kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Телемания у детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уже в 1972 году Герта Штурм, проведя множество экспериментов для исследования эмоционального воздействия радио и телевидения на человека, обнаружила уникальное явление. Если через три недели после предлагаемой передачи реципиенты забывали ее содержание, следуя нормам кривых забывания, то эмоции, возникающие у них во время просмотра этих передач, не забывались.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Телемания у детей дошкольного возраста»


Телемания у детей дошкольного возраста

Рекомендации для родителей


Домашева С.А.

Старший воспитатель

ГБДОУ д/с № 45 Невского района Санкт-Петербурга

2021


Уже в 1972 году Герта Штурм, проведя множество экспериментов для исследования эмоционального воздействия радио и телевидения на человека, обнаружила уникальное явление. Если через три недели после предлагаемой передачи реципиенты забывали ее содержание, следуя нормам кривых забывания, то эмоции, возникающие у них во время просмотра этих передач, не забывались.

Все дальнейшие исследования в этой области подтвердили Штурм, придя к выводам, что эти эмоциональные переживания по устойчивости… «равноценны эмоциональным привязанностям».

Эти эксперименты подтвердили мысль о том, что ребенок после просмотра какой-нибудь телепрограммы, позабыв даже суть передачи, где-то в лабиринте своего подсознания сохранил массу эмоций, возникших тогда в нем, отделившихся от того, кто их когда-то вызвал.

По мнению Маттенклота (1991), телезрители эмоционально управляемые. Это касается и детей, так что любой ребенок, смотрящий телепередачу, не просто заряжается ее эмоциями, но и направляет ее в определенное русло. И та агрессия, с которой ежедневно ребенок встречается на голубом экране, накапливается в нем со страхом, подсознательно испытываемым им. Эти мысли и чувства готовы прорваться в любой момент. Но ребенок не сможет вспомнить – когда и почему они возникли у него.

Это подтверждают исследования психологов Стэнфордского университета под руководством Альберта Бандуры о социальном «заражении» детей под влиянием телеэкрана, начиная с дошкольного возраста. Исследования показали, что просмотр сцен насилия сопровождался внезапным появлением у ребенка довольно сильных агрессивных импульсов, которые не уменьшались даже при виде страдающей жертвы этого насилия, а часто увеличивали свою интенсивность.

По А. Маслоу, при просмотре сцен насилия детьми в телевизионных передачах не способствует их «очищению от аффектов», а по-своему катализирует дремлющую в ребенке агрессивность, а не эмпатию (сопереживание), закрепляя у детей агрессивные модели поведения.

В то же время ребенок, переполненный чужими эмоциями и чувствами, почти лишен воображения, царство которого до эры телевизоров всегда обычно было в детстве. Фантазии его уже померкли, в них нет огня и ярких красок. Сегодня можно встретить и ребенка, который не умеет фантазировать. Причем чем больше он проводит времени перед телевизором, тем ярче это выражено у него. По мнению Хорста Прена, у детей, страдающих телеманией «кора головного мозга подобна пустыне». Эти дети «страдают полной потерей способности воображения».

Телеманию часто сравнивают наркоманией, потому что у них много общих признаков и сходные механизмы появления этих зависимостей. Прежде всего телевизор у таких детей превращается в главную ценность их жизни, овладевая детским сознанием подобно страсти. Эта зависимость сопровождается привыканием. Все попытки сокращения времени «общения» с телеэкраном даются с большим трудом или не удаются вообще.

Мерцающий экран расслабляет ребенка, создает ощущение релаксации. Чем дольше будет гореть экран, тем дольше будет сохраняться это ощущение. Но это ложная релаксация. Как только телевизор будет выключен – она мгновенно заменяется подавленностью из-за возвращения в реальный мир. И даже если во время просмотра телепередач испытывалась радость, это чувство тут же улетучивается, а настроение чаще всего немного ухудшается в сравнении с тем, которое было до включения телевизора.

С наркоманией телеманию также связывает и то, что в ответ на запрет родителей смотреть телепрограммы детей словно захватывает волна агрессивности относительно мамы с папой. Да к тому же все интересы ребенка замыкаются на телевизоре. Не отходя от экрана, такой ребенок перенасыщается потоком зрительной и слуховой информации, попадающим к нему без всяких усилий с его стороны. Причем ему даже не надо на этом сосредотачиваться. И конечно же это способствует уменьшению концентрации внимания и изменяет умственную деятельность ребенка не в лучшую сторону.

Постоянно мерцающий экран, выкрики-реплики борющихся героев, сопровождаемые тревожной музыкой для усиления устрашающего эффекта, не самым благоприятным образом воздействуют на психику маленьких зрителей, особенно если у ребенка уже были какие-то отклонения со стороны нервной системы, а тем более врожденные, или он отличается повышенной возбудимостью и плохим сном.

Наибольшее негативное влияние оказывают телепередачи на детей, перенесших перинатальную энцефалопатию, черепно-мозговые травмы и т.д., страдающих заиканием и тиками, эпилепсией.

Как вести себя родителям при телемании ребенка:

- прежде всего постараться заменить общение ребенка с телевизором общением с собой;

- учить наслаждаться общением с природой, домашними животными;

- поощрять дружбу с детьми;

- поощрять хобби ребенка, не связанные с современными гаджетами;

- пытаться увидеть «подводную» часть айсберга проблем ребенка и помочь ему справиться с ней;

- знать про все «неприятности» ребенка в детском саду или школе, ни в коем случае не обвиняя его в них, а ища вместе с ним выход их сложившихся ситуаций;

- установить жесткий регламент времени просмотра телепередач;

- делать акцент на передачах о животных, чудесах света. Познавательных для его возраста программах – словом, только на том, что дает положительную энергетику ребенку;

- дать почувствовать настоящий вкус жизни, протекающей за окном;

- пользуясь методами ассоциации устраивать дома недели жизни без телевизора и по мере возможности превращать их месяцы, постепенно удлиняя и эти сроки.

Как не желательно вести себя родителям при телемании ребенка:

- успокаивая себя мыслью, что телевизор образовывает ребенка, разрешать ему коротать дни перед экраном;

- не вмешиваться в телеменю ребенка;

- разрешать ему вместе с собой смотреть передачи, не подходящие ему по возрасту;

- превращать телевизор в теленяню и лучшего друга;

- не пытаться понять – почему телевизор заменяет ребенку общение с миром, почему жизнь за окном стала ему безразличной;

- не заинтересовывать ребенка всевозможными секциями, кружками и занятиями по интересам;

- превращать его жизнь в семье в рутинную повседневность, оживить которую способен только телеэкран;

- даже понимая, что у ребенка появилась зависимость от телевизора, не принимать никаких экстренных мер для ее ликвидации, пуская все на самотек.


Список использованных источников

  1. Баркан А.И. Ультрасовременный ребенок. М.: Этерна, 2014.

  2. Маховская О.И. Телемания. Болезнь или страсть? М.: Вильмс, 2008.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Телемания у детей дошкольного возраста

Автор: Домашева Светлана Александровна

Дата: 02.11.2021

Номер свидетельства: 590324


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства