюдений за ребенком, Монтессори-педагогу в работе с детьми помогает знание о “сензитивных периодах” – промежутках времени, когда ребенок легко, без особых усилий обретает новое знание или умение. До 3 лет длится период восприятия порядка, до 5,5 лет – период сенсорного развития, до 6 лет – период развития речи, включающий несколько этапов (развитие устной речи, подготовка к письму, к чтению, чтение с пониманием, знакомство с функцией слов в предложении). С 2,5 до 6 лет ребенок переживает период социального развития.

Когда сензитивный период заканчивается, человек приобретает новое умение “c затратами силы воли, усилий и усердия.” (М.Монтессори Дети другие. Москва, 2004) “Если у ребенка нет возможности действовать согласно внутренним директивам того или иного периода внутренней чувствительности, то он упускает возможность овладеть каким-либо умением естественным путем. И эта возможность уходит навсегда.” (там же) Вот почему ребенку так необходима специальная подготовленная среда со стимулирующим развитие материалом, находящемся в свободном доступе. Вот почему ребенку так необходим Монтессори-педагог, центральным пунктом деятельности которого “становится ребенок, который обучает сам себя и свободен в выборе своего занятия и движений”, который “воздействует на ребенка таким образом, чтобы деятельность исходила от самого ребенка.” (там же) Вот почему ребенку необходимо такое отношение, в основе которого лежит уважение к его личности и доброжелательное терпение.

Остановимся подробнее на среде и дидактическом материале Монтессори. Группа, в которой проводятся занятия по системе Монтессори, является специально подготовленной средой с удобной для детей мебелью и, самое главное, дидактическим материалом Монтессори. Мария Монтессори, “наблюдая за детьми, отобрала тот материал, который стимулировал естественное развитие малышей. Она, врач и философ, терпеливо шла за ребенком, открывая закономерности его физического и интеллектуального роста, искала возможности помощи в этом росте со стороны взрослого… Ее методика позволяет ребенку развиваться в его собственном темпе, соответствующем его способностям” (К.Е.Сумнительный Как помочь ребенку построить себя. Москва, 2001).

Весь материал обладает некоторыми важными свойствами. Во-первых, он находится на открытых полках и доступен детям, что дает ребенку полную свободу выбора занятия из многих видов деятельности. В свободной работе дети раскрывают свою личность индивидуальные качества, а также могут достичь глубокой концентрации внимания, отражающей внутреннее развитие ребенка. Привлекательная интересная работа развивает у ребенка трудолюбие, стремление к самосовершенствованию, к выполнению более сложных заданий.

Во-вторых, все материалы содержат в себе контроль ошибки, с помощью которого ребенок может сам проверить правильность своей работы, то есть имеет возможность работать самостоятельно. Также важно то, что материалы представлены в единственном экземпляре. Это помогает детям, одновременно желающим заниматься данным материалом, научиться договариваться друг с другом об очередности работы с материалом или о совместной работе.

Своим расположением на стеллажах материалы разделены на зоны:

Упражнения повседневной жизни (УПЖ) особенно важны для младших детей от 2,5 до 4 лет. Цель этих упражнений – развить не только мелкую и крупную моторику, но и чувство самостоятельности у ребенка. С помощью материалов УПЖ дети учатся обслуживать себя и следить за своими вещами, а именно:

  • переливать, пользоваться пипетками

  • пересыпать

  • нанизывать бусины, шнуровать

  • пользоваться пинцетами и прищепками

  • справляться с различными видами застежек (пуговицами, молнией, липучкам, кнопками, шнуровкой, бантами)

  • мыть руки

  • мыть посуду, стирать, гладить

  • чистить и резать овощи и фрукты

  • полировать металл

  • чистить обувь

  • вышивать

С этими материалами дети не играют, а по-настоящему выполняют домашние дела, и предметы, которыми они пользуются, не игрушечные, а настоящие. “Недостаточную ловкость движение малыша выдает перевернутый стул или разбитая фаянсовая чашка. Вещи-доносчики напоминают: “Учись обращаться с нами, двигайся организованно и красиво, учись свободно управлять собой, становись господином своего тела.” Они не ограничивают ребенка, а становятся своеобразными воспитателями.” (К.Е.Сумнительный Как помочь ребенку построить себя. Москва, 2001). Срабатывает контроль ошибки, заложенный в материале, ребенку очевиден совершенный промах.

К материалам зоны УПЖ относится и линия. До 6 лет происходит формирование тела, пропорции тела ребенка отличаются от пропорций взрослого; детям сложно управлять своим телом. Упражнения на линии помогают ребенку не только координировать движения своего тела, держать осанку, развить вестибулярный аппарат и гибкость, но и научить его расслаблять свое тело, медитировать, успокаиваться, концентрироваться на себе. Для развития координации тела во время ходьбы по линии дети носят разные предметы – шарики на веревочке, в ложке, колокольчики, воду в блюдце и т.д, выполняют танцевальные движения или лечебные упражнения.

В зоне сенсорного развития малыш может использовать свои чувства при изучении окружающего мира. С помощью материалов, находящихся здесь, он развивает свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также имеет возможность потренироваться в различении температур, ощутить разницу в весе предметов, и, конечно, развить мускульную память. Для тренировки различения форм и размеров, развития зрительной памяти дети работают с 4 блоками цилиндров, цветными цилиндрами, розовой башней, коричневой лестницей, красными штангами, объемными геометрическими телами. Для развития цветового зрения – с коробками с цветными табличками. Для развития логического мышления на основе зрительного восприятия – с конструктивными треугольниками, биноминальным и триноминальным кубами.

Кроме основной цели работы с сенсорным материалом – развивать и утончать чувства ребенка, существует косвенная цель, которая заключается в том, чтобы “развить в малыше способность наблюдать, анализировать и синтезировать, выделять главное и обоснованно классифицировать. При этом развиваются различные виды памяти, усваиваются новые понятия и происходит подготовка к переходу на новый уровень мышления – от наглядно-действенного к наглядно-образному.”(К.Е.Сумнительный Как помочь ребенку построить себя. Москва, 2001).

В математической зоне ребенок может систематизировать математические понятия через среду, где он их “переживает” физически, конкретно. Благодаря замечательному материалу Монтессори обучение математике происходит легко, и математика не воспринимается как сложный или скучный предмет. Вместе с тем дети не только знакомятся с математическими символами и счетом, но и получают ясное понимание сути десятичной системы и арифметических действий, взаимосвязи разрядов чисел.

Сначала ребенок знакомится с количествами и символами до 10 с помощью числовых штанг, которые можно пересчитывать и сравнивать, шершавых цифр, веретен, цифр и чипсов. На золотом материале – наверное, самом известном Монтессори-материале – дети знакомятся с десятичной системой, учатся операциям сложения, вычитания, умножения и деления четырехзначных чисел, осваивают порядковый счет. Дети с удовольствием занимаются с золотым материалом. Решая примеры с четырехзначными числами, они успевают пообщаться, пошалить, вытянуть жребий, кому же на этот раз быть ведущим.

В языковой зоне ребенок пополняет словарный запас, совершенствует грамматический строй речи, развивает фонематический слух, играя в звуковые игры. Работая с металлическими рамками-вкладышами, он продолжает готовить руку к письму (а начал он еще в упражнениях повседневной жизни, когда развивал мелкую моторику и отрабатывал движение руки против часовой стрелки, и в занятиях с сенсорными материалами, когда брал предметы тремя так называемыми пишущими пальцами, которыми мы держим ручку).

Интересен процесс обучения письму и чтению. Дети приходят к чтению через письмо. Сначала ребенок складывает слова с помощью подвижного алфавита – набора букв – или пишет слова на бумаге, то есть заниматься анализом и синтезом звуков в слове. Когда ребенок уже уверенно пишет, оказывается, что он без труда читает простые слова. Далее он читает слова со сложностями, короткие фразы, первые книжки. Так постепенно ребенок приходит к чтению с пониманием прочитанного.

В космической зоне дети получают первые познания в области ботаники, зоологии, анатомии, географии, астрономии, истории и культуре разных народов, то есть устанавливают взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира и выстраивают его целостную картину. Дети занимаются с вкладышами “Карта мира”, календарем, дидактическими играми о животных и растениях, рассматривают гербарий из листьев деревьев, злаки, коллекцию ракушек, собранную ими самими летом на море, строят Солнечную систему, раскладывая из лент орбиты планет и кружась по ним вокруг “солнца”.

Много естественно-научных знаний дети получают в кругу, когда они вместе с педагогом собираются вместе и обсуждают все на свете. В кругу ребята не только расширяют свой кругозор и словарный запас, но и слушают рассказы и учатся высказывать свое мнение и пересказывать услышанное, учат стихи.

В кругу также проводятся уроки вежливости – социальные упражнения, которые напоминают детям правила поведения в группе, учат их правилам поведения воспитанного человека в обществе. Дети дошкольного возраста переживают период становления культурного человека, они хотят вести себя вежливо, правильно говорить, хотят узнать, как поступить в определенной ситуации, и педагог показывает пример общения и взаимоотношений между людьми. По сути уроки вежливости – спонтанная импровизация типа ролевых игр, когда ребенок проигрывает некоторую ситуацию, воспринимая необходимые слова, жесты, мимику, например, учится здороваться, знакомиться, благодарить, извиняться, предлагать помощь, делать комплимент, угощать или отвечать по телефону.

Педагогическая система Марии Монтессори


Ребенок строит себя сам

Сегодня в мире практикуется огромное количество разнообразных воспитательных систем. Все они ориентированы на то, чтобы вырастить из ребенка гармоничную и развитую личность, но каждая идет к этой цели своей дорогой. Чтобы помочь родителям сориентироваться в многообразии педагогического опыта и понять, какая система больше подойдет именно их ребенку мы начинаем серию публикаций о наиболее популярных сегодня педагогических системах.


Константин Сумнительный
директор Московского Центра Монтессори, к. пед. н.

 



Рождение системы Монтессори


В педагогику итальянский врач Мария Монтессори пришла, познакомившись с трудами французкого врача и педагога Эдуарда Сегена. Он предположил, что дети с особенностями в развитии отличаются от "нормальных" только тем, что лишены естественной инициативности, которая может быть им возвращена с помощью специального стимульного материала. Эту идею, да и сами стимульные материалы, Мария Монтессори и положила в основу работы с детьми, которых в ее время, не дифференцируя диагноз, называли идиотами. Результаты превзошли все ожидания: через два года считающиеся безнадежными дети не только научились читать и писать, но и выиграли школьную олимпиаду в Риме, где участвовали и так называемые "нормальные" дети.

Успех воодушевил Монтессори, и она решила серьезно заняться педагогикой. Будучи врачом, она исходила из понятных ей биологических аналогий: пребывая в утробе матери, ребенок находится в безопасности и получает все необходимое для своего развития; в момент же рождения он испытывает серьезный стресс, который может негативно отразиться на его личности. После рождения количество таких негативных воздействий возрастает. Значит, надо обезопасить малыша от них и занять его деятельностью, развивающей его природных способности. Для этого Монтессори предложила создать специальную среду, отличную как от домашней, так и от казенной обстановки традиционного класса. Появившись 100 лет назад, система Монтессори, ориентированная на развитие детей, совершенствовалась и завоевывала мир. Сегодня под эгидой созданной Марией Монтессори Международной ассоциации (AMI) существует сеть курсов, которая готовит педагогов для работы с детьми от 0 до 3, от 3 до 6, и от 6 до 12 лет. Каждый возраст требует подготовки своей особой среды, и помещать ребенка одного возраста в среду для детей другой возрастной категории просто опасно. Педагог же, берущийся за работу с детьми от 0 до 3 лет по системе Монтессори, должен не просто знать об особенностях этого возраста, но и иметь специальную подготовку. Тем не менее сама Мария Монтессори считала, что идеальным местом для ребенка до трех лет является родительский дом.


Дети в стране великанов

До Монтессори никто всерьез не задумывался о том, что малышу неудобно жить в мире, где все сделано для взрослых и где он чувствует себя как Гулливер, попавший в страну великанов. Такой взрослый мир кажется ребенку хаосом, где все зависит от воли великана-взрослого, порой несправедливого и даже жестокого, не готового заплатить самую ничтожную цену за исследование ребенком окружающего мира. Так, стакан, разбитый ребенком, может вызвать у взрослого гнев и послужить для ребенка знаком, что он не имеет права на ошибку.

Монтессори со страниц своих трудов пыталась донести до всех, что дети - не куклы в руках родителей и педагогов, что у них есть свои интересы и потребности, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. Она сделала вывод, который актуален и по сей день: "Чтобы воспитывать ребенка, - надо его знать, чтобы его знать, - надо за ним наблюдать, а чтобы за ним наблюдать, - надо дать ему свободу". И действительно, наблюдать за ребенком, насильно усаженным за парту, бессмысленно - что-либо, кроме быстрой потери интереса ко всему происходящему, вы вряд ли увидите. Но когда ребенок занят важной и интересной для него деятельностью, можно без труда заметить, как проявляется его личность. Наблюдение за многими детьми (но не за детским коллективом) позволяет вывести закономерности в развитии детей.

Так постепенно в ходе экспериментов с дидактическим материалом и наблюдений за детьми и сформировалось то, что сегодня принято называть методом Монтессори. Коротко Мария Монтессори назовет его "помощью жизни". В этом смысле ее метод не имеет никакого отношения к многочисленным технологиям раннего развития, потому что развитие имеет свои законы, которые нельзя нарушать, и свой темп, который опасно форсировать. Другое дело, что темп у каждого ребенка свой, и задача педагога состоит в том, чтобы устранить препятствия на пути естественного развития малыша. В современном понимании эта задача не отличается от задачи воспитания, под которым понимают целенаправленное создание условий для развития человека.

Система Монтессори предлагает свой целостный и логичный путь воспитания, который коротко можно передать одной емкой фразой: "Свободная работа ребенка в специально подготовленной среде".


Сочетание дисциплины и свободы

Свобода достаточно часто понимается как вседозволенность, разгул и анархия - ничем и никем не ограниченная воля. Уже в первой своей книге Монтессори пояснила, что ее понимание свободы не имеет никакого отношения к свободе социальной. Прежде всего ее интересует независимость ребенка от воли взрослого. Человек независим, когда он умеет обслуживать себя сам, когда он может освоить новое с минимальной посторонней помощью.

Тех, кто впервые попадает в группы Монтессори, удивляет, что дети в них свободно перемещаются по классу, берут с полок любые предметы, но при этом никто не бегает и не кричит. Дети сосредоточенно работают и без напоминания взрослых ставят взятый материал именно туда, откуда его взяли. Это поразительное сочетание дисциплины и свободы - прямое следствие независимости, которой ребенок в детских садах Монтессори проникается в первые же месяцы после прихода в группу.

Такая свобода действий позволяет ослабить социальные узы, ограничивающие активность ребенка. Более того, специально подготовленная среда поощряет деятельность детей, стимулируя их осознанный выбор того или иного действия. По мнению Марии Монтессори, в результате свободной деятельности ребенок сам строит себя как личность.

Вместе с тем, у Монтессори свобода - не вседозволенность, а защита права ребенка на индивидуальность, на принятие самостоятельного, ответственного решения. Малыш воспринимается как личность, имеющая право на собственное мнение. Конечно, с таким ребенком труднее. Он требует уважения к себе и к тому, что он делает. Ему надо доходчиво объяснить каждое свое действие, потому что он готов отстаивать свое мнение в споре со взрослым. Вместе с тем с таким ребенком проще: он уважает не только себя, но и других людей, хорошо знающих свое дело. Он способен не только поражать взрослых открытиями, но и сотрудничать с ними.

Только сотрудничество это происходит не так, как хочет сильная сторона - взрослый, а так, как договорились взрослый и ребенок, приняв общие правила взаимодействия.


Правила взаимоудобной жизни

Очень часто такие правила вывешиваются при входе в группу. Обычно они воспринимаются как методический прием, легко переносимый в любое дошкольное учреждение. Эти правила - для всех кто приходит в группу: детей, родителей, посетителей, а главное - для воспитателей.

Правила в группе Монтессори не предусматривают ни наказаний, ни наград, потому что Мария Монтессори считала (и сегодня ее позиция подтверждена многими детскими психологами), что ни то, ни другое неприемлемо в отношении маленького ребенка. Его нельзя наказывать, но и награда лишь порождает дух соревнования и может пробудить зависть, поскольку, когда один выигрывает, все остальные проигрывают. В педагогике Монтессори принято не хвалить, а поддерживать и одобрять то, что сегодня у конкретного ребенка получилось лучше, чем вчера или два часа назад.

Сама идея выработки определенных правил, делающих жизнь в группе удобной для всех, родилась из открытия Марией Монтессори сензитивных периодов . Оказалось, что в эти периоды ребенок без серьезных усилий способен учиться определенным вещам. Эти отрезки в жизни ребенка коротки и уходят безвозвратно. В один из них - период порядка, ребенок крайне негативно реагирует на резкие изменения в привычном окружении и стремится найти индивидуальные правила организации своего окружения. Стремление к упорядочению среды и отношений и лежит в основе вырабатываемых совместно учителем и детьми правил. Они отражают те реальные проблемы, которые возникают при выстраивании взаимоотношений в группе.

Вот, например, как естественно рождается в группе правило говорить тихо. После выходных дней учитель предлагает всем детям одновременно рассказать о том, кто как отдыхал. Дети наперебой говорят. Потом учитель просит всех замолчать, и спрашивает кого-нибудь из малышей, может ли он повторить чей-нибудь рассказ. Выясняется, что никто никого не слышал. Так дети сами понимают неудобство такого общения и вместе со взрослым находят удобный вариант взаимодействия. Например: "Если я хочу что-то сказать, я поднимаю руку" - или: "Если мы хотим друг друга услышать, то говорим по одному". И так далее.

Учитель все время терпеливо напоминает о правилах и подчеркивает свое уважение к ним и готовность им подчиняться. Каждое правило, регламентирующее жизнь группы, - это маленький шедевр педагогического и литературного мастерства. Ведь оно должно быть выражено в понятной и позитивной форме. Каждое из правил подчеркивает один из аспектов общей жизни, но предписаний не может быть бесконечно много, так как дети просто не в состоянии будут их запомнить. И даже если какое-то положение никак не может органично войти в общую жизнь, - это не повод от него отказаться. Можно поискать другой ракурс, найти другую формулировку для того, чтобы решить возникшую проблему.

Со временем правила так органично входят в жизнь группы, что старшие дети обучают им вновь пришедших. Часто в группе Монтессори можно услышать от ребенка: "У нас так делать не принято. Давай я тебе покажу (расскажу), как надо". Дети, как известно, с большей охотой учатся друг у друга.

Таким образом, предлагая некоторые рамки, разумные ограничения Мария Монтессори расходится не только со сторонниками свободной педагогики, но и со сторонниками строгой дисциплины. Вместе с тем дети в ее группах в процессе познания мира с видимым удовольствием работают с дидактическим материалом, всегда активны и любознательны. Детей в группах Монтессори ненамного меньше, чем в традиционных. Хотя то, что группы разновозрастные, позволяет на законном основании уменьшать их численность. Но не по этой причине группы формируются из детей разного возраста. Младшие дети получают в лице старших своеобразных наставников, пример для подражания и ориентир для роста. Польза для старших не меньше: - они сами с удовольствием выступают в роли учителей, и в этой роли могут не только укрепить собственные знания, но и почувствовать ответственность за другого человека.


