kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Сущность и специфика понятия поликультурная среда в дошкольной образовательной организации».

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Сущность и специфика понятия поликультурная среда в дошкольной образовательной организации». 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Сущность и специфика понятия поликультурная среда в дошкольной образовательной организации».»

«Сущность и специфика понятия поликультурная среда в дошкольной образовательной организации».

Постановка проблемы. На этапе растущей заинтересованности к межкультурному взаимодействию большое внимание уделяют проблемам изучения поликультурной среды. Первоначально появление поликультурности подверглось рассмотрению во второй половине ХХ века в Соединённых Штатах Америки. Поликультурная среда разрешает сформировывать толерантное отношение к иным национальностям, почитать их образ жизни и обычаи. На сегодняшний день для удачного совместного существования в поликультурной среде уделяется внимание организации поликультурной образовательной сферы. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, п.1.4, п.п. 6,9) прописывается приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учет этнокультурной ситуации развития детей[8]. Также сообразно Концепции дошкольного воспитания в детстве положительное отношение к народам мира, интернациональные чувства закладываются через выделение в национальном общечеловеческом начале: основной путь воспитания здесь - это продвижение ребенка к всеобщим гуманистическим ценностям, которые раскрываются через приобщение ребенка к своей национальной культуре - танцам, песням, сказкам, пословицам, поговоркам [3]. Цель статьи - проанализировать и раскрыть сущность понятий поликультурная среда и поликультурная образовательная среда в дошкольной образовательной организации.

Изложение основного материала исследования. Вопросами среды, поликультурной среды и поликультурной образовательной среды занимались как зарубежные, так и отечественные педагоги, ученые. В научно-исследовательских работах С.И. Ожегова, И.П. Подласого, подчеркивается мысль о том, собственно, что среда представляет собой окружение действительной реальности, которая оказывает влияние на развитие и формирование познаний, возможностей и заинтересованностей малыша. В трудах М. Гордона, Е.Д. Нелуновой, Т.В. Болотиной, А.М. Буттаевой выслеживается суждение о том, что поликультурная среда- это социальное окружение, в котором взаимодействуют люди всевозможных национальностей, социальных групп отличающихся по языку, религиозным верованиям, культуре, традициям и обычаям конкретного народа. Вопросами поликультурной образовательной среды занимались такие учёные как О.Л. Колоницкая, И.Ф. Яруллин, А.М. Буттаева, А.И. Богданова, В.И. Суровцова. В их работах выдвинуто суждение о образовательной среде учитывая поликультурность как часть образовательной и социальной среды, которая содержит в себе знакомство с разными культурами и формированием позитивного отношения к другим национальностям. Анализ понятия «поликультурная среда» настойчиво требует прежде всего рассмотрения понятия «среда». В самом общем значении понятие «среда» в словарях трактуется как окружение, совокупность природных критериев, в которых протекает деятельность человеческого общества [4]. И.П. Подласый выделяет понятие среды как действительной реальности, в условиях которой происходит становление человека [5]. Понятие «среда» определяется в педагогике как совокупность обстоятельств, которые оказывают большое влияние на становление и формирование возможностей, потребностей, интересов, сознания личности и его ценностей. При определении понятия «среда» упор делается на окружение, в котором происходит развитие человека. Исходя из сведений отмечаем, что необходимой составляющей формирования толерантного отношения к другим этносам считается поликультурная среда. В изучении трудности усвоения поликультурной среды можно отметить несколько точек зрения исследователей. Исходя из убеждений Буттаевой А.М., поликультурная среда - это социальное пространство, в котором происходит общий процесс развития общества, функционирование и развитие культур во всех их проявлениях (политическая, художественная, нравственная и т.д.). Взаимодействие поликультурной среды и личность не стоит рассматривать как некоторый чисто самопроизвольный процесс. Оно поддается и сознательной регулировке и управлению, для чего необходимо его углубленное исследование [1]. М. Гордон именует поликультурной среду, в которой оказываются адепты двух либо более этносов; культуры всевозможных групп смешиваются и образуют новую культуру, которая несколько отличается от культур любой из групп отдельно, тем привнося новейшие культурные парадигмы в жизнь государства. Проанализировав разные позиции, мы принимаем позицию Нелуновой Е.Д. автор устанавливает, что поликультурная среда - это совокупность всех условий жизнедеятельности, в каких реализовывается интеграция общекультурного, общественного и личностного начал. Это своеобразное пространство общества, живущего на конкретной территории, обхватывающего такие формы его организации, как практикуемые данным сообществом главные способы производственной и бытовой деятельности, взаимодействия с природой, разные социальные институты, язык, религиозные верования, нравы, обычаи и традиции, искусство, наука, мифология, специфики миропонимания и самовыражения, стандарты межличностного поведения [6]. Анализ научной литературы по термину «поликультурная образовательная среда» показывает, что данное понятие раскрывается с различных позиций, преподнесенных многими авторами. Поликультурная образовательная среда, в которой находится современный человек, несет внутри себя конкретные способы согласования с находящейся вокруг реальностью и самим собой. Образование преднамеренно оказывает влияние на положение и поведение индивидума в культурной среде. Образовательная среда современного поликультурного общества содействует удачному объединению 5 личности в национальную и крупную культуру, формируя, следовательно, именно народную и национальную идентичность человека. Одна из точек зрения принадлежит А.И. Богдановой, которая акцентирует внимание на роли поликультурной образовательной среды в осознании ценностей общечеловеческой, государственной и индивидуальной культуры разнокультурными индивидумами внутри самой среды; в адаптации личности к культуре при помощи образования» [2]. Вторая позиция И.Ф. Ярулина, который полагает, что поликультурная образовательная среда считается частью социальной среды, которая окружает личность, положительно либо негативно влияя на ее развитие, и позиционируется совокупность всех условий жизни учитывая народных особенностей места проживания, выражающихся в людях, их поведении, этнических обыкновениях, ритуалах [9]. Третьей, и главной позицией нашей статьи считается мнение Суровцовой В.И. С нашей точки зрения суждение автора считается более развернутым и совершенным. Исходя из убеждений автора поликультурная образовательная среда-это определённая система условий и влияний (при помощи образования) на личность с целью формирования толерантного отношения к иным культурам, готовности к действенному межэтническому и межкультурному взаимодействию, умение общаться с адептами иных культур, обязательности сохранения национальной идентичности, понимания значимости культурного обилия, новейших форматов формирования культуры в общем [7]. Организация поликультурной образовательной среды, которая создаёт подходящие условия для безоговорочной самореализации личности адепта любой культуры и национальности считается немаловажным элементом в дошкольных

