Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению школьного типа. Именно игра и должна преимущественно использоваться педагогами. Таким образом, игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей. Театрализованная деятельность является разновидностью игры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Театрально-игровая деятельность в детском саду» »
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное Учреждение детский сад «Алёнка»
Семинар
«Театрально-игровая деятельность в детском саду»
Подготовила и провела:
старший воспитатель
Мячина С.В.
Р.п. Дмитриевка
2015 г.
Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста.
Оборудование и материалы: презентация, жетоны 2 цветов, разные виды театра, буклеты, бумага, фломастеры, памятки, наборы одноразовой посуды, цветная бумага, цветной картон, ножницы на подгруппу участников, клей ПВА, столы и стулья для участников, фланелеграф, магнитная доска, воздушные шары для оформления, музыкальное сопровождение мероприятия.
Предварительная работа:
Оформление методической выставки дидактических игр «Такой разный театр»;
Подбор литературы и оформление выставки для педагогов «Все о театре»;
Ход проведения:
I ЧАСТЬ (теоретическая).
Звучит веселая музыка, всех участников театрального ринга встречает директор театра (заведующий ДОУ). Он объявляет об открытии театрального сезона и предоставляет слово режиссеру-постановщику (старшему воспитателю)
- Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами собрались в театральной гостиной, чтобы поговорить о великой силе театрального искусства. Предлагаем Вам разделиться на команды по возрастным группам (2 младшие и средняя с подготовительной). Прошу команды занять свои места! Итак, определились наши команды для участия в игре «Театральный ринг».
- Разрешите представить Вам, уважаемые коллеги, наших жюри, которые сегодня присутствуют и будут оценивать знания наших команд. За каждый правильный ответ - команда будет получать по жетону.
- Для того, чтобы было удобно обращаться к командам, предлагаю в течение 1 минуты посовещаться и придумать название команде и представить ее. У нас две команды.
Представление команд.
Церемония представления участников театрального ринга окончена.
- В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению школьного типа. Именно игра и должна преимущественно использоваться педагогами. Л.С. Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Л.И. Божович считает необходимым, чтобы ведущая деятельность составляла основное содержание жизни самих детей. Таким образом, игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей. Театрализованная деятельность является разновидностью игры. Итак, сегодня на нашей игре «Театральный ринг» мы будем говорить об организации театральной деятельности в ДОУ.
Итак, I раунд
«Разминка»
- Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты, она способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.
Вопросы всем командам:
Что такое театрально-игровая деятельность?
Театрально-игровая деятельность детей:
• разновидность художественной деятельности, где интегрируется со следующими видами деятельности: литературная, музыкальная и изобразительная; • творческая сюжетная игра, бытующая в самостоятельном игровом опыте ребенка.
- Совершенно верно.
2. Какие театрально-игровые умения должны быть сформированы у дошкольников?
В дошкольном возрасте у детей в процессе театрально-игровой деятельности развиваются специальные игровые умения.
Первая группа умений связана с освоением позиции "зритель"(умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо "артистам").
Вторая группа умений обеспечивает становление позиции "артист", включающей умение использовать средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний, развитие способности выражать свое отношение к идее спектакля, герою.
Третья группа умений - освоение позиции "режиссер-сценарист", т.е. умение создавать игровое пространство, наполнять его игрушками и фигурками по своему усмотрению в режиссерской игре, воплощать свои замыслы не только собственными силами, но и организуя деятельность других детей.
Четвертая группа умений позволяет ребенку овладеть основными умениями "оформителя-костюмера", т.е. способностью обозначать место "сцены" и "зрительного зала", отбирать, творчески использовать предметы-заместители и самостоятельно изготовленные атрибуты и элементы костюмов, изготавливать афиши, приглашения и пр.
Пятая группа умений- это умение взаимодействовать с другими участниками игры, использование позитивных приемов общения со сверстниками в процессе планирования игры, по ее ходу.
Подведем итог первого раунда. (жюри объявляет кому отдан первый жетон))
II раунд «Объяснялки»
- В дошкольном учреждении ребенок проводит большую часть времени. Здесь он может и должен получить удовлетворение всех своих духовных потребностей, в том числе и потребности театрализованной игровой деятельности. Не все время дети стремятся заняться искусством или художественным творчеством, но для тех, кто хотел бы, должны быть созданы условия, посредством которых ребенок удовлетворит свои запросы и стремления, а его потребности найдут воплощение в системе действий.
- Объясните, кто такой «Актёр».
- Объясните термин «Зритель»
III раунд. «Размышлялки».
Задание №1. Конкурс капитанов
- В ДОУ для каждой возрастной группы используются свои виды театров. И сейчас, я приглашаю капитанов от каждой команды, которые представят вашему вниманию некоторые виды театров.
Задание №2. Перечислите соответствующие виды театра, которые можно использовать с детьми в разных возрастных группах.
1 младшая
группа
2 младшая
группа
Средняя
группа
Старшая
группа
Подготовительная к школе группа
Пальчиковый театр – способствует лучшему управлению движениями собственных пальцев.
Театр кукол на столе – способствует владению техникой управления куклами настольного театра (куклы из бумажных конусов, цилиндров, коробочек, игрушки из ткани, меха, поролона и т.д.
Театр ложек, верховые куклы (бибабо) – знакомство детей с театральной ширмой, основами кукловождения.
Знакомство с куклами-марионетками, куклами с «живой рукой», обучение технике управления этими куклами.
Знакомство с куклами с «живой рукой», людьми-куклами и тростевыми куклами; обучение технике работы с этими куклами.
Подведем итог третьего раунда. (Жюри объявляет, кому отдан жетон)
IV раунд «Антракт».
- Как известно, в любом театре всегда есть время для отдыха зрителей и артистов. И оно называется …..(все вместе) АНТРАКТ!
Сейчас для Вас элементы психогимнастики представит член жюри, педагог-психолог.
- Театрально-игровая деятельность с детьми 6-7 лет проводится ежедневно, во второй половине дня, и осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям.
Первое направление - занятия на развитие внимания, воображения, движений детей.
С одной стороны, очень важно сохранить богатство, живость и непосредственность передачи различных эмоциональных состояний. С другой стороны, необходимо вооружить детей элементарными приемами актерской техники. Как это сделать? Предлагаем начать со специальных упражнений.
. Упражнения на напряжение мышц:
«рубить» дрова;
волочить «тяжелый» ящик;
нести очень «тяжелый» чемодан;
дотянуться до высоко висящего яблока, сорвать его и быстро спрятать.
. Упражнения на расслабление мышц:
«заснуть» на стуле;
сидя на стуле, «смахнуть» с кистей рук капли воды;
сидя на стуле, медленно напрячь пальцы правой руки, следя за тем, чтобы были напряжены только пальцы, а локоть и плечо - свободны. Уметь двигать локтем и плечом, оставив пальцы в напряжении.
Упражнения на развитие воображения:
передавать друг другу веревку, произнося слово «змея»;
передавать друг другу кубик со словами «мороженое»;
передавать друг другу пустую коробку, по очереди «вынимать» оттуда что-либо воображаемое и обыгрывать это.
В ходе работы над такими специальными упражнениями дети постепенно овладевают средствами выразительности, которые помогут им добиться успеха, почувствовать уверенность в себе и своих возможностях.
II ЧАСТЬ (практическая)
V раунд - практический.
- Для осуществления театрализованной деятельности в ДОУ необходимы различные виды театров, которые способны, с одной стороны, удивить ребенка интересной игрушкой, привлечь его внимание игрой, занимательным сюжетом, выразительной интонацией, движениями. С другой стороны, для ребенка главное – получить радость от общения со взрослыми, сверстниками. И сегодня мы с вами, уважаемые коллеги, превратимся в волшебников и попробуем создать театр для дошкольников.
Вам предлагаем сделать театр на конусах, который команда будет создавать в течение 5 минут и презентовать в течение 1 минуты, в форме небольшой инсценировки сказки.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИЗГОТОВЛЕННОГО ТЕАТРА - 1 минута.
- И наконец: сейчас судейская коллегия подведёт итог сегодняшней борьбы, а мы подведём итоги нашего театрального ринга. Слово предоставляется жюри.
Победителям вручаются дипломы и памятки.
- Уважаемые коллеги! В ходе игры «Театральный ринг» мы еще раз убедились, что через различные виды театральной деятельности проходит самореализация детей дошкольного возраста (дошкольники переносятся в сказочный, увлекательный мир; познают, что такое дружба, доброта, честность, правдивость; учатся перевоплощаться в роль; используют свои средства выразительности: мимику, пантомимику, интонацию.
Заключительное слово заведующего ДОУ.
- Уважаемые коллеги, вот и закончился наш театральный ринг. Хочу поблагодарить всех участников
- Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки-чуда, ощущение беззаботного детства.
Хочется отметить, что театрализация – это, прежде всего импровизация, оживление предметов и звуков.
Это искренний интерес, увлеченность, как со стороны взрослых, так и со стороны детей.
Взрослый не пытается надеть на себя маску всезнайки и честно признается ребенку тогда, когда он чего-то не знает или не умеет
Взрослый чувствует и понимает, в чем ребенок талантливее его, старается предоставить ребенку возможность проявить инициативу, самостоятельность и пытается многому научиться у детей.
В процессе творческого взаимодействия с ребенком взрослый, прежде всего, озабочен процессом воспитания, а не обучения.
Воспитание детей включает и воспитание их родителей (участие родителей в театрализованных развлечениях), что требует от педагога особенного участия, такта, знаний и терпения.
В Вашу «Копилку воспитателя» уходит памятки и рекомендации по театрализованной деятельности, которые мы надеемся, помогут Вам в работе с воспитанниками.