Тема: Народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Тема: Народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному городу, родной стране. В современной жизни мы все меньше отводим внимания наследию русского народа, имеющего поистине несметные богатства в области народного творчества и культурных традиций. А между тем значение народного декоративно-прикладного искусства играет важную роль в патриотическом воспитании детей, а также в воспитании любви и гордости за свою страну.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тема: Народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Народ, который не знает своей
Культуры и истории, - презренен и
легкомысленен.
Н.М. Карамзин.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному городу, родной стране. В современной жизни мы все меньше отводим внимания наследию русского народа, имеющего поистине несметные богатства в области народного творчества и культурных традиций. А между тем значение народного декоративно-прикладного искусства играет важную роль в патриотическом воспитании детей, а также в воспитании любви и гордости за свою страну. Чувство любви к Родине начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, в дальнейшем они играют огромную роль в воспитании патриотических чувств. [1]
Большое значение в развитии духовности детей играет фольклор, который вобрал в себя народную мудрость, моральные и нравственные идеалы, воплотившиеся в целую систему художественных образов. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки- то неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку стать творческой личностью.
Народное искусство глубоко проникает в жизнь ребенка, формирует у него эмоционально - эстетическое восприятие родной культуры. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре .
Чтобы наши дети хорошо знали и уважали свое прошлое, историю и культуру своего народа, мы используем в работе с детьми народные игры, потешки, сказки. В образовательной деятельности мы знакомим детей с историей, обычаями, бытом народа, с этическими и эстетическими нормами, в соответствии с которыми должна протекать их взрослая жизнь. [2, 3]
С этой целью был создан музей «Русская изба», в которой собраны старинные предметы быта, куклы в национальных костюмах, печь, полки и скамейки. В ее создании большую помощь оказали родители. Благодаря им в избе появились атрибуты русской избы: горшки, чугунки, утюг, ухват. Теперь дети знают, для чего коромысло и что такое лапти.
Цель такой работы – зажечь искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его культуре, а также к природе.
Дети – это маленькие исследователи, которые открывают мир и помочь им в этом может помочь проектный метод, так как он позволяет рассмотреть тему через разные виды как совместной так и самостоятельной деятельности детей. Весной 2015 года педагогами в средней группе был реализован совместный творческий проект «Матрешка – народная игрушка». Целью проекта было создание условий для приобщения детей к традиционной отечественной культуре, народному творчеству на примере русской национальной игрушки. Работая над проектом мы хотели расширить круг представления у детей о разнообразии этой игрушки, дать исторические сведения, приобщить к красоте народно-прикладного искусства.
Культурно-досуговая деятельность позволяет расширить сферу возможностей по приобщению детей к народному творчеству. Интересно и занимательно проходят у нас совместные праздники, такие как «Масленица», «Ярмарка», где дети и родители принимают активное участие в народных играх и забавах, организованных педагогами. В В образовательной деятельности и развлечениях дети знакомятся с родным краем, его природой и богатствами. Ребята с большим желанием и интересом расписывают пасхальные яйца. [4]
Правильно организованная работа по созданию условий для духовно-нравственного воспитания помогает расширить кругозор дошкольников, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств, пробуждая любовь к родному городу, краю, к России.
Список литературы:
1. Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», М., УЦ Перспектива, 2008.
2. А. Лопатина, М. Скребцова «Книги для занятий по духовному воспитанию», М.: «Сфера», 1999.
3. М. Мельников « Русский фольклорный жанр», М.: «Просвещение», 1997.
4. Н.В. Пугачева, Н.А. Есаулова «Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ», М.: «Центр педагогического образования», 2007.