«Театральные – игры» (творчество-инструмент социальной адаптации).
«Театральные – игры» (творчество-инструмент социальной адаптации).
«Театральные – игры» (творчество-инструмент социальной адаптации).
Цель:
Познакомить педагогов с разными подходами к формированию культуры и техники речи дошкольников (через систему специально подобранных театральных игр и упражнений для детей дошкольного возраста). Передать педагогам опыт проведения игр.
Просмотр содержимого документа
««Театральные – игры» (творчество-инструмент социальной адаптации).»
«Театральные – игры» (творчество-инструмент социальной адаптации).
Цель:
Познакомить педагогов с разными подходами к формированию культуры и техники речи дошкольников (через систему специально подобранных театральных игр и упражнений для детей дошкольного возраста). Передать педагогам опыт проведения игр.
Развивать связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы;
Тренировать четкое произношение согласных в конце слова;
Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;
Пополнять словарный запас ребенка.
Ход:
Ребята, посмотрите сколько гостей сегодня пришли к вам. Давайте с ними поздороваемся.
Дорогие наши гости, приветствие играет очень большую роль в нашей жизни, ведь именно с этого начинается общение между людьми. Приветом человек показывает свое отношение к другим людям. И от того, насколько удачно он это сделает, зависит, как сложится их дальнейший разговор.
Приветствие «Давайте поздороваемся».
Ребята, давайте покажем нашим гостям, как здороваются жители Крайнего Севера (трутся носами); медведи (трутся спинками); дикари в джунглях (обнюхивают друг друга); в России (пожимают друг другу руки).
Молодцы ребята, а сейчас я вам загадаю загадку, а вы должны мне ответить на нее:
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра-машинист,
Должен знать он очень много
Потому что он……… (АРТИСТ)
Конечно же это Артист, а вы знаете какими качествами должен обладать артист? (дыхание, дикция, воспроизводить эмоции, музыкальные навыки, ритмическая пластика). Ребята, а как вы думаете, вы облаете этими качествами? Да…
Ну тогда покажите мне какие вы актеры, а начнем мы с вами с дыхания.
1. Ребята, прежде всего актеру необходимо научить делать бесшумный вдох через нос, не поднимая плечи, и плавный, ровный, без напряжения выдох.
«Игра со свечой» (на развитие правильного речевого дыхания).
(Сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, стоящую на некотором расстоянии. Задача в том, чтобы не погасить свечу, а только плавно «танцевать пламя». Выдох делается тонкой упругой и плавной струей воздуха через плотно сжатые губы. Первый раз упражнение делается с настоящей горящей свечой, а потом можно играть с воображаемым пламенем).
«Егорка».Скороговорка «КАК НА ГОРКЕ, НА ПРИГОРКЕ ЖИЛИ ТРИДЦАТЬ ТРИ ЕГОРКИ: РАЗ ЕГОРКА, ДВА ЕГОРКА, ТРИ ЕГОРКА….». перед началом счета берется дыхание. Это упражнение хорошо тем, что наглядно видно, насколько ученики смогли продвинуться по сравнению с прошлым разом*.
«Скакалка». Произносить текст ритмичного стихотворения, дети во время произнесения текста прыгают (или выполняют любое подвижное движение), четко отслеживая доборы воздуха.
КАТЕР, КАТЕР, БЕЛЫЙ КАТЕР,
БЕЛЫЙ – БЕЛЫЙ КАТЕРОК.
КАТИТ, КАТИТ, СЛОВНО ГЛАДИТ
СКАТЕРТЬ БЕЛЫЙ УТЮЖОК.
2. Чтобы голос звучал свободно, необходима тренировка мышц всего речевого аппарата. Очень полезна артикуляционная гимнастика: проводятся упражнения для развития мышц губ, челюсти и языка. ЗАРЯДКА ДЛЯ ГУБ
Веселые пятачки к сказке «Три поросенка»: а) на счет «раз» сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка; на счет «два» губы растягиваются в улыбку, не обнажая зубов; б) сомкнутые вытянутые губы (пятачок)двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево; в)пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую. Заканчивая упражнения, предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как волк.
«Назойливый комар». Представьте, что у нас нет ни рук, ни ног, а есть только лицо, на которое постоянно садится неугомонный комар. Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Главное – гримасничать как можно более активно.
«Хомячок». Жевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо. Со второго раза добавить хвастовство. Вариант: дети разбиваются на пары и хвастают лицом друг перед другом, у кого вкуснее жвачка.
3. После решения этих задач больше внимания можно уделить работе над дикцией, силой голоса, темпом речи, диапазоном звучания. Все эти компоненты речи прекрасно тренируются на скороговорках и стихотворениях, без использования специальных актерских тренингов.
«Да-да-да, ми-ми-ми, ля-ля-ля».
«И-я-э-о-у».
4.Чистоговорки.
Очень часто артисты перед выступлением, за кулисами, используют чистоговорки. Это тоже, что и скороговорки. Только отличие в том, что их нужно произносит не быстро, а чисто.Сначала я говорю чистоговорку, а вы повторяете хором за мной.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
5. Пальчиковая гимнастика.
- Сидели два медведя На тоненьком суку, Один читал газету, Другой молол муку.
Раз ку-ку, два ку-ку, Оба шлёпнулись в муку.
Нос в муке, хвост в муке,
Ухо в кислом молоке.
- Дождь! Дождь! Надо нам расходиться по домам!
Гром! Гром, как из пушек. Нынче праздник у лягушек.
Град! Град! Сыплет град! Все под крышами сидят,
Только мой братишка в луже Ловит рыбу нам на ужин.
- Пальчик о пальчик
- Маленькая птичка
- Дует ветер нам в лицо
- Солнышко и дождик
- Поругались-помирились
6. Музыкальные ритмические упражнения.
- «Буратино»
- «Вперед 4 шага»
7. Ребята, актеру также необходимо уметь передавать повадки различных животных.
Давайте сейчас с вами попробуем превратиться в котят.
- «Котята промокли под дождем»
- «Лягушки»
Ква-ква да ква-ква-ква!
Пожелтела вся трава!
Мерзнут лапки и живот…
В теремочке кто живет?
- «Зайчата»
Я зайчишка-шалунишка,
Я по ельничку бежал,
Я дорогу в свою норку
С перепугу потерял…
- «Сучок на тропинке» В. Лунина.
Тренди- бренди, тренди- бредь!
По тропинке шел медведь,
По тропинке шел медведь
На малину поглядеть.
На сучек ногою встал,
Поскользнулся и упал.
Растянулся- испугался,
Что ногой в капкан попался,
С перепугу задрожал,
Подскочил и убежал.
Видно трусом был медведь,
Тренди- бренди, тренди- бредь!
Трали – вали, чудеса!
По тропинке шла лиса,
По тропинке шла лиса
И глядела в небеса.
На сучок ногой ступила,
Поскользнулась и завыла.
Хвать его что было силы-
Только лапу занозила!
Ох, и злой ушла лиса,
Трали- вали чудеса!
Стуки –стуки, стуки- стук,
По тропинке шел барсук,
По тропинке шел барсук,
Наступил ногой на сук.
Поскользнулся, растянулся,
Встал на ноги отряхнулся,
Почесал в раздумье спинку,
Отодвинул сук с тропинки,
И пошел себе барсук
Стуки-стуки, стуки-стук!
Молодцы ребята, вы точно станете настоящими актерами
Театральные игры и упражнения - это интересно и полезно не только для детей, но и для самих взрослых. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения – это умение слышать друг друга в доброжелательной атмосфере, развивается дыхание и свобода речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, способность творчески относиться к любому делу. А самое главное, что через развитие театрализованной деятельности совершается многостороннее формирование каждого воспитанника, существенно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе. Когда наш ребенок чувствует себя в обществе комфортно, что он значим в своем окружение и обществе, то соответственно он меньше склонен к различным заболеваниям.