Просмотр содержимого документа
«Творческий проект "Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры"»
Творческий проект« Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры »
Автор проекта – Мовшевич Лариса Евгеньевна
Музыкальный руководитель высшей квалификационной катенории
Актуальность: Условия нашего времени привели к приоритету материальных ценностей над духовными, а в результате страдают дети, теряя связь с семьей, природой, истоками своей культуры.
В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных теорий дошкольного детства. Большое значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам культуры. Народная мудрость гласит: «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю». Таким образом, ребенок станет не только слушателем, но и активным участником процесса познания.
Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. Изучение фольклора как средство музыкально – эстетического воспитания ребенка представляется возможным только при условии взаимосвязи этих трех компонентов. Основной принцип проекта – принцип взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры – это все неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью. Проговаривая народные пословицы и поговорки, инсценируя песни, потешки, играя в народные игр, ребенок эмоционально раскрывается, активно включается в предложенную игровую ситуацию.
Свою основную задачу как педагога я вижу в том, что бы как можно полнее познакомить своих воспитанников с русским народным творчеством, привить им любовь к русской музыкальной культуре и русским традициям. Сделать так, что бы и они в свою очередь передали эту любовь своим детям.
Цель: Приобщать детей к истокам русской культуры, воспитывать у детей способность и умение эстетически воспринимать произведения народного творчества, развить умение и навыки исполнительской деятельности.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников через знакомство с традициями и обычаями русского крестьянства.
Задачи.
Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности;
Развивать воображение, творческие и актерские способности;
Знакомить детей с русскими народными песнями различных жанров (календарными, трудовыми, земледельческими, плясовыми, обрядовыми, лирическими, шуточными, хороводными и пр.);
Расширение диапазона детского голоса, развитие вокально-хоровых навыков, чистоты интонирования средствами народного фольклора.
Формировать творческие проявления при инсценировании песен, попевок, в исполнении танцевальных движений, в народных играх со словом.
Знакомить детей со звучанием и внешним видом русских народных инструментов (жалейка, рожок, гусли, балалайка, гармонь, баян, ансамбль русских народных инструментов и т.п.).
Расширять знания детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского крестьянства.
Воспитывать патриотические чувства, гордость за свою родину.
Создавать необходимую предметно–развивающую среду.
Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности
Тип проекта: творческий
Состав участников: музыкальный руководитель, воспитанники и воспитатели подготовительной группы, логопед, родители воспитанников.
Продолжительность проекта: сентябрь-октябрь
Возраст детей: 6-7лет.
База проведения: МБДОУ детский сад №94 компенсирующего вида, город Дзержинск Нижегородской области.
Формы реализации проекта:
Фронтальные, тематические и сюжетные занятия по ознакомлению с русским народным творчеством;
Разучивание русских народных песен, попевок, танцев, игр, хороводов;
Обучение игре на русских народных инструментах
Беседы о русских народных традициях.
Рассматривание альбомов «Народное творчество».
Экскурсия в Дзержинский краеведческий музей;
Изготовление атрибутов русского народного костюма совместно с родителями;
Информационные ресурсы:
«Музыкальное развитие ребенка» Н.А.Ветлугина
Программа «Ладушки» И.Новоскольцева, И.Каплунова
И.Каплунова «Как у наших у ворот». Русские народные песни в детском саду.
И.Каплунова «Пойди туда, не знаю куда». Осенние праздники на основе фольклора.
И.Каплунова «Я живу в России». Песни и стихи о Родине.
«С любовью к России» (Библиотека журнала «Дошкольное воспитание»)
«Березовая карусель» (Русские народные детские игры и хороводы)
«Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду» А.В.Орлова
«Гармошечка-говорушечка» (Выпуск 2)
«А мы просо сеяли» (Выпуск 3)
«А мы просо сеяли» (Выпуск 4)
«Детский народный календарь» Г.С.Виноградов
Интернет-ресурсы:
festival.l stptember.ru/articies
works.tarefer.ru.
www.jivuiechka.ru
Этапы работы над проектом:
1 этап (постановка проблемы)
Снижение интереса к народному творчеству, к активному исполнительству побудило меня включить музыкальный фольклор в своей работе по музыкальному развитию детей. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном воспитании
дошкольников трудно переоценить. Использование музыкального фольклора положительно отражается на детях – они узнают много нового о русском народном искусстве: музыке, песнях, танцах. Нельзя не отметить благотворного влияния фольклора на здоровье дошкольников. Различные виды народного творчества – музыка, танец, пение, подвижные народные игры – все это благотворно влияет на психофизический статус ребенка. Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Исполнение народных танцев – формированию правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений. Разнообразные народные игры способствуют формированию волевых качеств, активизирует память, внимание, решают психокоррекционные задачи, снимая страхи, агрессию, замкнутость. Развивают речь, обогащают словарный запас детей. Дети осваивают традиционные стили общения.
Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичной своего народа, узнать о его обычаях и традициях. Эти праздники дают детям представление о традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянства. Они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.
Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. В разговорной речи детей присутствуют слова уличного жаргона, а русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т.д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.
2 этап (разработка проекта)
Составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями:
-подбор материала и оборудования для ОД, бесед
-подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных с тематикой проекта;
-оформление папок-передвижек по теме проекта, подборка информации, иллюстраций, литературы;
-беседы с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
3 этап (выполнение проекта)
Мероприятия с детьми:
Просмотр мультимедийных презентаций:
Беседы: «Мы живем в России», «Как одевались на Руси», «Русский праздник», «Что такое осенние посиделки».
Организованная образовательная деятельность (согласно перспективному плану) :
Познавательно-исследовательская деятельность:
Наблюдения за русской природой.
Экскурсия в Дзержинский краеведческий музей;
Игровая деятельность:
• Подвижные русские народные игры
Мероприятия с педагогами:
Подбор демонстрационного и раздаточного материала, в соответствии с темой проекта;
Создание и использование мультимедийных презентаций;
Изготовление пособий для ОД, декораций, атрибутов для праздника
Мероприятия с родителями:
Печатные консультации по темам: «Родина моя - бескрайняя Россия», «Приобщение детей русскому народному фольклору».
Изготовление элементов русского народного костюма (для девочек головной убор, для мальчиков – расшитая рубашка).
Индивидуальные беседы с целью создания интереса и привлечения родителей к участию в проекте.
4 этап (подведение итогов)
Оформление фото выставки;
Проведение праздника «Осенние посиделки»
Ожидаемый результат:
Предполагаемый результат:
Эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности будет ярче.
Богаче станет воображение, творческие и актерские способности;
Дети познакомятся с русскими народными песнями различных жанров.
Увеличится диапазона детского голоса, появятся новые вокально-хоровые навыки, улучшится интонирование средствами народного фольклора.
Начнут формироваться творческие проявления при инсценировании песен, попевок, в исполнении танцевальных движений, в народных играх со словом.
Дети познакомятся со звучанием и внешним видом русских народных инструментов (жалейка, рожок, гусли, балалайка, гармонь, баян, ансамбль русских народных инструментов и т.п.).
Появятся новые знания о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.
Начнут формироваться патриотические чувства, гордость за свою родину.
Предметно–развивающая среда пополнится новой атрибутикой.
У детей и родителей появится потребность в совместной познавательной и творческой деятельности