Технологии психолого-педагогического сопровождения гиперактивных детей в детском саду в условиях реализации фгос
Технологии психолого-педагогического сопровождения гиперактивных детей в детском саду в условиях реализации фгос
В настоящее время возрастает частота нарушений детского развития и поведения по типу сверхподвижности, в научной литературе именующемуся синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Основными проявлениями данного нарушения являются высокая подвижность, неусидчивость, беспокойство, нарушения внимания, эмоциональная лабильность, импульсивность. Естественно, что такие дети вызывают много замечаний со стороны взрослых, хотя на самом деле нуждаются не в нареканиях, а в помощи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технологии психолого-педагогического сопровождения гиперактивных детей в детском саду в условиях реализации фгос»
ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Аннотация:В настоящее время возрастает частота нарушений детского развития и поведения по типу сверхподвижности, в научной литературе именующемуся синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Основными проявлениями данного нарушения являются высокая подвижность, неусидчивость, беспокойство, нарушения внимания, эмоциональная лабильность, импульсивность. Естественно, что такие дети вызывают много замечаний со стороны взрослых, хотя на самом деле нуждаются не в нареканиях, а в помощи.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, гиперактивный ребенок, психолого – педагогическая диагностика, коррекционно – развивающие игры, игротерапия, саморегуляция, развитие коммуникативных навыков, коррекция негативных эмоций.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) представляет собой совокупность обязательных требований к содержанию, структуре и условиям образования детей на разных ступенях обучения. Стандарт направлен на решение ряда задач, связанных с обеспечением развивающей образовательной среды, которая включает в себя систему условий социализации и индивидуализации детей.
В настоящее время существует проблема, с которой часто приходится сталкиваться педагогам – установление взаимоотношений и организация образовательного – воспитательного процесса с детьми, чья безудержная подвижность выходит за рамки просто активного ребенка.
Усилия педагогического коллектива направлены на создание комплексного подхода но преодолению нежелательных проявлений гиперактивности дошкольников – помочь успешно социазизироваться в среде сверстников.
По мнению известного американского психолога В. Оклендера, «гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов» [2; с.23].
Началом работы стало проведение психолого – педагогической диагностики педагогом – психологом детского сада. Для выявления гиперактивности у детей использовался ряд методик Р.С. Немова: на определение объема внимания, кратковременной слуховой памяти, словесно – логического и образного мышления [5: с.145].
На основе диагностики разработаны: перспективное планирование специальных коррекционных и развивающих игр, технологии сопровождения гиперактивных детей, рекомендации для воспитателей, педагогов – психологов и родителей с целью обогащения эмоционального опыта гиперактивного ребенка, оказания помощи в овладении элементарными действиями самоконтроля.
Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперакгивпых детей, необходимо учитывать такие их особенности, как дефицит внимания, импульсивность, неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции, быстрая утомляемость, неспособность дождаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную деятельность, в том числе в игры, целесообразно поэтапно [1;с.13 – 52].
1.На первом этапе работа с ребёнком должна осуществляться индивидуально. Важно обучить не только слушать, но и слышать – понимать инструкции взрослого: проговаривать их вслух, формулировать самому правила поведения во время Организованной деятельности и правила выполнения конкретного задания. Желательно также выработать совместно с ребёнком систему поощрений и наказаний, которая поможет ему впоследствии адаптироваться в детском коллективе.
2.Второй этап – вовлечение гиперактивного ребёнка в групповые виды деятельности. Этот этап тоже должен проходить постепенно. Необходимо включать гиперактивного ребёнка в работу и в игру с малой подгруппой детей, а потом приглашать его участвовать в общегрушювых играх и других видах деятельности. В случае несоблюдения данной последовательности ребёнок может перевозбуждаться, что приведёт, в свою очередь, к потере контроля поведения, переутомлению.
Технологии психолого – педагогического сопровождения гиперактивных детей в условиях реализации ФГОС строятся но двум направлениям:
1. Коррекционно – развивающие игры и упражнения с детьми.
2. Сотрудничество с семьей.
Первое направление.
Система работы коррекции гиперактивных детей включает 4 аспекта:
Обучение навыкам саморегуляции.
Развитие коммуникативных навыков.
Коррекция негативных эмоций.
Развитие дефицитарных функций в системе синдрома.
Обучение навыкам саморегуляции – это одно из самых трудных направлений коррекционной работы, потому что для ребенка с гиперактивностью раздражителем является буквально все. Ни одно из дел не будет доведено до конца или будет сделано поверхностно. Отсюда невозможность чем-то увлечься хотя бы на более или менее длительное время. Целенаправленное обучение детей навыкам релаксации поможет им научиться контролировать свое поведение и действия в целом.
Начинать лучше с внушения того, что расслабление и отдых – это не наказание, а удовольствие. Это важно в связи с тем, что гиперактивному ребенку часто приходится слышать указания взрослых, выполнение которых требует определенных волевых усилий. Задача взрослого на этом этапе – добиться того, чтобы дети почувствовали себя спокойно, ощутили внутренний комфорт и удовлетворение.
С детьми дошкольного возраста используются медитативные сказки, которые позволяют в доступной форме достичь эффекта релаксации. Также проводятся разнообразные игры, которые помогают ребенку расслабиться, снизь напряжение, например: «Прикосновение», «Солдат и тряпичная кукла», «Шалтай-Болтай», «Насос и мяч» и другие.
Развитие коммуникативных навыков. У гиперактивных детей могут возникать проблемы во взаимоотношениях с окружающими: они часто являются источником разнообразных конфликтов. Поэтому необходимо научить их правильно общаться, объяснить важность использования речи при общении с другими людьми. Для этого очень хорошо читать ребенку художественные произведения и обращать его внимание на взаимодействие персонажей, на их общение и на то, что чувствуют герои.
Полезно использовать игротерапию. В ходе игровых сеансов взрослый имеет возможность смоделировать различные ситуации, в которых ребенок испытывает затруднения. Их проигрывание поможет найти ему адекватный способ общения, который впоследствии будет перенесен в повседневную жизнь.
Коммуникативные игры и упражнения направлены на развитие внимания, памяти, мышления, координацию движения, релаксацию, эмоционально-волевую и личностную сферу. В играх происходит активизация детей, развивается чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, доверять и помогать товарищу [4; с.15-45].
Можно проводить такие игры как «Иголочка и ниточка», «Менялки», «Клеевой ручеек», «Слепец и поводырь», «Вежливые слова».
Коррекция негативных эмоций.
Большие трудности ребенок испытывает в коллективе сверстников, которые отказываются общаться с ним, мотивируя это его драчливостью и неумением играть.
В этом направлении можно использовать детский дартс с мячиком на липучке, подушку-Бобо. Они помогают снять агрессивность посредством ее активного выражения в действии (что запрещается ребенку в повседневной жизни). Эффективны такие игры, как «Ласковые лапки», «Гусеница», «Обзывалки» для снятия мышечного напряжения, снижения aipeccHBHoem, гармонизации отношений между ребенком и взрослым.
Особое внимание необходимо уделять развитию дефицитарных функций (нарушение функций внимания, произвольности, самоконтроля двигательной активности и поведения). Деятельность с детьми должна строиться на четкой поэтапности. Например, если начинать с развития устойчивости внимания, то переходить к развитию другого качества следует только после достижения положительного эффекта. Затем можно упражнять ребенка в параллельном развитии сразу двух функций, например, умения концентрировать внимание и навыков волевой регуляции своего поведения. В этом направлении эффективны игры: «Кричалки – шепталки – молчалки», «Не теряй пару», «Чужие колени или ладошки».
В практике детского сада хороший результат дают пальчиковые игры, обучение самомассажу и работа с водой, песком и крупами.
Второе направление – сотрудничество с семьёй.
Родительская неуверенность, колебания при принятии решений провоцируют ребенка на капризы и вспышки гнева, через которые он влияет на дальнейшее развитие событий и при этом может добиться желаемого.
В ходе реализации технологий психолого – педагогического сопровождения гиперактивных детей в условиях введения ФГОС в МДОУ используются следующие формы работы с родителями: [3; с.24 – 63].
организация педагогического обучения родителей: знакомство их с результатами диагностики уровня двигательно-экспрессивного развития детей: выявление возникающих проблем в процессе их развития, в результате чего осуществляется построение индивидуальной психологической поддержки родителей;
приглашение родителей на открытые просмотры образовательной деятельности. режимные моменты, где можно адекватно оценит ь своего ребёнка.
проведение обучающих семинаров-практикумов, которые позволяют родителям изменять систему воспитания ребёнка, перенеся акцент с порицания на помощь и поддержку;
тренинги детско – родительских отношений, на которых родители приобретаю! необходимые им навыки преодоления непослушания и устранения вызывающего поведения ребенка.
Анализ полученных данных показывает, что реализация технологий психолого – педагогического сопровождения гиперактивных дегей в детском саду в условиях введения ФГОС позитивно сказывается на уровне социальной адаптации ребенка, позволяет выработать единую систему требований в ДОУ и в семье, которая гарантирует успех преодоления негативных поведения у гиперактивных детей.
ЛИТЕРАТУРА
1.Брязгунов, И.П., Касагикова, Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях/ И.П. Брязгунов. Е.В. Касатонова*. – М.: Изд – во Института психотерапии, 2001. – 96 с.
2.Баркли, Р. Ваш непослушный ребенок/ Р. Баркли, К. Бентон; [пер. с англ. А. Смирнов, Д. Цирулева]. - СПб., 2004. – 217 с.
3.Заваденко, Н.Н. Как понять ребенка; дети с гиперактивностью и дефицитом внимания/ М.:Школа – Г 1ресс, 2011.-85с.
4.Монина Г.. Лютова – Робертс Е„ Чутко Л. Гиперактивные дети; психологопедагогическая помощь. – СПб.: Речь, 2007. – 186 с.
5.Немов, Р.С. Психология: Учеб, для студ. высш. лед. учеб, заведений: