Просмотр содержимого документа
«Труд красит человека»
В жизни каждого человека работа занимает важнейшее место. Выполнение любой работы связано с использованием специальных знаний, умений навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности. С определения у себя этих качеств и начинается для каждого человека его профессиональное самоопределение.
Для обучающихся с ОВЗ профессиональное самоопределение длительный процесс развития отношений к своей будущей профессии и к самому себе как субъекту профессиональной деятельности. Динамика профессионального самоопределения есть процесс поиска им «своей профессии», соответствующей его склонностям и способностям.
Профориентация — это специально организованная помощь по оптимизации процессов профессионального самоопределения воспитанников. Поэтому можно сказать, что главной задачей профориентации является всестороннее развитие личности и активизация самих обучающихся в процессах определения себя, своего места в мире профессий. Для того чтобы профессиональное самоопределение обучающихся с ОВЗ было успешным, важно развивать у них положительную мотивацию, активное отношение к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоопределения и адекватного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей. Кроме этого, большую роль в успешной профессиональной ориентации играет фактор максимально адекватной оценки обучающимися своих психофизиологических особенностей.
У обучающихся с ограниченными возможностями здоровья готовность к профессиональному самоопределению находится на крайне низком уровне. Это связано с их индивидуальными и психофизиологическими особенностями развития. Помимо нарушений интеллектуального развития у данной категории детей имеются нарушения в работе опорно-двигательного аппарата и эмоционально-волевой сферы. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья не всегда адекватно оценивают себя, у них зачастую отсутствует само регуляция и самоконтроль, на низком уровне стремление к обучению и самообразованию. В связи с этим, профориентационная работа с ними строится с учетом индивидуальных особенностей. Целью профориентационной работы лицами с ОВЗ является оказание помощи и подбор видов и направлений профессиональной деятельности, максимально соответствующих физическому и психическому развитию, функциональному состоянию отдельных органов и систем, состоянию здоровья в целом и одновременно отвечающим интересам, способностям человека, потребностям рынка труда.
Из выше сказанного вытекают нижеследующие задачи профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ: − развитие обще трудовых качеств и навыков; − расширение границ самопознания, предоставление информации о мире профессий, о путях профессиональной подготовки; − формирование способности соотносить индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии, необходимые для успешной социальной и профессиональной адаптации; − формирование установок на труд и позитивного отношения к труду, мотивационной готовности к труду, к выполнению профессиональных функций, определенных видов деятельности.
Профориентационная работа проводится поэтапно и по классам:
− 1 этап (1–4 кл.) — формирование добросовестного отношения к труду, понимания его роли в обществе; развитие интереса к трудовой деятельности.
− 2 этап (5–7 кл.) — работа, направленная на осознание обучающимися личных интересов, понимание общественных ценностей; создание представлений о профессиях.
− 3 этап (8–9 кл.) — развитие положительной мотивации к профессиональному самоопределению, умения адекватно оценивать свои возможности в соответствии с требованиями избираемого вида деятельности.
− 4 этап (10–12 кл.) — оценка готовности к избранной деятельности. На первом этапе формирования профессионального самоопределения у детей с ОВЗ особых расхождений с нормой не наблюдается. Сложности начинаются в период формирования основных компонентов профессионального самоопределения — профессиональной направленности и профессионального самосознания, когда перед обучающимися встаёт проблема соотнесения своих интересов, способностей, представлений со своими реальными возможностями. Профессиональная направленность и самосознание обучающихся с ОВЗ имеет свои особенности. Проблему развития направленности личности следует рассматривать с позиции формирования системы относительно постоянных, доминирующих мотивов поведения, устойчивых профессиональных интересов, самооценки, положительного отношения к трудовой деятельности. Важнейшим направлением социализации лиц с ОВЗ является подготовка подростков к сознательному выбору профессии. Готовность к сознательному выбору профессии определяется информированностью подростков о наиболее распространенных видах труда, их значении для общества, знанием путей приобретения той или иной профессии и требований, которые предъявляются к личности с точки зрения ее физических и психических возможностей, и, наконец, умением правильно оценить свои данные для овладения избранной специальностью. Большое значение в формировании готовности войти во взрослую жизнь, в том числе и профессиональную, имеют: − развитость мотивов, так как это главный источник активности человека, и они лежат в основе направленности личности; − нравственные установки; − ценностные ориентации; − самосознание; − становление и развитие интересов и способностей, то есть потребности в определенных знаниях, видах деятельности и индивидуальных психологических особенностей личности. Для характеристики готовности обучающихся к трудовой деятельности приняты следующие критерии: Критерий информированности — предполагает знание обучающимися содержания, условий работы, результатов труда по различным профессиям, о своих интересах, склонностях, качествах личности, о состоянии своего здоровья и физического развития, особенностях ощущений, восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, темперамента, характера, а так же о требованиях различных профессий к вышеперечисленным качествам и особенностям человека. Критерий мотивационно-потребностный — предполагает освоение обучающимися труда как образа жизни, их мотивы, цели и ценности труда вообще, мотивы выбора профессии, наличие у обучающихся интересов и сочетание труда с его материальным вознаграждением. Критерий деятельностно-практический — предполагает овладение обучающимися умениями и навыками работы, проявление умения работать сообща, наличие у обучающихся коммуникативных и организационных способностей, индивидуального плана дальнейшей жизни, труда и профессионального обучения. Вышеперечисленные критерии служат ориентиром и воспитателям и воспитанникам. Зная эти критерии, воспитатели в своей воспитательной деятельности формируют у обучающихся те качества личности, которые помогут им выбрать профессию и определиться в жизни.
Трудовая подготовка осуществляется в три этапа. Первый этап — дополнительное образование, проводится в режиме занятий в кружках и секциях. Во время первого этапа дается представление о трудовой деятельности, на этом уровне осуществляются мероприятия по раннему развитию трудовых навыков, развивается интерес к различным видам трудовой деятельности, проводится обучение элементарным навыкам работы; выявляется область интересов склонностей и творческих способностей обучающихся. Второй этап — допрофессиональная трудовая подготовка. На этом этапе осуществляется совершенствование ранее полученных навыков и профессиональной направленности трудовой деятельности. Прохождение этого этапа организовано на уроках трудового обучения. Учителя трудового обучения используют специальную терминологию, формируют специальные умения и навыки при работе с материалами и инструментами. Учат детей соблюдать технику безопасности Третий этап — профессиональное обучение. Для организации этого этапа в центре функционирует отделение профессиональной подготовки, где обучение организовано для обучающихся имеющих: − основное общее образование: − среднее (полное) общее образование; − для выпускников специальных (коррекционных) образовательных школ. Выбор профессии обуславливается индивидуальными особенностями и возможностями обучающихся Основными документами, на основании которых осуществляется профессиональная подготовка, являются стандарты профессионального образования, перечень рекомендуемых профессий. Программы составлены и адаптированы на основании учебной программы для подготовки в общеобразовательных учреждениях России квалифицированных рабочих по профессиям: оператор ЭВМ, швея, переплётчик, вышивальщица. Трудовое обучение также является важнейшим звеном в общей системе учебной и коррекционно-воспитательной работе.
С помощью разнообразных средств коррекционно-воспитательной работы компенсируются многие недостатки, и формируется готовность к доступным видам труда.
Жизнь показывает, что в случае правильного выбора выпускником профессии в выигрыше не только общество, но, главное, личность, испытывающая удовлетворение и получающая возможности для самореализации. Работа по профориентации направлена на поиск выпускником своего места в жизни, осознание им собственных способностей и возможностей.
Выпускники школы-интерната склонны к иждивенчеству и безынициативности. Поэтому важно в профессиональной деятельности готовить их не к кажущемуся социальному благополучию, которое их ждёт в будущем, а к реальной борьбе за своё место в жизни через профессиональную деятельность, с помощью которой он войдёт в ту систему отношений, где будет чувствовать себя значимым и востребованным. Безусловно, выбор профессии остаётся за воспитанниками, однако школа-интернат, центр должны способствовать тому, чтобы этот выбор был сделан правильно.