образовательных организациях. Поликультурная среда в дошкольных образовательных организациях - это доля педагогической среды, которая окружает дошкольника и представляет собой совокупность всех аспектов жизни учитывая этнические особенностей места проживания, выражающихся в людях, их поведении, народных традициях, обрядах с целью которых формируется уважительное отношение к иным культурам и их межкультурному взаимодействию. Из всего сказанного следует, что, именно, поликультурное образование выступает необходимым направлением работы с детьми дошкольного возраста, содержащим составление ценностных представлений о людях иных национальностей, толерантности, становление чувства отзывчивости и др. Выводы. В результате изучения нами был получен материал, анализ которого позволил прийти к выводу, что поликультурная среда в ДОО считается необходимой составляющей в воспитании детей дошкольного возраста, которая ориентирована на развитие творческой личности, расположенной к действующему межкультурному взаимодействию, стремящейся к осознанию иных культур, умеющей существовать во всем мире в гармонии с адептами различных национальностей. Также поликультурная образовательная среда в ДОО станет содействовать личному и культурному подъему дошкольника.

Аннотация. В статье представлен анализ по проблеме изучения понятия поликультурная среда в дошкольных образовательных организациях, анализируется роль поликультурной среды для детей дошкольного возраста. Рассмотрены основные понятия поликультурной среды, поликультурной образовательной среды и организация работы в дошкольной организации в поликультурной среде.

Ключевые слова: среда, поликультурная среда, поликультурная образовательная среда, дошкольные организации, поликультурная образовательная среда в ДОО.





Подготовила: Капран Наталья Васильевна.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Капран Наталья Васильевна

Дата: 22.02.2024

Номер свидетельства: 646225


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства