kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Творческие способности – как психолого-педагогическая категория

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческие способности – как психолого-педагогическая категория

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Творческие способности – как психолого-педагогическая категория»

Творческие способности – как психолого-педагогическая категория



Когда произносят выражение «творческие способности», то сразу на ум приходит что-то воздушное, необычное и обязательно талантливое.

Считается, что этими способностями обладает любой человек, просто либо о них не догадывается, либо не развивает. Каждый человек индивидуален, однако получается, что он уподобляется «серой массе», забывая, что когда-то были совсем другие мечты, желания. Так вот, творческими способностями человека считают особый, отличный от других взгляд на самые обыденные вещи. Понятие творческие способности включает в себя, кроме того, достаточно широкий кругозор, так как чем больше у человека интересов, тем больше возможности у него увидеть одну и ту же вещь с разных ракурсов.

Творческие способности личности не сразу дают о себе знать, в каждом случае поиск себя, своего таланта – это индивидуальный процесс. И совсем не обязательно, что творческие способности наделяют своего владельца умением правильно и быстро находить решение. Это опять же индивидуально [21].

Формирование творческих способностей может начаться уже в детстве, не зря дети у внимательных мам достигают многих высот, а все благодаря тому, что в свое время им вовремя дали возможность развивать свои способности. И кроме одаренности, хорошо развитые творческие способности в свое время потребовали достаточной силы воли, упорства, усердия. Не зря говорят, что талант – это 2 процента гения, а остальное – заинтересованность в занятиях. Поэтому очень важно, что кроме непосредственного факта раскрытия творческих способностей, родители еще и постарались приучить ребенка трудиться для достижения своей цели.

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет определяться тем содержанием, которое вкладывается в это понятие. Очень часто в нашем обычном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?

Очевидно, что рассматриваемое понятие тесно связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Внимательно рассматривая поведение человека, и его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия [14].

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так как элементы творчества могут присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

Творческие способности представляют собой соединение многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до настоящего времени открытым, хотя в данный момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. Известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление [13]. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не сосредотачивают все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям для того, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые соединения элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего.

Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

1. Быстрота – способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

2. Гибкость – способность высказывать широкое многообразие идей.

3. Оригинальность – способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).

4. Законченность – способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.

Суммируя результаты многочисленных научных изысканий, можно выделить следующие общие критерии развития творческих способностей:

- умение увидеть и распознать творческую проблему (внима¬тельность);

- умение увидеть в проблеме как можно больше сторон и связей (разносторонность мышления);

- умение отказаться от типичной точки зрения и принять другую (гибкость мышления);

– стремление отказаться от шаблона или группового мнения (оригинальность мышления);

– способность к множественной перегруппировке идей и связей (вариативность мышления);

– способность к анализу творческой проблемы как системы (кон-кретность мышления);

- способность к синтезу творческой проблемы как системы (аб-страктность мышления);

– чувство организационной стройности и идейной целостности (чувство гармонии);

– неконформность оценок и суждений даже под давлением (не-зависимость мышления);

– восприимчивость ко всему новому и необычному (откры¬тость восприятия);

– конструктивная активность в неопределенных ситуациях (то-лерантность мышления) [5].

Все исследования, посвященные изучению творческих способ¬ностей, можно разделить на две области.

Первая из них - исследования, базирующиеся на концепции креативности как универсальной познавательной творческой спо¬собности. Представители «познавательного» направления исследуют взаимосвязи между креативностью, интеллектом, когнитивными спо¬собностями и реальными достижениями. В нашей стране в исследова¬ниях, проведенных сотрудниками лаборатории способностей Институ¬та психологии РАН, была выявлена парадоксальная зависимость: вы¬сококреативные личности хуже решают задачи на репродуктивное мышление (к ним относятся практически все тесты интеллекта), чем все прочие испытуемые. Это, в частности, позволяет понять природу многих затруднений, которые испытывают творчески одаренные дети на школьной скамье. Поскольку, согласно данным этого исследования, креативность противоположна интеллекту как способности к универ¬сальной адаптации (творчество антиадаптивно), то на практике возни¬кает эффект неспособности креативов решать простые, шаблонные интеллектуальные задачи. Следовательно, креативность и общий ин¬теллект являются способностями, определяющими процесс решения мыслительной задачи, но играющими разную роль на различных его этапах.

В другом подходе к концепции креативности как универсальной познавательной творческой способности (Я.А. Пономарев) креативность исследуется как процесс, в котором выделяются различные фазы, уровни и типы творческого мышления:

1 фаза – сознательная работа (подготовка интуитивного проблес¬ка новой идеи);

2 фаза – бессознательная работа (инкубация направляющей

идеи);

3 фаза – переход бессознательного в сознание (перевод идеи ре¬шения в сферу сознания);

4 фаза – сознательная работа (развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка).

Исходя из всего вышесказанного, возникает вопрос: «Когда начинают формироваться творческие способности и с какого возраста их стоит развивать?»

Итак, говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.

Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко - с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Творческие способности – как психолого-педагогическая категория

Автор: Дедова Елена Николаевна

Дата: 12.09.2022

Номер свидетельства: 612849


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства