Просмотр содержимого документа
«Техники, которые будет полезны педагогам для стабилизации эмоционального состояния.»
Предлагаем Вам познакомиться с простыми техниками, которые будет полезны для стабилизации эмоционального состояния, для профилактики эмоционального выгорания.
Среди самых популярных-техники «Дерево» или «Ламинария», простукивание (или Джекобсона), «Термометр», а также метод сейфа, метод экрана.
Учиться применению этих техник лучше именно под руководством психолога, ведь он должен корректно объяснить, как получить от них результат.
Упражнение на контроль дыхания эффективно для того, чтобы успокоиться. Рекомендуется выполнить следующие шаги последовательно:
Начните с глубокого вдоха, затем поместите одну из рук на живот.
Сделайте еще один вдох, а затем выдохните.
Положите вторую руку на грудь.
Следите за движением мышц при каждом вдохе и выдохе.
Проведите глубокий вдох через нос и медленно выдыхайте, произнося про себя слова «Расслабься».
Техника «Безопасное хранилище страхов» также полезна при работе с детьми, поскольку она позволяет осторожно обсудить тему страха. Для применения этой методики, вы можете представить (или создать - нарисовать, сделать из материалов, изготовить из коробки) специальный сейф, предназначенный для хранения тревожных воспоминаний. Затем, символически, «поместите» эти воспоминания в сейф и запретите доступ к ним, закрыв его на замок. Кроме того, можно создать «ловца снов», который будет работать как фильтр, не позволяя пугающим мыслям проникать в сновидения.
Метод экрана предполагает, что человек воображает перед собой экран, на котором показываются кадры из его травматического опыта. Специалист задает ряд релевантных вопросов, направляя человека к умению управлять этими воспоминаниями и «выключать» их, когда они не желательно всплывают в памяти. Этот метод помогает человеку освоить управление своими эмоциями в связи с травмой. Важно отметить, что не всем удается успешно освоить эту технику с первой попытки.
Метод «Термометра» предполагает создание изображения с термометром и числами от 1 до 10 на листе бумаги или доске. С помощью этой изображенной шкалы необходимо оценить уровень страха: число 1 (внизу) означает отсутствие страха, а числа вверху представляют состояния чрезмерного беспокойства и тому подобное.
При обучении релаксации и преодолении своих страхов важно осознавать, насколько сильно и что именно нас пугает. Это усиливает ощущение контроля и предоставляет возможность эффективно управлять своими эмоциями.
Метод «Дерево» начинается с того, что вы выбираете комфортное положение, сидя или стоя, и закрываете глаза. Затем вы сосредотачиваетесь на своем дыхании. Первые несколько раз рекомендуется провести под руководством психолога, который поможет вам максимально сфокусироваться на процессе и будет направлять ваши мысли, объясняя последовательность действий.
Вы работаете с вашим воображением: погружаетесь во внутренний мир, представляете себе дерево, прикасаетесь к нему и ощущаете его мощь. Главная цель упражнения - зарядиться положительными эмоциями, создавая приятные образы в своем внутреннем мире, и затем вернуться в реальный мир, сохраняя эти эмоции с собой.
Техника Джейкобсона — это метод, основанный на релаксации мышц, который помогает снизить общую тревожность, научиться снижать напряжение в мышцах, улучшить качество сна, а также повысить самоконтроль и достичь глубокого расслабления. Она включает в себя выполнение трех основных этапов: последовательное напряжение и расслабление различных групп мышц по всему телу, осознанное наблюдение за каждой группой мышц и сопровождающее их расслабление.
КАК ПЕДАГОГУ ПОЗАБОТИТЬСЯ О СЕБЕ
Нужно позволять себе маленькие радости. Если есть возможность – гулять по городу, смотреть кино или веселые телешоу, рисовать, вышивать, заниматься любимыми делами, читать книги, добавить в жизнь физическую активность.
Для снятия напряжения можно использовать дыхательные упражнения (например, дыхание по квадрату или по руке) и глазодвигательные. Помогает успокоиться умывание холодной водой и циклическое рисование ровного круга-для этого стоит выбрать пастельный мел и методично выводить фигуру, стараясь сосредоточиться на ней.
Можно проводить некоторые упражнения для релаксации вместе с детьми, например рисовать, лепить. Хорошая идея практиковать в коллективе упражнение «Банка благодарности». Для этого нужно вместе с детьми наполнить стеклянную банку листами бумаги, на которых будут написаны слова благодарности себе и окружающим. Потом их стоит доставать и читать в слух. Это поможет сместить акцент с негатива на благодарность.
Можно посоветовать учителям составлять список ресурсных дел на рабочем месте. Учителя проводят много времени на работе, имеют там перерывы, «окна» между уроками, поэтому в это время могут делать вещи, которые поднимают им настроение, улучшают состояние. Учителя самостоятельно генерируют свои списки таких дел: это может быть чашка кофе, чтение книги, просмотр кино и т. д.
Однако, чтобы справиться со стрессом и предотвратить выгорание, недостаточно только упражнений или практик. «Техники» здесь и сейчас могут действовать, но нужно обустраивать свою жизнь комплексно. Без удовлетворения основной проблемы мы не можем решить следствие. Необходимо помнить о, основных потребностях организма: установление регулярного режима дня, обеспечение достаточного и качественного сна, избегание вредных привычек, выполнение регулярных физических упражнений (зарядка), создание ритуалов и поддержание быта - все эти моменты имеют стабилизирующий эффект на психику и помогают минимизировать негативное воздействие на наше состояние. Важно заботиться о себе и позволять себе наслаждаться маленькими радостями. Можно рекомендовать восстановить устоявшуюся рутину, так как это создает ощущение безопасности.