kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тілдер күніне арналған «Тіл халық-қазынасы»атты сайыс сценариі

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тілдер күніне арналған "Тіл халық қазынасы "атты әріптестерге арналған сайыс сценариі

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тілдер күніне арналған «Тіл халық-қазынасы»атты сайыс сценариі»

Есіл ауданының №3 «Балбөбек » «Бөбек-бала бақшасының» қазақ тілі мұғалімі Исмаилова Гульбану Тулешовна

Жүргізуші: Сәлеметсіздер ме әріптестер ,қонақтар! Сіздерді Қазақстан Республикасының Тілдер күні мерекесімен шын жүректен 

құттықтаймыз.

Бәрімізге 22 — қыркүйек тілдер мерекесі. Сондықтан біз де бүгін тілдер мерекесіне арнап

«Тіл халық-қазынасы» атты сайысымызға қош келдіңіздер.
Тіл – қай ұлтта, қай елде болса да қастерлі, құрметті. Ол әрбір адамға ана сүтімен бірге еніп, қалыптасады. Тіл байлығы – әрбір елдің ұлттық мақтанышы.

Өзі ана тілін қадірлеп, қастерлемейтін адам жоқ.
«Халықтың мәңгі ғұмыры — оның тілінде.

Әрбір тіл өз халқы – ұлы»,- деген Шыңғыс Айтматов, айтқандай!
Сондықтан, әр адам өзінің ана тілін қорғай да, құрметтей де білуге міндетті.

Ведущий Наш Президент Нурсултан Назарбаев поставил перед нами задачу: говорить на 3х языках: казахском, русском и английском, не забывая при этом и своего родного. Это прекрасно, ведь знание языков — это наше богатство!

Каждый язык – это целый мир.

Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище

Жүргізуші:

22 қыркүйек Қазақстан халықтарының тілдер күні.

Тіл – халықтың жаны, сәні, тұтастай кескін келбеті, болмысы.

Адамды мұратқа жеткізетін – ана тілі мен ата дәстүрі.

Қазақстан – көп ұлтты мемлекет.

Құтты болсын бәріңе ,

Тілдер күні-мереке!

Қазақстан жерінде

Болсын бірлік ,береке

Ведущий:Язык – благополучие народа, он воздействует объединению и сплочению наций. Является средством воспитания и опорой связывающей взаимоотношения людей. День языков – признак дружбы, родства и единства всех граждан страны. Дружба народов, взаимопонимание и сотрудничество – главная опора строительства нового Казахстана.

Ведущий:У казахов есть древний и поныне живущий обычай:раздавать «шашу» во время большого праздника.В его его основе лежат пожелание «Будьте счастливы!»Пусть в вашем доме будет изобилие,царит мир и благополучие. 

Жүргізуші:бүгін бізге аудандық балалар кітапханасынан келген қонаққа

Зауреш Уәлиханқызына сөз беріледі. «Кел,балалар,оқылық» көрмесі туралы мәлімет береді.

1-   топ «Қырандар» 2-топ «Тұлпарлар»

Ойын шарты бойынша топ өздерін таныстырады:

1.«Біз Қыранбыз, әрқашанда биікте ұшамыз, сайыстада биіктен көрінеміз». 
2.«Біз тұлпармыз, жарыста алдымызға жан салмаймыз».                                             

  1-сайыс «Қазақ халқының рәміздері»1 конкурс. «Символы государства».

Вопрос задаётся каждому участнику, если не отвечает, ход переходит другому.

1-топ (сұрақтары)

1. Перечисли всё, что входит в фонд государственных символов. (герб, флаг, гимн, национальная валюта, границы, название государства)

2. Что значит слово «гимн»? (торжественная песня)

3. Какой цвет в наших государственных символах олицетворяет мир, спокойствие, благополучие? (небесно-голубой (божественный) цвет)

4. Что символизирует парящий орёл на флаге? (независимость, гордость, честь свободолюбивого казахского народа)

5. Какие два цвета присутствуют на гербе РК? (золотой и сине-голубой)

6. Что изображено по краям герба РК? (головы крылатых коней-единорогов)

7. Что находится в центре герба? (шанырак)

2-топ сұрақтары

1. Как называется национальная валюта Казахстана? (тенге)

2. Как называется наше государство? (Республика Казахстан)

3. Какой город является столицей нашего государства? (Астана)

4. Что располагается вертикально на нашем флаге? (орнамент)

5. Что символизирует солнце в центре флага и лучи солнца на гербе? (добро, богатство, процветание народов Казахстана)

6. Что такое шанырак? (верхняя сводчатая часть юрты)

7. Что в государственном гербе олицетворяет высокие помыслы народа, его мечту о лучшем будущем страны, стремление к идеалам? (звезда)

2-сайыс 2 конкурс. «Қазақшаңыз қалай?».

