Цель: совершенствование умения изображать пропорции и характерные детали животных.
Задачи: обучающие: продолжать знакомить детей с дикими животными, учить создавать образ лисы по образцу педагога, передавая строение тела животного, пропорции и характерные детали, закреплять умение работать с пластилином, аккуратно соединять части в единое целое приемами примазывания и сглаживания.
Развивающие: развивать творческие способности, аккуратность при выполнении работы, умение комбинировать различные приемы лепки.
Воспитательные: воспитывать эстетический вкус, положительное отношение к занятиям лепкой.
Целевые ориентиры: обладают знаниями о животных, умеют видеть красоту созданного изображения, проявляют умения слышать других и стремление быть понятым другими, способны использовать различные приемы лепки, способны выразить свою мысль, проявляют творчество и инициативу.
Средства реализации: наглядные – изображения лисы, образец выполненной работы; вербальные – беседа, загадки, рассказ; мультимедийные – музыкальное сопровождение, презентация «Лиса».
Словарная работа: уточнение и активизация в речи слов вытянутый, цилиндр; обогащения словаря прилагательными, описывающими лису.
Оборудование и материалы: демонстрационная картина «Лисица» для рассматривания, пластилин, стеки, доски, салфетки, бусинки.
Методика проведения:
Вступительная часть
Воспитатель предлагает детям угадать, о чем будет их занятие и загадывает загадку:
Эта рыжая плутовка
Ловит мышек в поле ловко.
Хоть похожа на собаку,
Никогда не лезет в драку.
Нет хитрей её в лесу
И узнали мы (лису)!
Воспитатель показывает изображения лисы и просит детей рассказать, кто изображён на картине и о ком эта загадка.
Правильно, это лисица. Лисица - не очень крупное животное с теплой рыжей шубкой и белым воротничком. У неё небольшая головка с острыми ушками, вытянутая мордочка, маленькие глазки. Туловище овальное, покрытое густой рыжей шёрсткой. У лисы четыре лапки и пушистый, длинный хвост, которым она заметает свои следы при ходьбе. Ребята, давайте мы с вами превратимся в лисят.
Воспитатель предлагает детям изобразить крадущуюся походку лисицы.
Молодцы, вы очень похожи на маленьких лисят. А знаете, что любит есть лиса? Правильно. Лиса ловит мышей в степях и полях, ворует курочек, ловит зайчиков. Её можно назвать хищником.
Посмотрите, какую я слепила из пластилина лису! Теперь она будет жить в нашей группе. Но ей очень грустно и одиноко одной. Как мы можем ей помочь? (подводим детей к тому, что мы можем слепить ей друзей).
Конечно! Давайте слепим ей друзей, и ей совсем не будет одиноко.
Основная часть
Физкультминутка
Я прошу подняться вас – это раз.
Повернулась голова – это два.
Руки вверх, вперед смотри – это три.
Руки разведем пошире на четыре.
С силой пальцы сжать, разжать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть!
Для создания образа лисы мы будем использовать конструктивный (по частям) способ лепки. Из куска пластилина слепим цилиндр и разделим его на четыре части – одну большую, три одинаковые поменьше. Из большой части скатать овал-туловище. Из одного маленького кусочка сделать шар - голову, из другого скатать два столбика, разрезать каждый из них на две части- получатся лапы. Присоединить все части к овалу, места соединения частей тела хорошо сглаживаем большим и указательным пальцами. Из оставшегося кусочка пластилина слепим хвост и уши; оттянем на голове мордочку; прорисуем стекой шёрстку. Из маленьких кусочков пластилина чёрного цвета скатаем шарики (бусинки) – это будут глаза. Для глаз также можно использовать бусинки, бисер.
При выполнении детьми работ, в случае затруднения педагог оказывает индивидуальную помощь.
Заключительная часть
Вывод: Молодцы, давайте поставим наших лисичек на стол и рассмотрим их. У всех получилось очень красиво, аккуратно и необычно. Лисы как настоящие! Давайте придумаем им имена? А на следующем занятии мы можем нарисовать домики для них, или слепить лес, в котором они будут жить.
Рефлексия: «Снежный ком». Дети по кругу передают «снежный ком» (из бумаги или любой другой предмет) и говорят о том, что получилось на занятии, что понравилось, и о том, над чем еще стоит поработать.
Используемая литература:
С. А. Козлова – Дошкольная педагогика: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования/ С. А. Козлова, Т. А. Куликова – 12-е изд., М.: издательский центр «Академия», 2011.- 272с.
О. В.Павлова – Комплексные занятия по изобразительной деятельности по программе И. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Волгоград: 2016 – 191с.
С. В. Погодина - Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности дошкольников. М. : издательский центр «Академия», 2015.-272с.