Пасха – самый радостный праздник, ликует природа, все вокруг оживает и цветет. Именно в эти дни (на пасхальной неделе) мы проводим занятие «Пасха в гости к нам пришла», посвященное пьесе П.И. Чайковского «В церкви». И это не случайно, так как основы российской культуры нераздельны с историей христианства, в частности с православной и классической музыкой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тематическое занятие «Пасха в гости к нам пришла»»
Тематическое занятие «Пасха в гости к нам пришла»
Составили воспитатель Белоусова Л.А., музыкальный руководитель Касихина Э.С.
Пасха – самый радостный праздник, ликует природа, все вокруг оживает и цветет. Именно в эти дни (на пасхальной неделе) мы проводим занятие «Пасха в гости к нам пришла», посвященное пьесе П.И. Чайковского «В церкви». И это не случайно, так как основы российской культуры нераздельны с историей христианства, в частности с православной и классической музыкой. В отличие от традиционного занятия, в этом занятии основным видом деятельности является слушание музыки. На наш взгляд, такое занятие приобщает дошкольников к нравственным началам и вечным ценностям: семья, любовь, доброта, правда; помогает раскрыть лучшие качества личности ребенка, способствует расширению кругозора, обогащает словарный запас, формирует культуру восприятия музыки. Воспитывает у детей основы духовно-нравственной культуры.
Цель: Знакомство дошкольников с пьесой П.И. Чайковского «В церкви».
Оборудование и материал: стулья по количеству детей в группе, портрет П.И. Чайковского, музыкальный центр, мольберт с укрепленными на нем рисунками для игры «Найди лишнее».
Предварительная работа: Музыкальный руководитель разучивает с детьми песню «Пасха в гост и к нам пришла», знакомит детей с особенностями православной музыки – звоном колоколов и звучанием хора (слушание песнопений Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и праздничных пасхальных звонов);
Воспитатель изготавливает карточки для игры «Найди лишнее», вместе с детьми организует выставку рисунков, фотографий, пасхальных открыток и творческих семейных работ «Пасха красная», знакомит с историческими традициями праздника русской Пасхи, через беседу с детьми «Пасха – Светлое Христово Воскресение».
Ход занятия: Центральная стена зала украшена в соответствии с темой праздника Пасхи. У стены стол, убранный скатертью, на столе кулич, крашеные яйца, самовар.
Воспитатель: Прилетели птицы
Радостно блистая
Светлая седмица,
Праздничная стая…
А у нас куличик –
Золотая корка!
Крашеных яичек
На подносе горка!
Молоко в крынке!
Пир – как в сказке.
В доме ни пылинки,
Убирались к Пасхе!
Ребята, сегодня весенний день. Скажите, какой праздник собрал нас в этом зале?
Дети: Праздник Пасхи, началась пасхальная неделя.
Музыкальный руководитель: Пасха! Самый светлый и радостный праздник, который
длится целую неделю.
Воспитатель: Ребята, а какие традиции русской Пасхи вы знаете?
Дети: В домах люди убирают мусор, вытирают пыль, моют окна, пекут куличи, красят
яйца, надевают нарядную одежду, многие ходят в церковь всей семьей.
Воспитатель: А еще в дни Пасхи люди приветствуют друг друга целованием и
обмениваются крашеными яйцами.
Музыкальный руководитель: В каждой семье ждут и любят праздник Пасхи. Любили
Пасху и в семье русского композитора Петра Ильича
Чайковского (показывает портрет композитора).
В семье было много детей. Петр Ильич, а тогда просто
Петя, был самым младшим. Он был очень добрым и любил
музыку, рано стал играть на рояле и даже пробовал сам
сочинять. Часто он ходил из дома в церковь, что была на
соседней улице, послушать пение церковного хора.
(Звучит музыкальный фрагмент «Песнопения Свято-Троицкой Сергиевой Лавры»)
Музыкальный руководитель: Став школьником, Петя и сам пел в церковном хоре и
очень этим гордился. А в пасхальные праздники во всех
церквях звонили колокола, над городом стоял веселый
радостный перезвон.
(Звучат праздничные пасхальные звоны колоколов)
Музыкальный руководитель: Петя выбегал на улицу и долго стоял без движения,
слушая, будто заколдованный, ликующий звон церковных
колоколов. Став композитором, Петр Ильич Чайковский
сочинил много замечательных музыкальных произведений.
Воспитатель: Ребята, а какие произведения П.И. Чайковского вы знаете?
Дети: Музыкальные пьесы «Мама», «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы»,
«Новая кукла», «Игра в лошадки», «Вальс»…
Музыкальный руководитель: Что объединяет все названные вами пьесы? (Показываю
«Детский альбом» П.И. Чайковского)
Дети: Эта музыка из «Детского альбома» П.И. Чайковского.
Музыкальный руководитель: Правильно! Сегодня мы услышим еще одну пьесу П.И.
Чайковского из «Детского альбома», с красивым названием
«В церкви». Садитесь по удобней и внимательно слушайте.
Слушание «В церкви» П.И. Чайковского
Музыкальный руководитель: Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями об
услышанной музыке.
Дети: Музыка печальная, задумчивая, мне захотелось заплакать, мне стало немного
страшно.
Музыкальный руководитель: Как вы думаете, о чем хотел рассказать композитор своим
слушателям?
Дети: Как в церкви люди молятся, как там горят свечи, поет хор.
Музыкальный руководитель: Музыкальными звуками композитор П.И. Чайковский
нарисовал картину церковного праздника, который,
конечно же, не обходится без музыки. Но музыка, которая
звучит в церкви, особенная. А какой музыкальный
инструмент изобразил и пение хора, и звон колоколов?
Дети: Фортепиано.
Музыкальный руководитель: Правильно. А сейчас поиграем в игру «Найди лишнее».
Внимательно посмотрите на рисунки и скажите, какой из
них лишний? (Воспитатель обращает внимание детей на рисунки с изображением П.И. Чайковского, фортепиано, хора, церкви, скрипки и барабана. Дети с помощью воспитателя находят два лишних рисунка – это рисунки с изображением скрипки и барабана. Остальные рисунки связаны с музыкой П.И. Чайковского «В церкви».)
Музыкальный руководитель: Какой из рисунков лишний?
Дети: Скрипка и барабан.
Музыкальный руководитель: Как вы думаете, почему именно пьеса «В церкви» звучала
на сегодняшнем занятии?
Дети: Началась пасхальная неделя, люди идут в церковь…
Воспитатель: Пасха! В каждом доме чисто и уютно, пахнет вкусной едой. Все люди,
взрослые и дети, верят в добро, все ждут только хорошего. «Христос
Воскресе!» Так приветствуют друг друга в день светлой Пасхи! И
отвечают: «Воистину Воскресе!» Посмотрите в окно: все вокруг оживает и
цветет. «Пасха в гости к нам пришла! С праздником вас, ребята!»
Дети читают стихи:
1 – О чем звонят колокола?
О мире на планете,
К любви и дружбе призвала
Молитва на рассвете.
2 – О чем звонят колокола?
О состраданье к людям,
Мы их ошибки и дела
С обидой не осудим.
3 – О чем звонят колокола?
О доброте сердечной,
Пусть помощь наша и мала,
Но полбеды залечит.
4 – О чем звонят колокола?
О радости безмерной.
Как птице дал Господь крыла,
Так даст нам силы вера.
5 – Распушила ветки верба,
Песни ласточек слышны.
Праздник света, праздник веры
Есть у ласковой весны.
6 – Колокольным перезвоном
Славят люди праздник тот,
С добрым словом и поклоном
Обнимается народ.
7 – «Жив Христос! Христос Воскресе!»
Носит теплый ветерок.
Праздник Пасхи так чудесен,
Сердцу каждому урок.
Песня «Пасха в гости к нам пришла»
Воспитатель: Дорогие дети, я еще раз поздравляю всех с праздником светлой Пасхи! Спасибо всем.
Дети выходят из зала.
Приложение:
Песня «Пасха в гости к нам пришла»
Слова К. Фофанова Музыка С. Крупа-Шушариной, И. Яворской
Под напев молитв пасхальных и под звон колоколов
К нам летит весна из дальних, из полуденных краев.