Название игр | Цель | Материалы | Ход игры |
Смешай цвета | Формировать знания по цветоведению: названия цветов, какие цвета нужно смешать, чтобы получить нужный. | Карточки, на которых нарисован предмет определенного цвета и 2-3 пустых круга; разноцветные круги, совпадающие по диаметру с нарисованными на карточке. Карточки размером 9x24, кружки диаметром 4 сантиметра | Дан цвет (предмет определенного цвета, какие 2- 3 цвета следует смешать, чтобы получить заданный. Дети подбирают соответствующие кружочки. Например, нарисован розовый бант, дети подбирают кружки красного и белого цветов. Усложнение: придумай свой пример используя цветовые кружочки и математические знаки |
Собери гусеничку | Развивать умение составлять последовательность по заданной схеме, закреплять знания детей об оттенках цвета, их названии | Разноцветные круги холодного цвета и теплого цвета, круги разной степени насыщенности цвета. | Даны холодные и теплые цвета. Можно собрать гусеничку из холодных (или тёплых) цветов. Дан цвет разной степени насыщенности или начиная с самого тёмного цвета до самого светлого. Усложнение: -сосчитай из скольких частей состоит твоя гусеница - собери гусеницу из 4.. (5 или6) частей |
Подумай и подбери (теплые и холодные цвета и оттенки) | Развивать умение подбирать к иллюстрациям холодные и теплые цвета. | Карточки, на которых нарисован предмет определенного цвета и разноцветные круги. | Детям предлагается подобрать к картинке солнца теплые цвета, к картинке снежинка-холодные цвета. |
«Говорящие» цвета (скажи какой) | Развивать цветовосприятие, обогащать цветовые ассоциации, воспитывать внимательное (вдумчивое) отношение к цвету. | Карточки, на которых нарисованы предметы определенного цвета и разноцветные круги. | Рассмотри картинки и попробуй назвать их по «имени» и цвету. Малина - - малиновая, фиалка - ... (фиолетовая), салат - ... (салатный), вишня — ... (вишневая), роза — ... (розовая), лимон —... (лимонный). Усложнение» Подбери «говорящие» пары. Назови все цвета (справа) по порядку — сначала сверху вниз, а потом снизу вверх. Покажи фиолетовый цвет (малиновый, вишневый...). Как ты думаешь, слово «малиновый» произошло от слова «малина» или наоборот? Как лучше сказать про лимон - желтый или лимонный? А как точнее? Какие еще «говорящие» цвета ты знаешь? А какие из них можно назвать «вкусными»? |
Подбери красивое сочетание цвета к эмоциям | Развивать цветовосприятие, обогащать цветовые ассоциации, воспитывать внимательное (вдумчивое) отношение к цвету. | Иллюстрации различных эмоций, круги разного цвета | Найди самое подходящее на твой взгляд сочетание цветов к картинке с эмоциями. |
Подбери красивое сочетание цвета к репродукции картины | Развивать цветовосприятие, обогащать цветовые ассоциации, воспитывать внимательное (вдумчивое) отношение к цвету. | Репродукции картин и круги различного цвета и оттенка | Найди самое красивое сочетание цветов к репродукции картины. |
Осенние листочки | Формировать элементарное понятие о колорите, сравнение природных объектов по нескольким цветовым оттенкам. | Изображение осенних листочков, круги различного цвета и оттенка | Нравится ли тебе листопад? Любишь ли ты собирать осенние листья? Посмотри на эти листочки. Они красивые, многоцветные, будто настоящие. Рассмотри каждый листок, полюбуйся его колоритом и подбери среди красок художника похожую цветовую гамму (палитру). Какими красками художник нарисует каждый листочек? Найди кленовый листок. Опиши его колорит и найди такое же цветосочетание (желто-оранжево-красный). Найди листочек желто- оранжево-зеленый. Покажи это цветосочетание. Какой цвет чаще всего повторяется в осенней гамме? (Желтый.) А почему осень в период листопада называют золотой? |
Подбери цвет к сказке | Развивать цветовосприятие, обогащать цветовые ассоциации, воспитывать внимательное (вдумчивое) отношение к цвету. | Иллюстрации к сказкам и круги различного цвета и оттенка | Найдем самое подходящее сочетание цветов к иллюстрации сказки. |
Подбери красивое сочетание цвета к мелодии | Развивать цветовосприятие, обогащать цветовые ассоциации, воспитывать внимательное (вдумчивое) отношение к цвету. | Музыкальные произведения различного характера, круги разного цвета | Найдем самое красивое сочетание цветов к музыкальному произведению. |
"Назови цвета осени, лета..." | Закрепить знания о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому и ли иному времени года | Черно-белые картинки с изображением времен года. Цветовые круги. | Подбери цвета и оттенки к данному времени года. Вопрос: Сколько всего времен года? Назовите их по порядку. |
«Собери время года» | Упражнять детей в запоминании времен года, назывании цветов. | Изображение деревьев четырех времен года Цветовые круги | «Соберите дерево (зимой, весной, летом, осенью». Дети находят дерево, собирают (подбирают к нему цвета) в соответствии со временем года, называют цвета «осени, весны» и т.д. Усложнение: - собрать все деревья в соответствии со временем года. - собрать «изобразить» настроение погоды (тучи, облака, солнце). |
«Исчезнувший цвет» - прятки | Развивать внимание и кратковременную память детей; учить целенаправленно запоминать информацию, воспитывать честность. | Цветовые круги | Выложить в ряд от 3 до 10 цветовых кругов, предложить ребенку запомнить цвета и закрыть глаза. Убрать один цвет. Ребенок должен угадать какой цвет спрятался. |
«Что изменилось» | Развивать произвольное внимание и кратковременную память; воспитывать честность. | Цветовые круги | Выложить в ряд от 3 до 10 цветовых кругов, предложить ребенку запомнить расположение цветов и закрыть глаза. Поменять местами два- три цвета. Ребенок должен угадать что изменилось. |
"Собери цветок" | Упражнять в умении считать, выкладывать заданное число | Цветовые круги Круглые карточки с цифрами | Детям предлагается выложить такое же количество лепестков, сколько написано на серединке цветка. Усложнение: выложить цветок «теплого» или «холодного» оттенка. |
«Народные промыслы» | Закрепить знания основных мотивов русских народных росписей («Гжель», «Городец», «Филимоново», «Дымка»), закреплять умения отличать их среди других, правильно называть, развивать чувство колорита. | «Полянки» расписанные по мотивам народны промыслов. Цветовые круги. | Ребенку, необходимо подобрать к полянке соответствующие цвета, и назвать вид прикладного творчества, по мотивам которого они расписаны. |
Ягоды поспели | Знакомить детей с явлением светлоты (интенсивности цвета), представление о холодных и теплых цветах; построение градационного ряда по усилению признака. | Иллюстрации различных предметов определенного цвета и оттенка, круги различного цвета и оттенка. | Посмотри, как созревала ягодка-малинка: сначала она была почти белая, потом слегка порозовела и так постепенно поспевала — от светло-розовой до малиновой. Все этапы созревания малины показаны точно по порядку - сверху вниз. Этапы созревания сливы перепутаны. Восстанови верный порядок, сравнивая с малиной. Какой слива была сначала? Какой оттенок она приобрела, когда слегка поспела? Где созревшая слива? Сравни цвет спелой малины и сливы. Какой из них холодный, а какой теплый? А теперь поиграй с гуашевыми красками: добавляй в красную по капельке белой и наблюдай, как изменяется светлота цвета. |
Цветные парочки | Развивать умение сравнивать разнородные изображения, близких по цвету (цвет сложный), и подбор пар по заданному признаку. | Иллюстрации различных предметов определенного цвета | В природе так много всего разного, красивого, интересного! Любопытно наблюдать и сравнивать. Что тебе напоминает осеннее дерево с золотыми листочками? Найди среди карточек справа такую же по цвету. Подбери цветовую пару для георгина. С чем еще можно сравнить зернышки граната - по цвету (по виду)? С кем (чем) ты сравнишь кисть рябины? Тропическую бабочку? Полярную сову? Розового фламинго? А теперь поиграем наоборот: смотри на маленькие картинки и подбирай цветовые пары. Что здесь белое, оранжевое... (и т.д.)? Посмотри в окно и опиши по цвету все, что видишь на улице. |
Подумай и назови цвет | Расширять представление об ассоциативном цветовом ряде, обогащать лексики (качественными и сравнительными прилагательными, словообразование. | Иллюстрации различных предметов определенного цвета и оттенка, круги различного цвета и оттенка | Назови каждую картинку и найди ее цвет. Подбери все пары: лимонный лимон...(и т.д.) А теперь попробуй угадать, как можно назвать другие цвета. Найди среди картинок морковку и подходящий цвет. Как называется этот цвет? (Оранжевый.) Но можно сказать и по-другому - морковный. Покажи на палитре свекольный цвет. Сиреневый. Оливковый. Если трудно, сравнивай с изображениями плодов, цветов. Как бы ты назвал цвет сливы? (Фиолетовый или иначе — сливовый.) Чем желтый цвет отличается от лимонного? (Лимонный — это оттенок желтого с легкой примесью зеленого.) медовый-сиреневый- малиновый- молочный - солнечный-кофейный- свекольный - морковный -лимонный- оливковый -сливовый- розовый |
«Четвертый лишний» | Развитие мышления, внимания и закрепление обобщающих понятий (теплые и холодные цвета и оттенки) | Цветовые круги. | Предложить ребенку цветовые кружки, один из которых не подходит к остальным, по какому-то признаку. Как можно назвать одним словом? Четвёртый лишний. Какой? |