Просмотр содержимого документа
«Тезис «Профилактика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста»»
«Профилактика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем, возникающих в работе с детьми дошкольного возраста.
В детском саду часто можно встретить детей с ярко выраженными проявлениями агрессии: они постоянно дерутся, толкаются, ссорятся. Воспитателям приходится нелегко с такими детьми. Агрессия, в каких бы формах она не проявлялась, оказывается часто главным источником трудностей во взаимоотношениях между людьми, приносит боль и непонимание.
В ФГОС дошкольного образования по направлению социально-коммуникативное развитие прописано, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других; адекватно проявляет свои чувства; старается разрешать конфликты; может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками [6].
В настоящее время педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений находятся в поиске действенных средств направленной на профилактику и коррекцию агрессивного поведения дошкольников. Одной из действенных средств данной коррекции является игра, т. к. ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игровой.
Понятие агрессия у многих авторов трактуется по-разному. Но в настоящее время большинством специалистов в области социальных наук принимается следующее определение, за основу которой и взят в данной работе подход Роберта Бэрона и Дебора Ричардсона.
Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения [1].
Предлагают разнообразные формы агрессии, но для детей дошкольного возраста наиболее характерны такие как: физическая агрессия, вербальная агрессия, косвенная агрессия.
Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта.
Физическая агрессия может проявляться: ребёнок нападает на детей и взрослых, дерётся, толкается, швыряет предметы, ломает игрушки, разрушает результаты работы других детей.
Вербальная (словесная) агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг, так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);
Проявление словесной агрессии: ребёнок кричит, обзывается, угрожает, оскорбляет детей.
Косвенная агрессия – действия, которые опосредованно направлены на другое лицо.
Причинами частных случаев проявления детской агрессии могут быть:
• стремление привлечь к себе внимание сверстников;
• стремление получить желанный результат;
• стремление быть главным;
• защита и месть;
• желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство [5].
Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить “точный” диагноз и тем более “приклеить ярлык”, а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку. Именно поэтому так важно способствовать оказанию психолого-педагогической помощи детям по преодолению агрессивных тенденций в условиях социально одобряемых форм поведения.
Нужно помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.
Работа, по профилактике и коррекции, с данной категорией детей должна проводиться в четырех направлениях [3]:
Обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме;
Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях;
Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях;
Формирование эмпатии, доверия к людям.
Действенным средством коррекции агрессивности детей дошкольного возраста будет являться игровая коррекция агрессивного поведения.
Игра способствует повышению уверенности в себе, уровня самосознания, отработке новых форм поведения, снятию напряжения, развитию воображения, благодаря которому ребенок начинает понимать смысловую сторону своего поведения и поступков. Ребенок в условиях игры имеет возможность активно и непринужденно упражняться в правильных поступках, вырабатывать положительные привычки.
В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми [4].
Например, в игре формируется такое качество личности ребёнка, как саморегуляция действий с учётом задач количественной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных смыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели.
Игра основана на естественной потребности детей, которая дает ребенку необходимый жизненный опыт и развивает его психические процессы, воображение, самостоятельность, навыки общения и пр. [1]. В условиях игры ребенок получит возможность активно и непринужденно упражняться в правильных поступках, вырабатывать положительные привычки. Таким образом, игра является действенным средством коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Список литературы
Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1998.
Грецов А. Г. Понимать своего ребенка. — СПб.: Питер, 2009.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком. Период раннего детства. СПб.: Речь, 2006.
Новикова С.Л. Игра дошкольника. М.: Просвещение, 1989.
Паренс Г. Агрессия наших детей. М., 1997.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утверждён приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013г. № 1155.