Ересек тобына
ұйымдастырылған оқу қызметінің
технологиялық картасы
Білім беру саласы: «Коммуникация».
Бөлім: « Художественная литература»
Тақырып: «Пересказ казахской притчи «Будущий батыр»
Мақсаты: Формировать интерес к произведениям художественной литературы. Познакомить детей с новым жанром литературы «притча». Учить отвечать на вопросы по тексту оценивать поступки героев, пересказывать текст близко к содержанию. Обогащать словарный запас, закрепить знакомые слова по тексту. Развивать память, мышление, речь.
Материалдар: хрестоматия, иллюстрации, конверты
Билингвальный компонент: бала - мальчик, батыр — герой, үй – дом, окраина села-ауылдың шеті,добыча-табыс.
Сөздік жүмыс: охапка хвороста, окраина села, пригорок, добыча.
Этапы деятельности | Действия воспитателя | Действия детей |
Мотиваци онно-побу дительный | I. Вступительная часть. Педагог приглашает детей рассмотреть конверты и определить жанры предлагаемых Сауле произведений. Педагог поддерживает интерес детей к предстоящей работе, создавая ситуацию ожидания сюрприза. Рассмотрев вместе с детьми оформление конвертов, педагог сообщает детям, что сегодня сказочные друзья предлагают познакомиться с новым литературным жанром - притчей. | По оформлению конверта определяют жанр нового литературного произведения - рассказ. Настраиваются на восприятие рас- сказа-притчи. |
Организаци онно-поис ковый | II. Работа с художественным произведением. Педагог рассказывает детям о новом литературном жанре - притче. Это короткий рассказ, который учит слушателя чему-либо на примере. Например, сегодня Сауле предлагает детям познакомиться с известным | Слушают педагога, настраиваются на восприятие стихотворения. |
казахским батыром - Срымом. Притча по | Слушают педагога | |
может детям познакомиться с батыром в | , знакомятся | |
его молодые годы, когда ему было 15 лет. | с новым литера | |
Будущему батыру Сырыму, было лет пятнадцать, когда он однажды шел домой с охапкой хвороста за окраиной селения Нуралы-хана. Хан стоявший на пригорке заметил подростка и крикнул, что бы тот подошел. - Ты, почему тайком воруешь топливо? – спросил хан. - Повелитель, степной хворост – это каждому человеку добыча, а вот присваивать себе плоды чужого труда – это и есть воровство. Хан ничего не ответил мальчику и ушел к себе. Он только отметил про себя, что в степи растет новый народный герой – храбрый и справедливый. | турным жанром. Слушают текст | |
2. Словарная работа: охапка хвороста, окраина села, пригорок, добыча. | произведения. Запоминают но | |
3. Вопросы к детям: - Понравилась ли притча? | вые слова. | |
- Зачем Нуралы-хан позвал Срыма подойти поближе? | Принимают ак | |
тивное участие в | ||
- Что ответил молодой батыр? | обсуждении содер | |
Как вы считаете, кто из них прав? Почему? Каким, по-вашему, оказался молодой Срым? Испугался ли он самого хана? | жания притчи. | |
- Что подумал хан про молодого Срыма? | Запоминают | |
- Почему хан подумал, что растет буду | текст, пересказы | |
щий батыр? - Хотели ли вы быть похожими на будущего батыра Срыма? 4. Повторное чтение текста с установкой на запоминание. Дает детям установку на повторное внимательное прослушивание текста для пересказа. После этого можно попросить детей пересказать притчу. III. Билингвальный компонент: бала - мальчик, батыр - герой, үй – дом, окраина села-ауылдың шеті,добыча-табыс. IV. Работа с малыми жанрами фольклора. Педагог сообщает детям, что остался еще один конверт. Вместе с детьми рассматривают оформление конверта. Распечатав конверт, педагог сообщает детям, что сегодня дети познакомятся с новыми пословицами казахского народа. 1. Дождь пойдет - земле счастье, батыр родится - народу счастье. 2. Нет земли без цветов, нет народа без батыров. Педагог вместе с детьми обсуждает замысел, заложенный в народной мудрости. | вают содержание. | |
Закрепляют | ||
знакомые слова на | ||
казахском языке. Знакомятся с новыми казахскими пословицами о народных героях - батырах. Воспринимают текст пословиц, делятся впечатле ниями, запоминают их содержание. | ||
Рефлексив- но-корриги- рующий | VI. Заключительная часть. Педагог сообщает, что пора завершить работу, благодарит детей за активное участие в беседе. Напоминает детям, что необходимо поблагодарить Сауле за замечательные литературные произведения. | Благодарят Сауле, делятся своими впечатлениями. |
Ожидаемый результат:
Білу керек:: знать особенности жанра — притча. Знать близко к тексту содержание притчи «Будущий батыр». Знать знакомые слова на казахском языке из текста притчи.
Білу керек: полными предложениями отвечать на вопросы по содержанию текста. Пересказать близко к содержанию текст литературного произведения. Уметь высказывать свое мнение, давать оценку поведению героев притчи, рассуждать, характеризовать.
Айта, қолдана алады: об образе казахских народных батыров, о многообразии мудрых народных пословиц.