Работа как игра

Термин "работа" в отношении детей вызывает множество споров. Сама же Мария Монтессори постоянно подчеркивала, что в работе взрослого и ребенка есть существенное и глубокое различие. Малыш во время занятий не преследует внешних целей - эти цели, как правило, ставят перед ним взрослые. Например, рисующий ребенок не ставит перед собой цели создать шедевр. Он тренирует свою руку, выражает свои эмоции. Завершая упражнение с каким-либо материалом, ребенок радуется не тому, что он сделал что-то неповторимое, а тому, что у него, например, лучше получилось то, что не получалось или плохо получалось вчера. Его работа как деятельность, направлена на построение собственной личности, то есть на внутренние цели, и в этом смысле она может быть названа игрой.

С другой стороны, у каждого материала Монтессори есть вполне определенная дидактическая задача, и, прежде чем дать ребенку работать с ним, взрослый должен донести эту задачу до малыша, то есть провести короткий урок. Монтессори исходит из того, что правильно и с пользой можно использовать только те предметы, о назначении которых ты знаешь. У Марка Твена нищий двойник короля был разоблачен, когда признался, что колол орехи Королевской печатью. Он не подозревал, для чего нужна эта круглая тяжелая штука. Так же и дети, чтобы понять окружающий их мир, должны понять свойства окружающих их предметов.

Взрослый, видя пробудившийся у ребенка интерес к тем или иным материалам, показывает, как с ними взаимодействовать. Это одна из его задач. Другая, но не менее важная, задача - показать так, чтобы ребенок захотел работать с материалом самостоятельно. У нормального ребенка есть желание исследовать мир, есть поле, которое он хочет исследовать, названное российским психологом Л.С. Выгодским зоной ближайшего развития. Войти в эту новую для себя зону малыш пока не может без помощи взрослого. Вот для этого и нужен короткий урок, толчок к самостоятельному исследованию, к деятельности, которая строит психику малыша.

Здесь Монтессори расходится с некоторыми представителями советской психологии, предположившими, что ребенка можно сформировать так, как это необходимо. Необходимо кому? Есть ли у ребенка внутренние силы, которые позволят ему выдержать ту нагрузку, которую предлагают ему сторонники такого подхода? К чему в долгосрочной перспективе приведут попытки форсировать развитие?

Тем не менее родители нетерпеливы. Они прочитали, что ребенок в Монтессори-группе учится читать к пяти годам. Это действительно случается, но ребенок никому ничего не должен. Мы можем подготовить условия для его развития, мы можем вовремя показать ему необходимый материал, руководствуясь своим знанием природы малыша и проявленным им интересом, но нельзя дать гарантию, что "взрыв письма" или "взрыв чтения" обязательно произойдет в назначенный нами день. Каждый ребенок идет в индивидуальном темпе, и от слишком многих обстоятельств зависит, когда он придет к цели, но придет он к ней сам и тогда, когда будет готов. Чаще всего это получается у него раньше и качественнее, чем у сверстников из обычных групп. В группах Монтессори ребенок учится не столько получать знания, умения и навыки, сколько обретает себя через познавательную деятельность.


Развивающая среда

Идея развивающей среды у Монтессори кажется простой и естественной. В ней должен быть упорядочен окружающий ребенка мир взрослой жизни и созданы безопасные условия для развития. Монтессори предполагала, что со взрослением ребенка и изменением главных задач должно изменяться и его подготовленное окружение. Как уже говорилось первой средой, отвечающей всем потребностям развития еще не рожденного малыша, становится его мать, потом эти функции перекладываются на дом. С трех лет, когда, как считает итальянский врач, может быть начато осознанное обучение, ребенок нуждается в профессионально организованной развивающей среде, где педагог - и организатор среды, и ее неотъемлемая часть. А в среде продумано все и нет мелочей. Мебель - светлых тонов, легкая и подобрана так, чтобы детям всех возрастов было удобно.

В этой среде на специальных полках, открытых для всех детей группы, в определенном порядке расположены дидактические материалы, являющиеся стимулами к развитию. Весь материал расположен в логической последовательности и разделен на области: область упражнений в практической жизни, сенсорная область, область математического материала и область развития речи, иногда говорят и о естественнонаучной области. Каждая из этих областей имеет свое предназначение. Благодаря упражнениям в области практической жизни ребенок становится независимым, сенсорные упражнения позволяют развивать его интеллект. Значимость "сенсорных эталонов", как назвали часть материалов Монтессори, сегодня не оспаривает никто. Сенсорные материалы непосредственно связаны с математическими материалами и пособиями для развития речи. В этой дошкольной среде большинство материалов - заводского производства. Ведь очень важно, чтобы они привлекали ребенка, были эстетичны, точно выполнены и сделаны из природных материалов. Никто не подгоняет развитие детей, но в среде есть материал, который поможет им освоить все арифметические действия и производить их сначала с конкретным, например "золотым", материалом, а затем и с карточками. Обычно в Монтессори-группах есть небольшой живой уголок и уголок отдыха. Хорошо, если на участке удается организовать небольшой огород или цветник, за которым дети ухаживают сами. Словом, среда ограничивается группой и площадкой у детского сада.

С 6 лет среда меняется. Теперь в ней в основном преобладают пособия, сделанные руками учителя. Это различные плакаты, серии карточного материала, заготовки для опытов и так далее. Хотя есть и заводской материал, в основном математический и для изучения языка. Происходит дальнейшее расширение окружения, в котором ребенок может удовлетворить свои образовательные потребности. В него включаются библиотеки, музеи, научные институты, в которых можно найти то, что интересует детей и удовлетворяет их жажду знаний.


Монтессори-среда дома

Развивающую среду для детей до трех лет можно создать и дома. Конечно, ее эффект будет не столь полным по сравнению с профессионально созданной средой, но родителям важно помнить, что в этом возрастном промежутке ребенку важно побольше двигаться, изучать окружающие его вещи, разбирать и собирать простейшие конструкции, - чтобы исследовать соотношение предметов разной величины, получить возможность их анализа и синтеза. Также следует помнить: чтобы не одергивать ребенка различными и бесконечными "нельзя", необходимо создать безопасные условия для его неутомимой исследовательской деятельности. Как-то одна мама пожаловалась, что ее маленький ребенок все время норовит залезть на подоконник. Это действительно опасно. Когда мы стали анализировать ситуацию, то оказалось, что мебель в комнате расставлена так, что ребенок легко залезает на диван, стоящий у окна. Так что первое и главное правило безопасной домашней среды - "Не провоцируйте ребенка, не ставьте свой диван у окна в его мир".




Е.А. Хилтунен


Педагогику Марии Монтессори часто называют средовой. То есть специально подготовленная и созданная взрослыми развивающая среда занимает едва ли на решающую роль в жизни ребенка, буквально с первых дней его появления на свет. С помощью зрения, слуха, тактильных и вкусовых ощущений ребенок впитывает все, что его окружает. Его разум работает как сложная впитывающая система. Это означает, что не только профессиональным педагогам необходимо со вниманием относиться к проектированию специально подготовленной для их воспитанников развивающей среды, но и обычным родителям, в доме которых появились малыши стоит подумать, как организовать пространство их жизни с наибольшей пользой.


Предлагаем Вашему вниманию вариант специально подготовленной развивающей среды, которая была создана реально в четырехкомнатной квартире семьи с тремя детьми 8 месяцев, 2-х и 7 лет. Семилетний мальчик имеет отдельную комнату, развивающее пространство которой здесь не рассматривается, а среда обитания его младшего братика и сестрички спроектирована с учетом их возрастных особенностей и в духе педагогики Марии Монтессори. Интересно пронаблюдать достижения детей в процессе их взросления. Для этого разработан несложный тест детских достижений, который легко могут заполнять мама или папа, ежедневно наблюдая жизнь своего ребенка в подобной развивающей среде. Тест поможет быть внимательными к малышу, радоваться его успехам, помогать в достижении цели, лучше чувствовать и понимать ребенка.


Специально подготовленная домашняя развивающая среда

для детей от 8 месяцев до 3-х лет в духе педагогики саморазвития
Марии Монтессори (номенклатура)


Предметы для развития движений и умения владеть своим телом:
1. Деревянная кроватка с "заборчиком"
2. Высокий детский стульчик с низенькой табуреткой
3. Детский столик и два стульчика
4. Машинка-бегунок
5. Деревянный детский велосипед без педалей
6. Домашний маленький трехколесный велосипед
7. Качели без спинки
8. Спортивные детские кольца
9. Спортивный канат с узлами
10. Лесенка с 5-8 ступеньками
11. Горка
12. Мешки с грузами в 1, 2, 3 кг на веревке
13 Мячи большие и маленькие
14. Детские деревянные брусья для первых самостоятельных шагов
15. Деревянная лесенка с широкими ступеньками с двух сторон
16. Большая ванна или надувной бассейн для плавания и игр в воде
17. Жесткие и мягкие коврики для ползанья
18 Тактильная дорожка
19. "Линия" на полу для координированного движения
20. Низкие мягкие кресла "мешки"
21. Подушки, перинки и маты для кувыркания



Предметы для развития умений практической жизни:


1. Детская вешалка для одежды
2. Детская полка для обуви
3. Тряпка, щетка, бархотка в корзине для чистки ботинок
4. Детские совки для обуви
5. Корзинка с кошельками и кармашками с различными застежками (молния, пуговица, липучка, кнопка, тесемки)
6. Зеркало и расческа
7. Зубная щетка, стаканчик, детская зубная паста
8. Миски, салфетки и полотенца для мытья и вытирания рук
9. Предметы для пересыпания зерна ложкой
10. Предметы для переливания воды из сосуда в сосуд
11. Предметы для пересыпания крупы из сосуда в сосуд
12. Губка в тазике для выжимания
13. Предметы для открывания изакрывания крышек
14. Предметы с застежками: с пуговицей, молнией, защелкой, липучкой, тесемками
15. Предметы для уборки стола
16. Предметы для подметания мусора на полу
17. Детские чашка, кружка, стакан, пиала
18. Детские вилка, ложка, нож
19. Нож для резанья банана
20. Нож для чистки огурца
21. Предметы для мытья посуды
22. Лейка для полива комнатных растений
23. Предметы для посадки семян


Специальные материалы для

развития мелкой моторики:
1. Мелкие мягкие игрушки в корзинке (собака, кошка, медведь, тигр, бегемот, слон, барашек, обезьяна и т.д.)
2. Крупные натяжные деревянные бусы: некрашеное дерево и деревянные формы основных цветов (шары, призмы, пирамиды, кубы, овоиды)
3. Прищепки в корзинке
4. Деревянные формы для нанизывания на шнурок
5. Большие и маленькие

стаканчики-вкладки
6. Деревянные "гвоздики"

с молотком
7. Простейший пластмассовый конструктор "Lego"
8. Пирамидки разных форм и размеров




Предметы, помогающие развитию сенсорики (зрения,

слуха, тактильного и стереогнотического чувства):
1. Блоки цилиндров
2. Розовая башня
3. Деревянные кубики
4. Дощечка с тремя вкладками
5. Деревянные пазлы с картинками и геометрическими формами
6. Кубики Никитина "сложи узор"
7. Игра в 4 шарика
8. Карандаши в цветных стаканчиках
9. Деревянный яшик с фигурными вкладками
10. Натяжные бусы из деревянных форм
11. Натяжные бусы из тактильных мешочков
12. Корзинка с лоскутками
13. Объемные формы и их проекции
14. Колокольчики и бубенцы
15. Бубны и ксилофоны
16. Сортировка орехов, ракушек, геометрических форм и пр.


Специальные предметы для развития языка:


1. Материал "предмет-картинка" (домашние и дикие животные)
2. "Говорящие" зверушки
3. Шершавые буквы и слоги (некоторые)
4. Письменный подвижный алфавит (некоторые буквы)
5. Рулон бумаги и мелки для рисования
6. Книжки-картинки


Тест достижений ребенка от 6 месяцев до 3-х лет
в специально подготовленной домашней развивающей среде

Развитие движений и владение своим телом


Деревянная кроватка с "заборчиком":
1.Самостоятельно переворачивается
- со спины на живот
- с живота на спину
2. Садится
- с поддержкой
- без поддержки
3. Встает на коленки
- придерживаясь за "заборчик"
- не придерживаясь
4. Встает на ножки
- придерживаясь за "заборчик"
- не придерживаясь за "заборчик"
5. Самостоятельно вылезает из кровати
- с поддержкой
- без поддержки
6. Самостоятельно забирается в кровать
- с поддержкой без поддержки

Высокий детский стульчик с низенькой табуреткой:
Самостоятельно сидит в высоком стульчике
- в подушках без подушек
Самостоятельно забирается и садится в высокий стульчик.
- с поддержкой
- без поддержки


Детский рабочий столик и два стульчика:

1. Самостоятельно отодвигает и придвигает стул к столику
2. Самостоятельно переносит и тихо ставит стульчик.
Может самостоятельно заниматься за детским столиком:
- с обязательным участием взрослого
- без обязательного участия взрослого


Машинка-бегунок:
1. Самостоятельно передвигаться в пространстве
2. Двигаться вперед, назад, поворачивать вправо и влево
3. Самостоятельно влезать в бегунок и вылезать из него
4. Дотрагиваться и брать в руки предметы на уровне бегунка
5 Играть с предметами за столиком бегунка во время движения


Деревянный детский велосипед без педалей:


1. Самостоятельно садиться на велосипед
- с поддержкой
- без поддержки
2. Самостоятельно кататься на велосипеде без педалей
3. Вставать на сидение велосипеда ногами и балансировать
4. Кататься вперед и назад, поворачивать вправо и влево


Домашний маленький трехколесный велосипед:


1 Самостоятельно садиться на велосипед
- с поддержкой
- без поддержки
2. Самостоятельно катается на велосипеде с педалями
3. Катается вперед и назад, поворачивать вправо и влево
Умеет разгоняться на велосипеде и тормозить

Самостоятельно чистит и моет колеса велосипеда
Самостоятельно выносит велосипед на улицу и привозит домой


Мягкие качели без спинки:


1. Самостоятельно качается на животе, опираясь ногами
2. Самостоятельно качается на животе без опоры
3. Самостоятельно садится на качели
4. Может вращаться на качелях (закручиваться и раскручиваться)
5. Раскачивается сидя с помощью взрослого
6. Раскачивается сидя без помощи взрослого
7. Раскачивается стоя


Спортивные детские кольца:


1. Самостоятельно висит на кольцах
2. Самостоятельно раскачивается в висе на кольцах

3- Вращается на кольцах
4. Поднимает ноги и делает "лягушку"
5. Делает переворот вперед
6. Делает переворот назад
7. Делает "свечку"
8. Делает "уголок"


Спортивный канат с узлами:


1. Висит на нижнем узле каната
2. Взбирается на два-три узла, перехватывая руки
3. Взбирается по канату до потолка
4. Делает на канате "уголок"


Вертикальная лесенка с 5-8 ступеньками:


1. Взбирается на 2-3 ступеньки
2. Взбирается до верху лестницы
3. Делает уголок внизу вверху
4. Висит на руках несколько секунд минуту и более


Горка:
1. Скатывается с горки, лежа на животе
- придерживаясь руками
- не придерживаясь руками
2. Скатывается с горки, сидя
- придерживаясь руками
- не придерживаясь руками
3. Скатывается лежа, вперед головой
4. Сбегает с горки
5. Взбирается на горку
- на четвереньках
- босиком в носках


Мешки с грузами в 1, 2,3 кг на веревке:


1. Тащит за собоймешок
- в 1 кг
- в 2 кг в 3 кг
2. Поднимает двумя руками мешок
- в 1 кг
- в 2 кг
- в 3 КГ
3. Поднимает мешок на веревке
- в 1 кг
- в 2кг
- в 3 кг
4. Поднимает мешок на веревке до 5 раз
- в 1 кг
- в 2 кг
- в 3 кг
Поднимает мешок на веревке до 10 раз
- в 1 кг
- в 2кг
- в 3 кг


Мячи большие и маленькие:


1. Удерживает мяч в руках
2. Может катать мяч по полу
3. Может кидать мяч руками
4. Может ловить мяч
5. Может катить мяч ногой
6. Может бить по мячу ногой
7. Попадает мячом в корзину


Детские деревянные брусья для первых самостоятельных шагов:


1. Может стоять в брусьях на коленках
2. Самостоятельно встает и стоит в брусьях, придерживаясь двумя руками
3. Самостоятельно стоит в брусьях, придерживаясь одной рукой
4. Самостоятельно передвигается в брусьях, придерживаясь двумя руками
5. Самостоятельно садится и встает в брусьях
6. Самостоятельно передвигается в брусьях, придерживаясь одной рукой
7. Легко передвигается в брусьях, не придерживаясь за них



Деревянная лесенка с широкими ступеньками с двух сторон:


1. Поднимается по лесенке на четвереньках
2. Поднимается по лесенке, придерживаясь за поручни
3- Поднимается по лесенке, останавливаясь на каждой ступеньке
4. Поднимается по лесенке без поддержки
5. Поднимается по лесенке со ступеньки на ступеньку без поддержки
6. Спускается по лесенке на четвереньках
7. Спускается по лесенке, придерживаясь за поручни
8. Спускается по лесенке, останавливаясь на каждой ступеньке
9. Спускается по лесенке без поддержки
10. Спускается по лесенке со ступеньки на ступеньку без поддержки


Ванна или надувной бассейн для плавания и игр в воде:


1. Готов находиться в воде несколько раз в день
2. Лежит на воде - на спинке, при поддержке под затылок
3. Пытается плыть на спине, делая характерные движения руками и ногами
4. Задерживает дыхание на несколько секунд и ныряет без последующего плача
5. Лежит на воде - на животе при поддержке за подбородок
6. Пытается плыть на животе
7. Сидит в бассейне, без поддержки и страха упасть
8. С удовольствием самостоятельно и долго играет в воде


Жесткие и мягкие коврики для ползанья:


1. Ползает голышом на мягком или жестком коврике
2. Ползает на четвереньках на мягком или жестком коврике
3. Выбирает преимущественно жесткий или мягкий коврик для ползанья и игр


Тактильная дорожка:


1. С удовольствием передвигается по тактильной дорожке на животе
2. С удовольствием передвигается по тактильной дорожке на четвереньках
3. С удовольствием ходит или бегает по тактильной дорожке босиком


"Линия" на полу для координированного движения:


1. Ходит по линии босыми ногами, стараясь не переступать ее
2. Ходит по линии в обуви, стараясь не переступать ее
3. Может передвигаться по линии маленькими шагами "пятка-носок", балансируя руками
4. Легко передвигается по линии, не нарушая ее
5. Передвигается по линии, не нарушая ее, с предметом в руках
6. Передвигается по линии, не нарушая ее, с предметом на голове


Низкие мягкие кресла "мешки":


1. Встает с пола на коленки, опираясь на "мешки"
2. Встает с пола на ножки, опираясь на "мешки"
3. Самостоятельно взбирается на кресло-"мешок" и слезает с него
4. Легко прыгает с качелей на "мешок" и с "мешка" на "мешок"


Подушки, перинки и маты для кувыркания:


1. Делает попытки кувыркаться
2. Кувыркается через голову вперед с поддержкой
3. Кувыркается через голову вперед без поддержки
4. Кувыркается через голову назад с поддержкой
5. Кувыркается через голову назад без поддержки


Развитие умений практической жизни и

самообслуживания
Детская вешалка для одежды:


1. Знает, где висит его верхняя одежда, приносит ее туда
2. Самостоятельно вешает на крючок курточку, комбинезон
3. Самостоятельно снимает:

- шапку, носки, шарф, штанишки
- свитер, колготки, сапожки
- туфли
4. Самостоятельно надевает:
- шапку, носки, шарф, штанишки
- свитер, колготки
- сапожки
- туфли
5. Пользуется "плечиками" для .одежды


Детская полка для обуви:


1. Знает, где хранится его обувь и приносит ее туда
2. Самостоятельно одевает:
- сапоги
- ботинки
- сандалии
- кеды


Тряпка, щетка, бархотка в корзине для чистки ботинок:


1. Называет предметы в корзинке и знает их назначение
2. Правильно пользуется предметами для чистки обуви


Корзинка с кошельками и кармашками с различными застежками (молния, пуговица, липучка, кнопка, тесемки):


1. С интересом рассматривает кошельки с застежками, трогает их, берет в рот
2. Самостоятельно расстегивает кошельки
3. Самостоятельно застегивает кошельки


Зеркало и расческа:


1. Знает назначение зеркала и расчески
2. С интересом рассматривает себя в зеркале
3. Расчесывает маму, папу
4. Самостоятельно расчесывается
5. Пользуется расческой и зеркалом регулярно и по назначению


Зубная щетка, стаканчик, детская зубная паста:


1. С интересом рассматривает и берет в рот зубную щетку
2. Пытается правильно чистить зубы
3. Чистит зубы с помощью зубной пасты и стакана с водой
4. Регулярно и правильно чистит зубы


Миски, салфетки и полотенца для мытья и вытирания рук:


1. Моет рот и руки после еды в миске
- с помощью взрослых
- самостоятельно
2. Регулярно и самостоятельно моет руки до и после еды, правильно пользуясь предметами для этого предназначенными


Предметы для перекладывания зерна ложкой:


1. Аккуратно перекладывает зерно ложкой из плошки в плошку
2. Самостоятельно насыпает сахарный песок в чашку с чаем


Предметы для переливания воды из сосуда в сосуд:


1.Аккуратно переливает воду из кувшинчика в кувшинчик
2. Аккуратно переливает воду из кувшинчика в два стакана
3. Самостоятельно наливает воду из чайника в чашку


Предметы для пересыпания крупы из сосуда в сосуд:


1 Аккуратно пересыпает зерно из одного кувшинчика в другой
2 Аккуратно пересыпает зерно из кувшинчика в две миски


Губка в тазике для выжимания:


1. С удовольствием выжимает губку в тазике с водой
2. Делает попытки с помощью губки самостоятельно вытирать стол


Предметы с крышками для открывания и

закрывания:
1. С интересом рассматривает и трогает баночки и бутылочки, берет в рот
2. Самостоятельно открывает крышки
3. Самостоятельно закрывает крышки


Предметы с застежками - пуговицей, молнией, защелкой, липучкой, тесемками:


1. С интересом рассматривает предметы с застежками, тянет в рот
2. Может расстегивать большинство застежек
3. Может самостоятельно застегивать большинство застежек


Детские чашка, кружка, стакан, пиала:


1. Самостоятельно пользуется чашкой, кружкой
2. Самостоятельно и правильно пользуется стаканом и пиалой


Детские вилка, ложка, нож:


1. Самостоятельно держит ложку и отправляет ее в рот
2. Самостоятельно ест с помощью ложки
3. Правильно пользуется детской вилкой
4. Может без помощи взрослого резать детским ножом мягкую пищу


Деревянная доска и ножи для резанья банана и чистки огурца:


1. Режет банан ножом с помощью взрослого
2. Самостоятельно режет банан, киви, сыр, брынзу, масло
3. Наблюдает, как взрослые чистят огурец, картошку, морковь, яблоко с помощью специального ножа
4. Самостоятельно чистит с помощью специального ножа огурец, картошку, морковь и пр.


Предметы для мытья посуды:


1. Самостоятельно моет в тазике или раковине чашку, блюдце, ложки
2. Самостоятельно вытирает вымытую посуду



Предметы для уборки стола:

1. Самостоятельно вытирает стол губкой
2. Самостоятельно сметает сор со стола с помощью щеточки и совка


Предметы для подметания мусора на полу:


1. Самостоятельно и правильно подметает пол детской щеткой (веником)
2. Самостоятельно сгребает мусор в совок
3. Знает, где находится мусорное ведро, и выкидывает в него мусор


Лейка для полива комнатных растений:
1. Самостоятельно наливает воду в лейку
2. Поливает комнатные растения с помощью взрослых
3. Поливает растения из лейки без помощи взрослых


Развитие кисти и пальцев рук
Мелкие мягкие игрушки в корзинке (собака, кошка, медведь, тигр бегемот, слон, барашек, обезьяна и т.д.):

1. С интересом рассматривает игрушки, ощупывает их, тащит в рот
2. Дает ту или иную игрушку по просьбе взрослого
3. Называет животных по их голосу (собака - "ав-ав", кошка-"мяу" и т.д.)
4. Называет животных словом автономного детского языка
5. Называет животных полным словом (двумя словами для детей-билингв)


Крупные натяжные деревянные бусы: некрашеное дерево и деревянные формы основных цветов (шары, призмы, пирамиды, кубы, овонды):


1. Нанизывает бусы с помощью взрослого
2. Нанизывает бусы без помощи взрослого


Прищепки в корзинке:


1. Самостоятельно и легко снимает прищепки с края корзинки
2. Самостоятельно прикрепляет прищепки к краю корзинки


Большие и маленькие стаканчики-вкладки:


1. Самостоятельно разбирает стаканчики-вкладки
2. Вкладывает стаканчики один в другой с ошибками
3. Вкладывает стаканчики один в другой без ошибок
4. Самостоятельно и без ошибок выстраивает башню из стаканчиков
5. Выстраивает из стаканчиков сериационный ряд (от большого к маленькому)
6. Различает большой стаканчик и маленький. Дает по просьбе взрослого
7. Называет стаканчики по величине (большой - маленький)


Деревянные "гвоздики" с молотком:


1. Ударяет молоточком по гвоздикам бессознательно
2. Ударяет молоточком по гвоздикам безошибочно


Простейший пластмассовый конструктор "Lego":


1. С интересом рассматривает детали конструктора, не берет их в рот
2. С успехом соединяет детали, без определенной цели
3. Составляет конструкцию по картинке-схеме
4. Свободно конструирует сложные фигуры


Пирамидки разных форм и размеров:


1. Самостоятельно разбирает пирамидку
2. Самостоятельно собирает пирамидку, не учитывая величину колец
3. Самостоятельно собирает пирамидку, учитывая величину колец


Развитие сенсорики (зрения, слуха, тактильного и стереогнотического чувства)
Блоки цилиндров:
1. Берет цилиндры за шишечки и вытаскивает из блока
2. Вставляет цилиндры в блок без ошибок
3. Правильно и точно работает с двумя блоками цилиндров
4. Выстраивает сериационный ряд цилиндров на столе или коврике (от большого к маленькому)


Розовая башня:


1. С интересом наблюдает за строительством Розовой башни
2. Самостоятельно выстраивает Розовую башню из 5 кубиков
3. Самостоятельно выстраивает Розовую башню из 10 кубиков
4. Различает и дает по просьбе взрослого большой или маленький кубы
5. Называет размер кубов "большой" или "маленький"


Деревянные кубики:
1. Выстраивает аккуратную башню не более, чем из 5 кубиков
2. Выстраивает башню более, чем из 5 кубиков
3. Выстраивает ровную дорожку или заборчик из кубиков




Дощечка с тремя вкладками:


1. Без ошибки вкладывает круг, треугольник и квадрат в рамки
2. Дает любую из фигур по просьбе взрослого
3. Называет геометрические формы
4. Различает фигуры по цвету
5. Называет три основных цвета


Деревянные пазлы с картинками и геометрическими формами:


1. С интересом разглядывает вкладки пазлов, пытается вынимать их
2. Аккуратно вынимает вкладки пазлов тремя пальцами, придерживая шишечки
3. Правильно вставляет вкладки пазлов в рамки Кубики Никитина "сложи узор":
1. Выстраивает дорожки одного цвета
2. Выстраивает квадраты одного цвета
3. Выстраивает из кубиков узоры по схеме


Игра в 4 шарика:


1. Проталкивает шарики в отверстия ящичка пальцем или молоточком
2. Самостоятельно вкладывает шарики соответствующего цвета в лунки ящичка и проталкивает их


Карандаши в цветных стаканчиках:


1. Расставляет карандаши в стаканчики без учета их цвета
2. Расставляет карандаши в стаканчики с учетом цвета
3. Называет цвета карандашей и стаканчиков (более трех)


Деревянный ящик с фигурными вкладками:


1. С интересом вынимает фигурные кубики из ящика и кладет их обратно без учета рамок на крышке
2. Самостоятельно вынимает и вкладывает кубики в ящик с учетом рамок на крышке


Натяжные бусы из деревянных форм:


1. Бессознательно трогает деревянные формы, тянет в рот, передвигает по нитке
2. Показывает по просьбе взрослого те или иные формы: шар, кубик, цилиндр, призма, пирамиду
3. Показывает фигуры определенного цвета
4. Называет цвета фигур и сами фигуры




Натяжные бусы из тактильных мешочков:


1.Бессознательно трогает тактильные мешочки, передвигает их по нитке
2. Показывает по просьбе мешочек с камушками, с крупой, с бумагой


Корзинка с лоскутками:


1. С интересом рассматривает и трогает лоскутки
2. Подбирает пары одинаковых лоскутков


Объемные формы и их проекции:


1. С интересом рассматривает и трогает объемные геометрические формы
2. Называет объемные геометрические формы
3. Кладет рядом с формами их проекции


Колокольчики и бубенцы:


1. Внимательно слушает звучание колокольчиков и бубенцов
2. Раскладывает отдельно бубенцы и колокольчики
3. Различает звучание колокольчиков и бубенцов


Бубны и ксилофоны:


1. Слушает ритмы, отбиваемые на ксилофоне или на бубне
2. Повторяет ритмы, с помощью ладошек, бубна или ксилофона


Сортировка орехов, ракушек, геометрических форм и пр.:


1. Перекладывает орехи, ракушки и т.п. из одной ячейки корзинки в другую
2. Самостоятельно сортирует предметы


Развитие языка

Предметы в коробке:


1. С интересом вынимает предметы из коробки, рассматривает их, трогает, тянет в рот
2. По просьбе взрослого достает из корзинки те или иные предметы
3. Называет предметы, собранные в коробке


Три коробки с предметами для пополнения словарного запаса:

1.Раскладывает по отдельным коробкам фигурки животных, бумажные растения, предметы, сделанные руками человека
2. Называет все предметы из трех коробочек



Коробка с машинками:


1. Рассматривает машинки, передвигает их по полу
2. Показывает по просьбе взрослого основные машины (автобус, грузовая, легковая, пожарная, паровоз, вагон, трамвай и пр.)
3. Называет все марки машин из коробки


"Предмет-картинка" (домашние и дикие животные):


1. С интересом рассматривает фигурки животных и картинки
2. Называет некоторых животных
3. Называет всех животных
4. Соединяет картинки и фигурки животных


"Говорящие" зверушки:
1. С интересом трогает и рассматривает мягкие фигурки животных, добивается, чтобы они издавали звук
2, Повторяет звуки, которые издают мягкие игрушки (собака, кошка, корова, петушок, овечка, тигр и пр.)


Металлические рамки и вкладыши:
1. Самостоятельно обводит некоторые рамки
2. Самостоятельно обводит вкладыши
3. Самостоятельно, но не очень аккуратно штрихует
4. Самостоятельно и аккуратно штрихует


Шершавые буквы и слоги (некоторые):
1. С интересом трогает, обводит шершавые буквы
2. Точно называет звуки, соответствующие шершавым буквам


Письменный подвижный алфавит (некоторые буквы):
1. Называет некоторые буквы в соответствии со звуками
2. Складывает свое имя из букв подвижного алфавита
3. Складывает простые слова


Желаем радости и успеха!





28




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Учебник Марии Монтессори

Автор: Кутумбетова Айжан Балтабаевна

Дата: 02.10.2016

Номер свидетельства: 347169


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства