1. | Организационно – мотивационный этап Упражнение «Вот и осень…» | Создание положительного эмоционального фона занятия. Совершенствование временных представлений (формирование умения называть месяцы осени). Совершенствование навыка счета на слух. Развитие речевой деятельности. | Сообщает о начале занятия, приглашает детей на стулья, стоящие полукругом перед мольбертом. Предлагает одному из детей рассказать стихотворение, заранее заученное дома. Город шпилями цепляет облака. Потемнела и нахмурилась река. Волны бьются о гранитный парапет. Ветер ночью натворил немало бед, Кружит в лужах желтых листьев хоровод, На аллеях завывает и ревет. Дождь линейками косыми на окне «Вот и осень наступила», — пишет мне. Напоминает ребенку, что рассказывать стихотворение нужно красиво, выразительно, правильно произнося все звуки. Спрашивает у детей, о чём стихотворение. Просит перечислить приметы осени, о которых говорится в стихотворении и сказать, сколько примет перечислили. Спрашивает у детей, какое время года идет после осени (зимы, весны, лета). Просит перечислить времена года по порядку. Просит перечислить осенние месяцы по порядку. Спрашивает, о каком месяце говорилось в стихотворении и почему дети так считают. Читает стихотворение о месяцах осени. В сентябре кружатся листья. Кто их красит желтой кистью? В октябре все птичьи стаи Вдаль за море улетают. А ноябрь – месяц скучный. Он сгребает листья в кучу. Сыплет сереньким дождем, И гулять мы не идем. | Словесные: художественное слово, вопросы, беседа, просьба, объяснение | Садятся на стулья, стоящие полукругом перед мольбертом. Ребенок рассказывает стихотворение. Слушают стихотворение выступающего ребенка. Отвечают на вопросы воспитателя. Перечисляют приметы осени, о которых говорится в стихотворении. Отвечают на вопросы воспитателя. Перечисляют времена года по порядку. Перечисляют по порядку осенние месяцы. Отвечают на вопросы воспитателя. Слушают стихотворение воспитателя. | Создан положительный эмоциональный фон занятия. Дети назвали месяцы осени. Дети считали на слух. Дети активно отвечали на вопросы воспитателя. |
2 | Основной этап Упражнение «Жёлтых листьев хоровод» Упражнение «На аллее парка» Игра «Геометрическое лото» Подвижное упражнение «Туман» Работа в тетрадях. Упражнение «Белки и грибок» | Совершенствование навыков количественного счёта, ориентировка на плоскости. Развитие зрительного внимания, профилактика дискалькулии. Упражнения в сравнении предметов по высоте. Совершенствование умения использовать слова «выше», «ниже». Совершенствование навыков ориентироваться на плоскости. Совершенствование навыков распознавания геометрических фигур. Развитие координации речи сдвижением, чувства ритма, просодической стороны речи. Развитие зрительного внимания, восприятия, зрительно-моторной координации, навыков ориентировки на плоскости. Формирование навыков ориентировки на бумаге в клетку. | Помещает на коврограф плоскостные изображения двух луж, в которых плавают листья. Спрашивает у детей, сколько листьев в луже слева (справа). Спрашивает где листьев больше (меньше). Спрашивает, на сколько листьев больше и почему. Просит показать определенный лист в обеих лужах. Спрашивает у детей, какого листа нет пары. Хвалит детей. Убирает с коврографа плоскостные изображения луж с листьями. Помещает на коврограф плоскостные изображения деревьев в произвольном порядке. Просит детей разместить деревья в ряд по убыванию. Сообщает о том, что при затруднении дети могут воспользоваться приёмами приложения и наложения. Показывает, как можно прикладывать или накладывать плоскостные изображения. Спрашивает у детей какое дерево самое высокое (низкое, между … и …, стоит перед, за). Просит сравнить деревья по высоте. Накрывает коврограф тканью. Предлагает детям сесть на ковер в круг и раздаёт им игровые поля. В центр круга кладёт стопкой предметные картинки с изображениями предметов разной геометрической формы. Просит ребенка с помощью считалки определить того, кто начнёт игру. Объясняет правила игры. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся картинки. Приглашает детей на ковёр и предлагает выполнить знакомое упражнение. Туман повис клоками в саду и во дворе. Поймать туман руками решил я на заре. Я взял его ладошкой и крепко-крепко сжал. Но прыткий он, как кошка, Он взял - и убежал. Висит туман над речкой и дышит, как живой, Как белая овечка с кудрявой головой. И маленькие рожки на этой голове… Но по утру остались лишь капли на траве… Приглашает детей за столы, на которых лежат тетради и цветные карандаши. Просит детей открыть тетради, объясняет задание и просит выполнить его. Просит раскрасить белку, которая смотрит вправо (влево, вниз, вверх). Просит найти средний ряд клеток, в нижней части страницы. Просит закрасить клетки через одну красным карандашом. Оценивает работу детей и собирает тетради. | Словесные: беседа, вопросы, объяснение, художественное слово, похвала, просьба. Наглядные: показ, демонстрация | Отвечают на вопросы воспитателя. Размещают деревья в ряд в порядке убывания. Отвечают на вопросы воспитателя. Садятся на ковер в круг. Один ребенок, с помощью считалки выбирает того, кто начнёт игру. Слушают правила игры. Играют в «Геометрическое лото». Выходят на ковёр и выполняют движения знакомого упражнения. Садятся за столы. Открывают тетради, на указанной странице. Слушают первое задание. Отвечают на вопросы воспитателя. Выполняют задания. | Владеют количественным счётом. Ориентируются на плоскости. Проявили внимание и интерес к математике. Сравнили предметы по высоте. В речи использовали слова «выше», «ниже». Хорошо ориентировались на плоскости. Распознали геометрические фигуры. Сняли напряжение с мышц. Ориентировались на листе бумаги в клетку. |
2.1 | Этап постановки проблемы Игра «Белкины запасы» | Совершенствование навыков счёта в пределах 10, соотнесение числа и цифры. Формирование умения узнавать контур цифры не только визуально, но и тактильно. | Приглашает детей к магнитной доске, на которой закреплены плоскостные изображения веток с висящими на них желудями. Просит детей выбрать по одной ветке и сосчитать, сколько на ней желудей. Просит прикрепить под веткой цифру, показывающую число грибов на ветке. Спрашивает у детей как ещё можно определить цифру, помимо визуальности. | Словесные: вопросы, просьба. | Подходят к магнитной доске. Выбирают по одному плоскостному изображению ветки. Считают желуди на ветке и крепят под ней цифру, показывающую число желудей. Отвечают на вопросы воспитателя. | Дети считали в пределах 10. Соотносили числа и цифры. |
2.3 | Этап практического решения проблемы Игра «Лесное домино» | Формирование умения узнавать цифру на ощупь. Закрепление знаний о составе чисел «семь», «восемь», «девять». | Просит нащупать цифру, обозначающую количество грибов, на выбранной ветке. Привлекает внимание детей к веткам. Ставит на стол контейнер с карточками-домино. Спрашивает, какие грибы на ветках, которые выбрали дети. Просит рассказать, сколько каких грибов и выбрать из контейнера соответствующую каточку, а затем прикрепить её под цифру. Спрашивает у детей, из каких чисел состоит число «восемь» («семь», «девять») | Словесные: вопросы, просьба | Нащупывают нужную цифру, достают её и крепят под веткой. Отвечают на вопросы воспитателя. Рассказывают о количестве и виде грибов на ветке. Выбирают нужную карточку и крепят её под цифру. Отвечают на вопросы воспитателя. | Научились узнавать цифру на ощупь. Рассказали о составе чисел «семь», «восемь», «девять». |
3. | Заключительный этап | Подвести итоги, проанализировать деятельность детей, провести рефлексию. | Закрывает магнитную доску и организует беседу с детьми. Спрашивает детей о том, что нового они узнали на сегодняшнем занятии. | Словесные: беседа, вопросы. | Отвечают на вопросы воспитателя, делятся впечатлениями, что больше понравилось, что запомнилось, с какими трудностями столкнулись. | Дети ответили на вопросы и выразили своё отношение к занятию. |