Дать перевод того слова (заранее готовятся), которое попадётся по жребию (на выбывание – неправильно перевёл - выбыл)

1-топқа

Язык

Зубы

Губы

Слово

Пословица

Поговорка

Независимомть

Государство

Стихотворение

Книга

2-топқа

Рассказ

Сказка

Песня

Урок

 Народ

Дружба

Человек

Земля

Мир

Труд

3 конкурс «. Воспроизведите пословицы полностью».

1-топқа

Дым – огонь,   коса – камень,   журавль – синица,

·         Дыма без огня не бывает

·         Как коса на камень

·         Лучше журавль в небе, чем синица в руках

2-топқа

Друг – беда,  шило – мешок,  волк – лес

·         Друг познаётся в беде

·         Шило в мешке не утаишь

·         Волков бояться в лес не ходить

4-сайыс «Полиглот сайысы.»
« Тіл — өнер» Мен ұнатқан үш пән» Мақал — мәтелді жасырын тұрған сөзді тауып, қазақ, орыс, ағылшын тілдерде.
1 — топқа
1. Бірлігі жарасқан……. бұзылмас. (Ел — страна — country) (кантри)
2. Татулық — табылмас….(бақыт — счастье — happiness) (хэпинес)
3….. — ұлы қару(сөз — слова — word(ворд)

2 — топқа
4. Адамды…….. үйретеді(өмір — жизнь — live) (лайв)
5…….. — таптырмас байлық (еңбек — труд — work) (ворк)
6…….- байқап сөйлер(жақсы — хорошо — gut) (гут )


5 «Ән шашайық» сайысы «Сендер бастандар,біз қостаймыз»

6 . «Кім жылдам?»«Кто быстрей?»

Вам необходимо определить, что означают предложенные фразеологизмы

1 топқа:

·         Белая ворона – отличается резко от остальных

·         Строить воздушный замок – невыполнимый план, несбыточные мечты

·         Зарубить на носу – твёрдо запомнить

·         Ахилесова пята – уязвимое место

·         Топорная работа – грубая работа

·         Бить баклуши – бездельничать

·         Играть на нервах – раздражать

·         Обвести вокруг пальца – ловко обманывать

·         На всех парусах – очень быстро

·         Вольная птица – человек не от  кого независящий

             

2 топқа

·         Считать ворон – думать о своём

·         Дать руку на отсечение – твердо заверить о чём – то

·         Родиться в рубашке – быть удачливым

·         Хоть глаз выколи – совершенно темно, ничего не видно

·         В два счёта – очень быстро

·         Спустя рукава – плохо, лениво

·         Трудиться в поте лица – делать что – то с большим усердием

·         Битый час – довольно долго

·         Ветер в голове – легкомыслен, несерьёзен

·         Жевать мочалку – говорить нудно и  бестолково

7  конкурс – «Чей портфель тяжелее»

  Командам выдаются макеты портфелей с листками бумаги. Участники в течении 1 минуты должны записать как можно больше слов существительных, начинающихся на одну букву алфавита.

Капитаны по жребию вытягивают свою букву.


Әділқазылар алқасы кеңес жасағанша мақал-мәтелдер жарысын жасайық.

Кұрметті әріптестер ,қонақтар сіздерді Тіл мерекесімен тағы-да құттықтай отырып, еңбектеріңіздің жемісін көріп, бақытты өмір сүрулеріңізге шын жүректен ниетімізді білдіреміз. Келесі жүздескенше күн нұрлы болсын.








































































конкурс. «Символы государства».

Вопрос задаётся каждому участнику, если не отвечает, ход переходит другому.

1. Перечисли всё, что входит в фонд государственных символов.

2. Что значит слово «гимн»?

3. Какой цвет в наших государственных символах олицетворяет мир, спокойствие, благополучие?

4. Что символизирует парящий орёл на флаге?

5. Какие два цвета присутствуют на гербе РК?

6. Что изображено по краям герба РК?

7. Что находится в центре герба?


8. Как называется национальная валюта Казахстана?

9. Как называется наше государство?

10. Какой город является столицей нашего государства?

11. Что располагается вертикально на нашем флаге?

12. Что символизирует солнце в центре флага и лучи солнца на гербе?

13. Что такое шанырак?

14. Что в государственном гербе олицетворяет высокие помыслы народа, его мечту о лучшем будущем страны, стремление к идеалам?

2 конкурс. «Қазақшаңыз қалай?».

Дать перевод того слова (заранее готовятся), которое попадётся по жребию (на выбывание – неправильно перевёл - выбыл)

Язык

Зубы

Губы

Слово

Пословица

Поговорка

Независимомть

Государство

Стихотворение

Книга

Рассказ

Сказка

Песня

Урок

 Народ

Дружба

Человек

Земля

Мир

Труд

3 конкурс «. Воспроизведите пословицы полностью».

Дым – огонь,   коса – камень,   журавль – синица,


Друг – беда,  шило – мешок,  волк – лес


5-сайыс «Полиглот сайысы.»
« Тіл — өнер» Мен ұнатқан үш пән» Мақал — мәтелді жасырын тұрған сөзді тауып, қазақ, орыс, ағылшын тілдерде.
1 — топ
1. Бірлігі жарасқан……. бұзылмас.
2. Татулық — табылмас….
3….. — ұлы қару
.


2 — топ
4. Адамды…….. үйретеді.
5…….. — таптырмас байлық .
6…….- байқап сөйлер.



Вам необходимо определить, что означают предложенные фразеологизмы

1 команда:

·         Белая ворона –

·         Строить воздушный замок –

·         Зарубить на носу –

·         Ахилесова пята –

·         Топорная работа –

·         Бить баклуши –

·         Играть на нервах –

·         Обвести вокруг пальца –

·         На всех парусах –

·         Вольная птица –

             

2 команда:

·         Считать ворон –

·         Дать руку на отсечение –

·         Родиться в рубашке –

·         Хоть глаз выколи –

·         В два счёта –

·         Спустя рукава –

·         Трудиться в поте лица –

·         Битый час –

·         Ветер в голове –

·         Жевать мочалку –





























































Тілдер күніне арналған сайыс сабақ 

«Тілден артық қазына жоқ, 
тілден артық қасиет жоқ» 

Н.Ә.Назарбаев 

Мақсаты: 1.Ойын арқылы оқушылардың сөйлеу, ойлау деңгейін көтеру, тілдерін жетілдіру. 
2.Тіл - ата-бабамыздан қалған асыл қазына, байлығымыз екенін ұғындыру. 3.Туған елге, тілге деген құрметтерін арттыру, тілге деген көзқарастарын қалыптастырып, қызығушылығын арттыру. Сабақтың түрі: Сайыс сабақ Сабақтың мақсатымен таныстыру. Екі топқа бөлу. 1-топ мысалға «Қырандар» 2-топ мысалға «Тұлпарлар» Ойын шарты бойынша топ өздерін таныстырады: Мыс.: 1.«Біз Қыранбыз, әрқашанда биікте ұшамыз, сайыстада биіктен көрінеміз». 
2.«Біз тұлпармыз, жарыста алдымызға жан салмаймыз». 
2- кезең «Ойлан тап» екі топқа 5 сұрақтан қойып, жауаптары тыңдалады. Дұрыс жауапқа 1 үкі. «Қырандар» тобына: 1.Қазақ тілі қай тілдер тобына жатады? 
2. Қазақстан қай жылы тәуелсіздік алды? 
3. Қазақ тілінде неше жалғау бар?, атап бер. 4.Қазақ әдебиеті нешеге бөлінеді? 
5. «Тіл туралы» Заң бірінші қай жылы қабылданды? 

«Тұлпарлар» тобына: 1.Тілдер күні қашан? 2. Мемлекеттік рәміздер қай жылы қабылданды? 
3. Қазақ тілінде неше септік бар?, атап бер. 
4.Ауыз әдебиетінің түрлерін ата 
5. Тіл туралы» Заң екінші рет қай жылы толықтырылып, қабылданды? 
3-кезеңде «Сен білесің бе?» деп аталады, онда өзіңіз таңдаған карточкаңызды алып сұраққа жауап беріңіз. Дұрыс жауап 2 үкі. № 1 карточка. Қазақстан қай мемлекеттермен шектеседі? № 2 карточка. Желтоқсан оқиғасы қашан болды? 
№ 3 карточка. Қазақтың тұңғыш ғарышкері кім? 
№ 4 карточка. Қазақтың үш биі кім? 
№ 5 карточка. Тудың, Елтаңбаның авторлары кім? 
№ 6 карточка. Жаңа әнұран қашан қабылданды? 4-кезең «Сөз тапқанға ...» деп аталады. Мұнда «Тәуелсіздігімізде» деген сөзден неғұрлым көп сөз тауып құрау керек. 
(сіз, әуез, ел, әуелі, мәуелі,ізгі, елу, лезде, із, зәулім,дем,демсіз,дәу) 

5-кезең Мақалды аяқта және тұрақты сөз тіркестерінің мәнін аш. Дұрыс жауап 2 үкі 
1. Туған жердей жер болмас, ... 2. Басқа пәле - ... 3. Өнер алды ... 4. Тілден артық ... 

1.Төбе шашым тік тұрды - деген нені білдіреді? 
2. Тілім бармай тұр - деген нені білдіреді? 3. Тіл табысу - деген нені білдіреді? 
4. Қоян жүрек - деген нені білдіреді? 
2-бөлім 1-кезең «Полиглот» Шешімін тауып үш тілде айту, дұрыс жауап 3 үкі 1. Мектеп кеме, білім ...(теңіз- ... - ... ) 
2. Отансыз адам, ормансыз ... (бұлбұл - ... -... ) 3.Өнер алды қызыл ... (тіл - ... -... ) 
4. Күш білімде, білім ... (кітап -... - ... ) 
5. Абай Құнанбаев ұлы ... (ақын -... - ... ) 
6. Көп тіл білу ... талабы. (өмір ... -... ) 
7. ... оттан да ыстық. (Отан - ...- ... ) 

1.Сөздердің антонимін табыңдар. 
1.жаңа 
2.бүгін 
3.жақсы 
4.тар 
5.кедей 2.Сөздерді аударыңдар. 
1.новый - 2.расписание - 3.дедушка - 4.хлеб - 5.класс - 6.сахар - 
3. Сөздердің антонимін табыңдар. 
1.аз - 
2.биік - 
3.кішкентай- 
4.ерте - 5.үстімен - 
6.сен - 7.қысқа - 
4.Сөздерді аударыңдар. 
1.время- 
2.год - 
3.август - 
4.лето 
5.неделя 


6.зима 
3-кезең «Жорға» Екі топтан екі сайыскер шығып минутына берілген жауаптары арқылы жарысады. Әр сұрақ 1 үкі 
1-сайыскерге: 1. Тәуелсіздік күні – 
2.Оқушы сөзінің синонимі – 
3.Республика астанасы – 
4.Суффикс сөзінің аудармасы – 
5.Аптаның бірінші күні – 
6. «Бөбек» орталығының бас директоры кім?- 
7. Тілдер күні – 
8. Кімнің? Ненің? қай септіктің сұрағы? – 
2-сайыскерге: 1. Ынтымақ күні – 
2. Мұғалім сөзінің синонимі – 
3.Рәміздер – 
4. Аптаның соңғы күні – 
5. Біздің гимназияның бас директоры – 
6.Кіммен? Немен? қай септіктің сұрағы? – 
7. Ахмет Йассауи кесенесі қай жерде? – 
8. Корень сөзінің аудармасы – Көп үкі жинаған топ «Қазақ тілін үздік меңгерген білгір топ» атымен аталады. Сарапшылар ұпай санын санап жеңімпаздарды анықтайды. Қорытынды: «Тіл – қазына, тіл – тапқырлық, тіл – мемлекет, тіл – даналық. Ендеше сайысымызды Шона Смаханұлының «Анамның тілі» өлеңімен аяқтаймыз.. 

Анамның тілі 
Өмірге келдім Анамды көрдім, Деді ол: «жаным» «Арайлы таңым». Самал боп желпіп, Жырымен ертіп. Үйретті тынбай, Бал тілін маған. 
Анамның тілі – айбыным менің, 
Анамның тілі – ай-күнім менің. 
Сүйемін байтақ елімді туған, 
Сүйемін мәңгі өмірді думан. 
Мектепке келдім, 
Ұстазды көрдім. 
Тыңдадым сөзін 
Табынып сүйіп. 
Анамның тілі, 
Аяулы үні.







































































Мероприятие –для детей в рамках «Недели языка»

Цель: Познакомить детей с «Международным днем языка». Дать понятие, что такое язык .Развивать у детей любознательность и интерес к языкам. Воспитать уважение и любовь к родному языку, а также к другим языкам.

Ведущий:Уважаемые коллеги,дети сегодня мы собрались на праздник посвященное ко дню языков.

Ежегодно 22 сентября в Казахстане отмечают День языков:Это общий праздник народов Казахстан.

Құтты болсын бәріңе ,

Тілдер күні-мереке!

Қазақстан жерінде

Болсын бірлік ,береке

Ведущий:Вопросы:

- Какие бывают языки?

- Почему люди учат языки других народов?

Загадка:

Всегда во рту, а не проглотишь.

(язык)

Ведущий:Язык-это самое великое творение человека.Трудно было бы ,если бы язык исчез.Слово самое совершенное средство общения.

Ведущий:Давайте ребята поздороваемся со всеми на разных языках.

На казахском языке –сәлеметсіз бе!

На русском языке –здравствуйте!

На украинском языке -здоровеньки булы!

На узбекском языке-салам алейкум!

На татарском –исянмесез!

На азербайджанском - салам алейкум!

2 эстафета «От носа к носу»
(Участвуют 2 команды по 6 человек. Первые номера надевают пустой спичечный коробок без дна себе на нос. Под весёлую музыку дети передвигаются лёгким семенящим шагом до ориентира( руки согнуты в локтях),обходят его, возвращаются в свою команду и передают коробок следующему участнику, желательно-без помощи рук).

Викторина

1.Государственные символы РК? (флаг,герб,гимн)

2.Национальная валюта (Тенге)

3.Состязание акынов (Айтыс)

4.Первый летчик –космонавт РК (Тоқтар Аубакиров)

5.Национальное жилище казахов? (юрта)

6.Национальный напиток из кобылье молока. (кумыс)

7.Национальные спортивные игры (Байга,көкпар).

8.Какой язык в республике считается государственным? (казахский).

9.Столица республики Казахстан. (Астана).

«Арқан тарту» ойыны.

Ведущий: ребята, я буду читать пословицы о дружбе,а вы продолжите их.

1.Друг познется в ... «беде)

2.Нет друга –ищи-а найдешь,- .... (береги)

3.Не имей сто рублей,а имей ... (сто друзей)

4.Скажи мне ,кто твой друг,и я скажу ,... (кто ты)

Игра-эстафета «Скучно так сидеть» 
(Дети-10 человек-сидят на корточках вдоль одной линии. На противоположной стороне от них стоят стулья-на один меньше. Дети проговаривают стихотворение: Скучно, скучно так сидеть, Друг на друга всё глядеть. Не пора ли пробежаться, И местами поменяться? Как только последние слова сказаны, дети бегут вперёд, стараясь занять свободный стульчик. Тот, кто остаётся без стула, выбывает. Потом убирают 2 стула. Всё повторяется до тех пор, пока победитель не займёт последний стул). 

Игра «Ұшты-ұшты» (летит-летит)

Ведущий произносит название той или иной птицы,прибавляя «ұшты-ұшты» (т.е летит-летит» и одновременно машет руками.Все играющие повторяют его движения.Один раз,другой,третий,но ведущий вдруг произносит ,к примеру «баран».

Если кто-то ,поддавшись на его уловку,опять замахал руками ,придется ему нести какое нибудь шутливое «наказание» например спеть.

«Бәйге» жарысы

А сейчас ребята предлагаю вам поиграть в игру-разминку «Хорошо»

Хорошо ,что солнце светит ? (изображают солнце).

Хорошо ! (Хлопают в ладоши).

Хорошо,что дует ветер ? (изображают ветер)

Хорошо ! (Хлопают в ладоши).

Хорошо идти с друзьями (Шагают)

Хорошо ! (Хлопают в ладоши).

Хорошо прижаться маме?

Хорошо ! (Хлопают в ладоши).

Хорошо кружиться в танце?

Хорошо ! (Хлопают в ладоши).

Хорошо быть казахстанцем?

Хорошо ! (Хлопают в ладоши).

«Айгөйлек» биі.

Ал ,енді іс-шарамыз аяқталды келесі кездескенше.






























2 эстафета «От носа к носу»
(Участвуют 2 команды по 6 человек. Первые номера надевают пустой спичечный коробок без дна себе на нос. Под весёлую музыку дети передвигаются лёгким семенящим шагом до ориентира( руки согнуты в локтях),обходят его, возвращаются в свою команду и передают коробок следующему участнику, желательно-без помощи рук).

Ведущий: Молодцы, вот теперь мы точно заметили, что делиться с друзьями вы можете, и делаете это с большим удовольствием. 

Игра-эстафета «Скучно так сидеть» 
(Дети-10 человек-сидят на корточках вдоль одной линии. На противоположной стороне от них стоят стулья-на один меньше. Дети проговаривают стихотворение: Скучно, скучно так сидеть, Друг на друга всё глядеть. Не пора ли пробежаться, И местами поменяться? Как только последние слова сказаны, дети бегут вперёд, стараясь занять свободный стульчик. Тот, кто остаётся без стула, выбывает. Потом убирают 2 стула. Всё повторяется до тех пор, пока победитель не займёт последний стул). 








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Тілдер күніне арналған «Тіл халық-қазынасы»атты сайыс сценариі

Автор: Исмаилова Гульбану Тулешовна

Дата: 25.12.2016

Номер свидетельства: 373099


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства