kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологии психолого-педагогического сопровождения гиперактивных детей в детском саду в условиях реализации фгос

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время возрастает частота нарушений детского развития и поведения по типу сверхподвижности, в научной литературе именующемуся синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Основными проявлениями данного нарушения являются высокая подвижность, неусидчивость, беспокойство, нарушения внимания, эмоциональная лабильность, импульсивность. Естественно, что такие дети вызывают много замечаний со стороны взрослых, хотя на самом деле нуждаются не в нареканиях, а в помощи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологии психолого-педагогического сопровождения гиперактивных детей в детском саду в условиях реализации фгос»

ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС


Аннотация: В настоящее время возрастает частота нарушений детского развития и поведения по типу сверхподвижности, в научной литературе именующемуся синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Основными проявлениями данного нарушения являются высокая подвижность, неусидчивость, беспокойство, нарушения внимания, эмоциональная лабильность, импульсивность. Естественно, что такие дети вызывают много замечаний со стороны взрослых, хотя на самом деле нуждаются не в нареканиях, а в помощи.


Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного обра­зования, гиперактивный ребенок, психолого – педагогическая диагностика, коррекционно – развивающие игры, игротерапия, саморегуляция, развитие коммуникативных навыков, коррекция негативных эмоций.


Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного обра­зования (ФГОС ДО) представляет собой совокупность обязательных требований к содержанию, структуре и условиям образования детей на разных ступенях обучения. Стандарт направлен на решение ряда задач, связанных с обеспечением развивающей образовательной среды, которая включает в себя систему условий социализации и индивидуализации детей.

В настоящее время существует проблема, с которой часто приходится сталкиваться педагогам – установление взаимоотношений и организация образовательного – воспитательного процесса с детьми, чья безудержная подвижность выходит за рамки просто активного ребенка.

Усилия педагогического коллектива направлены на создание комплексного подхода но преодолению нежелательных проявлений гиперактивности дошкольников – помочь успешно социазизироваться в среде сверстников.

По мнению известного американского психолога В. Оклендера, «гиперактив­ному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко от­влекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов» [2; с.23].

Началом работы стало проведение психолого – педагогической диагностики педагогом – психологом детского сада. Для выявления гиперактивности у детей исполь­зовался ряд методик Р.С. Немова: на определение объема внимания, кратковременной слуховой памяти, словесно – логического и образного мышления [5: с.145].

На основе диагностики разработаны: перспективное планирование специаль­ных коррекционных и развивающих игр, технологии сопровождения гиперактивных детей, рекомендации для воспитателей, педагогов – психологов и родителей с целью обогащения эмоционального опыта гиперактивного ребенка, оказания помощи в овладении элементарными действиями самоконтроля.

Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперакгивпых детей, необходимо учитывать такие их особенности, как дефицит внимания, импульсивность, неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции, быстрая утомляемость, неспособность дождаться своей очереди и считать­ся с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную деятельность, в том числе в игры, целесообразно поэтапно [1;с.13 – 52].

1.На первом этапе работа с ребёнком должна осуществляться индивидуально. Важно обучить не только слушать, но и слышать – понимать инструкции взрослого: проговаривать их вслух, формулировать самому правила поведения во время Органи­зованной деятельности и правила выполнения конкретного задания. Желательно так­же выработать совместно с ребёнком систему поощрений и наказаний, которая помо­жет ему впоследствии адаптироваться в детском коллективе.

2.Второй этап – вовлечение гиперактивного ребёнка в групповые виды деятельности. Этот этап тоже должен проходить постепенно. Необходимо включать ги­перактивного ребёнка в работу и в игру с малой подгруппой детей, а потом пригла­шать его участвовать в общегрушювых играх и других видах деятельности. В случае несоблюдения данной последовательности ребёнок может перевозбуждаться, что приведёт, в свою очередь, к потере контроля поведения, переутомлению.

Технологии психолого – педагогического сопровождения гиперактивных детей в условиях реализации ФГОС строятся но двум направлениям:

1. Коррекционно – развивающие игры и упражнения с детьми.

2. Сотрудниче­ство с семьей.

Первое направление.

Система работы коррекции гиперактивных детей включает 4 аспекта:

  • Обучение навыкам саморегуляции.

  • Развитие коммуникативных навыков.

  • Коррекция негативных эмоций.

  • Развитие дефицитарных функций в системе синдрома.

Обучение навыкам саморегуляции – это одно из самых трудных направле­ний коррекционной работы, потому что для ребенка с гиперактивностью раздражите­лем является буквально все. Ни одно из дел не будет доведено до конца или будет сделано поверхностно. Отсюда невозможность чем-то увлечься хотя бы на более или менее длительное время. Целенаправленное обучение детей навыкам релаксации по­может им научиться контролировать свое поведение и действия в целом.

Начинать лучше с внушения того, что расслабление и отдых – это не наказание, а удовольствие. Это важно в связи с тем, что гиперактивному ребенку часто приходится слышать указания взрослых, выполнение которых требует определенных воле­вых усилий. Задача взрослого на этом этапе – добиться того, чтобы дети почувствова­ли себя спокойно, ощутили внутренний комфорт и удовлетворение.

С детьми дошкольного возраста используются медитативные сказки, которые позволяют в доступной форме достичь эффекта релаксации. Также проводятся разнообразные игры, которые помогают ребенку расслабиться, снизь напряжение, например: «Прикосновение», «Солдат и тряпичная кукла», «Шалтай-Болтай», «Насос и мяч» и другие.

Развитие коммуникативных навыков. У гиперактивных детей могут возни­кать проблемы во взаимоотношениях с окружающими: они часто являются источником разнообразных конфликтов. Поэтому необходимо научить их правильно общаться, объ­яснить важность использования речи при общении с другими людьми. Для этого очень хорошо читать ребенку художественные произведения и обращать его внимание на вза­имодействие персонажей, на их общение и на то, что чувствуют герои.

Полезно использовать игротерапию. В ходе игровых сеансов взрослый имеет возможность смоделировать различные ситуации, в которых ребенок испытывает затруднения. Их проигрывание поможет найти ему адекватный способ общения, кото­рый впоследствии будет перенесен в повседневную жизнь.

Коммуникативные игры и упражнения направлены на развитие внимания, па­мяти, мышления, координацию движения, релаксацию, эмоционально-волевую и личностную сферу. В играх происходит активизация детей, развивается чувство един­ства, сплоченности, умение действовать в коллективе, доверять и помогать товарищу [4; с.15-45].

Можно проводить такие игры как «Иголочка и ниточка», «Менялки», «Клеевой ручеек», «Слепец и поводырь», «Вежливые слова».

Коррекция негативных эмоций.

Большие трудности ребенок испытывает в коллективе сверстников, которые отказываются общаться с ним, мотивируя это его драчливостью и неумением играть.

В этом направлении можно использовать детский дартс с мячиком на липучке, подушку-Бобо. Они помогают снять агрессивность посредством ее активного выраже­ния в действии (что запрещается ребенку в повседневной жизни). Эффективны такие иг­ры, как «Ласковые лапки», «Гусеница», «Обзывалки» для снятия мышечного напряже­ния, снижения aipeccHBHoem, гармонизации отношений между ребенком и взрослым.

Особое внимание необходимо уделять развитию дефицитарных функций (нарушение функций внимания, произвольности, самоконтроля двигательной активности и поведения). Деятельность с детьми должна строиться на четкой поэтапности. Например, если начинать с развития устойчивости внимания, то переходить к разви­тию другого качества следует только после достижения положительного эффекта. За­тем можно упражнять ребенка в параллельном развитии сразу двух функций, напри­мер, умения концентрировать внимание и навыков волевой регуляции своего поведе­ния. В этом направлении эффективны игры: «Кричалки – шепталки – молчалки», «Не те­ряй пару», «Чужие колени или ладошки».

В практике детского сада хороший результат дают пальчиковые игры, обучение самомассажу и работа с водой, песком и крупами.

Второе направление – сотрудничество с семьёй.

Родительская неуверенность, колебания при принятии решений провоцируют ребенка на капризы и вспышки гнева, через которые он влияет на дальнейшее развитие событий и при этом может добиться желаемого.

В ходе реализации технологий психолого – педагогического сопровождения гиперактивных детей в условиях введения ФГОС в МДОУ используются следующие формы работы с родителями: [3; с.24 – 63].

  • организация педагогического обучения родителей: знакомство их с результа­тами диагностики уровня двигательно-экспрессивного развития детей: выявление возникающих проблем в процессе их развития, в результате чего осуществляется по­строение индивидуальной психологической поддержки родителей;

  • приглашение родителей на открытые просмотры образовательной деятельно­сти. режимные моменты, где можно адекватно оценит ь своего ребёнка.

  • проведение обучающих семинаров-практикумов, которые позволяют родите­лям изменять систему воспитания ребёнка, перенеся акцент с порицания на помощь и поддержку;

  • тренинги детско – родительских отношений, на которых родители приобретаю! необходимые им навыки преодоления непослушания и устранения вызывающего по­ведения ребенка.

Анализ полученных данных показывает, что реализация технологий психолого – педагогического сопровождения гиперактивных дегей в детском саду в условиях вве­дения ФГОС позитивно сказывается на уровне социальной адаптации ребенка, позво­ляет выработать единую систему требований в ДОУ и в семье, которая гарантирует успех преодоления негативных поведения у гиперактивных детей.


ЛИТЕРАТУРА


1.Брязгунов, И.П., Касагикова, Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях/ И.П. Брязгунов. Е.В. Касатонова*. – М.: Изд – во Института психотерапии, 2001. – 96 с.

2.Баркли, Р. Ваш непослушный ребенок/ Р. Баркли, К. Бентон; [пер. с англ. А. Смир­нов, Д. Цирулева]. - СПб., 2004. – 217 с.

3.Заваденко, Н.Н. Как понять ребенка; дети с гиперактивностью и дефицитом вни­мания/ М.:Школа – Г 1ресс, 2011.-85с.

4.Монина Г.. Лютова – Робертс Е„ Чутко Л. Гиперактивные дети; психолого­педагогическая помощь. – СПб.: Речь, 2007. – 186 с.

5.Немов, Р.С. Психология: Учеб, для студ. высш. лед. учеб, заведений:

В 3 кн. – 4 – изд. / Р.С.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Щербакова Лиана Федоровна

Дата: 02.06.2022

Номер свидетельства: 608682


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства