Просмотр содержимого документа
«Святые и святыни России – духовные твердыни Отечества. Образ Георгия Победоносца в истории России»
Занятие на тему: «Святые и святыни России – духовные твердыни Отечества. Образ Георгия Победоносца в истории России»
для воспитанников старшего дошкольного возраста
МБОУ СОШ 18 дошкольное отделение «Семицветик» -51
Московской области
Авторы: Максимова И.В., Бондаренко О.В.,
г. о. Серпухов, МБОУ СОШ 18 дошкольное отделение «Семицветик» - 51
Цель:
- знакомство детей с образом Георгия Победоносца и его ролью в истории Отечества.
Задачи:
- познакомить детей с образом святого Георгия Победоносца, с историей создания георгиевской ленты;
- приобщать детей к духовно- нравственным устоям православной культуры на основе изучения жизни святого Георгия Победоносца;
- способствовать развитию у детей интереса к православной культуре
Педагогические технологии
технология личностно-ориентированного взаимодействия взрослых и детей
технология проектной деятельности
игровая технология
Методы обучения
наглядные (демонстрация)
практические
игровые
словесные
Средства духовной культуры
книги
ордена и медали
георгиевская лента
Виды деятельности
игровая
исследовательско – познавательная
коммуникативная
План занятия
1. Вводно-организационный этап (игровая мотивация)
2. Проблемно-поисковая мотивация, расширение имеющихся знаний
3. Практическая часть
4. Открытый выход из деятельности – рефлексия.
Ход занятия
I. Вводно-организационный этап: игровая мотивация
В путешествие сегодня
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Вам, ребята, не найти.
Друг за другом становитесь,
Крепко за руки беритесь,
По дорожкам, по тропинкам
Вместе с вами мы пойдем,
Приключения найдем!
- Вы любите путешествовать? Так вот, сегодня я приглашаю вас совершить необычное, увлекательное путешествие во времени. Оно наполнено тайнами и загадками. Нам многое сегодня предстоит преодолеть. Я уверена, что вместе мы справимся!
II. Проблемно-поисковая мотивация, расширение имеющихся знаний.
- Но вот, что меня беспокоит. Придя на работу, я обнаружила сундучок. Открыть его без вас не решилась. Посмотрим, что там?
( В сундуке: перо, георгиевская лента, медаль)
- Да тут перо! Ой, а я знаю, что раньше перьями писали!
- А мы с вами пишем перьями?
- Нет. Значит перо потерял кто-то из прошлого. Надо обязательно вернуть! Но как?
(Голос мудрого Ворона с экрана)
-Кар! Кар!
- Ребята, вы слышите? Кто это? (Мудрый старый Ворон)
Ворон: - Я услышал, что вы хотите совершить путешествие в прошлое и вернуть найденный клад. Это благое дело! Я вам помогу. С помощью волшебного пера попадете вы туда.
Перышко лети, лети
В прошлое нас перемести! (Дети повторяют за Вороном хором)
(Открывается занавес и дети видят старика за работой.)
- Ребята, мы попали с вами в далекое прошлое. А этот старик – Летописец, который записывал все важные события своего времени, чтобы о них через века узнали мы. Теперь нам понятно, что перо принадлежит ему, ведь именно в те далекие времена писали перьями. Давайте послушаем, что же он читает!
Воспитанники группы № 22 «Веселые друзья»
наблюдают за работой летописца
Чудо святого Георгия о змие – чудо, совершенное святым великомучеником Георгием Победоносцем. В городе Бейруте, находилось большое озеро, в котором жил огромный змей – какое-то древнее животное. Жители города панически боялись его и каждый день приносили ему в жертву самое дорогое – своих детей. Когда пришел черед царя, он отправил к озеру единственную дочь. На озере начался шторм. Горько плакала девушка, ожидая смертного часа. Неожиданно к ней подъехал воин на белом коне. В руках он держал копье. Девушка упрашивала незнакомца покинуть берег озера, чтобы не погибнуть. Но святой, увидев змея, осенил себя крестным знамением и со словами: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа» устремился на него. Великомученик Георгий пронзил змея копьем, велел девушке связать его поясом, и приволокли они его в город. Более двадцати пяти тысяч человек, увидев силу Христову, крестились тогда, а на одной из центральных площадей была построена церковь во имя Пресвятой Богородицы и святого великомученика Георгия Победоносца.
История, которую мы услышали, произошла много веков назад. Ее герой - Георгий Победоносец, спас от страшного чудовища девушку и освободил людей. Еще много славных поступков совершил этот доблестный воин. (показать образ) . Слава о нем прошла сквозь века. Георгий Победоносец - христианский святой, защитник воинов и всех людей.
(На экране Ворон)
Ворон: - Кар! Кар! Хочу вам загадать загадку. Отгадаете – продолжите путешествие во времени и узнаете тайну остальных предметов!
Все в один он миг решает,
Славный подвиг он свершает,
Он за честь стоит горой.
Кто он? Правильно… (Герой)
- Ребята, а кто такой герой?
Воспитанники группы №22 «Веселые друзья»
у инсталляции посвященной ВОВ
- При каких обстоятельствах люди становились героями? - Да, чаще всего на войне.
- Сейчас мы с вами переместимся в то страшное время.
(Дети оказываются около инсталляции, посвященной Великой Отечественной войне. Около нее расположены медаль и георгиевская лента)
- Скажите, что это? (Поле боя)
- Мы с вами попали в эпоху Великой Отечественной Войны.
- Расскажите, что вы видите.
- Какими качествами должен обладать воин, чтобы выстоять, одолеть врага?
- Именно этими качествами обладал Георгий Победоносец. Наши солдаты победили в этой страшной войне, освободили Родину и многие другие государства от фашистских захватчиков. И за этот подвиг были награждены медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-45г.г.». А георгиевская лента, которую мы обнаружили в сундуке, украшает колодки этой медали. Обратите внимание: цвет ленты черный и оранжевый – обозначает «дым и пламень» и является знаком личной доблести солдата на поле боя.
- Символом какого праздника является Георгиевская лента? Почему?
Воспитанники группы №22 рассматривают
награды
III. Практическая деятельность
-А сейчас ребята я приглашаю вас в творческую мастерскую, где мы изготовим значки- эмблемы георгиевской ленты.
Ворон: Молодцы! Вы настоящие мастера! А сейчас пора вам в город, о котором пойдет речь в стихотворении:
На берегах спокойной Нары,
На горке Красной возведен,
Там начинался город старый
Как русский старый бастион.
Дала ему свое названье
Серпейка, речка на века.
Давно он получил призванье,
Хоть речка та невелика.
- О каком городе идет речь?
- Правильно. О нашем родном старинном городе Серпухове.
- Так мы вернулись домой, в Серпухов, в наши дни! В нашем городе образ Георгия Победоносца особенно чтим.
- Вспомните, какие символы есть у каждого города?
- На каком из них мы видим образ Георгия Победоносца?
- Да, на гербе родного города. Он изображен побеждающим змея.
- А еще во многих домах и в каждом храме есть икона Георгия Победоносца.
Воспитанники группы №22 за процессом
Изготовления символа-эмблемы
«Георгиевская лента»
IV. Открытый выход из деятельности. Рефлексия.
Ворон: На этом я прощаюсь с вами. Ой, чуть не забыл, ваши значки-эмблемы, которые вы изготовили в мастерской.
-Скоро праздник День народного единства. Давайте значки-эмблемы, которые мы сделали, передадим воинам, защищающим сейчас наше Отечество от врага. Пусть георгиевская лента и святой Георгий Победоносец проложат им путь к Победе и сохранят жизнь! Наше удивительное путешествие сквозь века подходит к концу.
- Что вам особенно понравилось?
- Что узнали нового?
- Чему удивились?
- Проходит время. Меняются века, события. Но люди во все времена обращались и обращаются к Святому Георгию Победоносцу, прося его о помощи и защите. Они бережно хранят святыни, связанные с его именем: георгиевские ленты, медали. Образ Георгия Победоносца – символ мужества, преданности своему Отечеству.
А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожеланье:
Знания ищи всегда –
Мудрым станешь ты тогда!
Источники: Чудо со змеем, бывшее со святым великомучеником Георгием https://semyaivera.ru/2020/05/06/chudo-so-zmeeem-byvshee-so-svyatym-velikomuchenikom-georgiem/
Георгиевская лента: история сквозь века https://spb.ranepa.ru/news/georgievskaya-lenta-istoriya-skvoz-veka/
Медали https://www.culture.ru/themes/196/svyatoi-georgii-pobedonosec