Тренинг профилактики конфликтов
Цель: профилактика и разрешение конфликтов в ДОУ
Задачи:
- дать представление о конфликтах;
- отработать навыки разрешения конфликтных ситуаций.
1. Упражнение «Руки»
Психолог просит соединить ладони на уровне груди, а затем надавить
правой ладонью на левую. (По опыту проведения этого упражнения
известно, что левая рука начинает бессознательно оказывать
сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий
ведущим не производится).
2. Упражнение « Гляделки»
Инструкция: встаньте в круг, посмотрите внимательно друг на друга и
опустите глаза вниз. После сигнала (хлопок) все должны поднять голову и
указать пальцем на одного из присутствующих. Если выбор совпадает, пара
отходит в сторону. Вся группа таким образом разбивается на пары.
Один занимает место на стуле, другой встает перед ним. Ладонями
соприкоснуться. Один – давит на ладони, другой – сопротивляется. Затем
поменяться местами.
- Что вы чувствуете, когда другой человек давит на вас?
- В каком виде поведения в конфликте партнер «давит»?
- В каком виде поведения в конфликте партнер может почувствовать
себя «задавленным?
Сегодня тема нашего занятия посвящена конфликтам.
Конфли́кт — наиболее острый способ разрешения противоречий в
интересах, целях, взглядах, происходящих в процессе социального
взаимодействия... Это столкновение интересов, мнений, позиций.
3. Упражнение «Плюсы и минусы конфликта»
На конфликт, как, наверное, и на любое явление действительности можно
посмотреть с разных точек зрения и найти свои плюсы и минусы.
Участники делятся на 2 команды.
Первой команде под названием «Плюс» даётся задание назвать, как
можно больше позитивных последствий конфликта; второй команде
«Минус» – описать негативные последствия конфликта (5 минут)
(команды начинают отвечать, парируя друг другу: «Конфликт – это плохо,
потому что … (1 команда), но зато … (2 команда))
Подвести итог. Н.В. Клюева предлагает следующую характеристику
конфликта.
Конструктивные стороны конфликта:
▪ Конфликт вскрывает «слабое звено» в организации, во
взаимоотношениях (диагностическая функция конфликта).
▪ Конфликт дает возможность увидеть скрытые отношения.
▪ Конфликт дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять
напряжение.
▪ Конфликт – это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на
привычное.
▪ Необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие
организации.
▪ Конфликт способствует сплочению коллектива при противоборстве с
внешним врагом.
Деструктивные стороны конфликта:
▪ Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести
к различным заболеваниям.
▪ Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение
дисциплины. В целом ухудшается социально-психологический климат.
▪ Ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых
отношений.
▪ Представление о победителях или побежденных как о врагах.
▪ Временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут
послеконфликтных переживаний.
4. Кто может быть участником конфликта в ДОУ?
Наиболее часто встречающиеся конфликты в дошкольном учреждении и
причины их возникновения:
1. Воспитатель — воспитатель
Причины: личная антипатия, несовпадение точек зрения по
профессиональным вопросам, ревность к отношениям с родителями, детьми,
ощущение собственной нереализованности.
2. Старший воспитатель — воспитатель
Причины: недостаточная заинтересованность педагога в реализации
образовательных программ и в их результатах, игнорирование воспитателем
предложений старшего воспитателя, новых разработок. Отсутствие
конструктивной модели взаимодействия старший воспитатель —
воспитатель.
3. Заведующий — старший воспитатель
Разногласия по поводу внедрения различных программ, игнорирование
педагогических принципов и взглядов друг друга.
4. Администрация — воспитатель
Завышенные требования и неадекватная оценка труда. Несоответствие
деятельности воспитателя ожиданиям администрации, неудовлетворенность
стилем руководства.
5. Воспитатель — родитель
Разногласия по поводу психологических особенностей ребенка,
неадекватного поведения ребенка в группе. Завышенные требования к
ребенку, неадекватная оценка способностей ребенка, недостаточное
внимание к ребенку.
6. Родитель — Администрация
Недостаточная осведомленность родителя о деятельности ДОУ,
специалистах и их деятельности. Недостаточная информированность
администрации о семье.
Любой из перечисленных конфликтов может оказать положительное
влияние на самоорганизацию, достижение цели, развитие педагогического
коллектива или, напротив, спровоцировать нестабильность, дезорганизацию,
разрушить устоявшиеся взаимоотношения и традиции.
Более эффективный способ профилактики конфликтов в
педагогическом коллективе – создание благоприятной атмосферы,
повышение психологической культуры администрации и педагогов,
овладение приемами саморегуляции эмоциональных состояний в общении. Ч
5. Ролевая игра «На вокзале» (10-15 мин.)
Вводятся две роли – «заведующая детским садом» и «воспитатель» – её
подчиненная.
Вводная «заведующей»: «Вы – заведующая детским садом. Вам передали,
что воспитательница Т. звонила и сказала, что из-за болезни она, видимо,
долго теперь не появится. Однако, когда Вы несколько раз звонили ей,
трубку никто не брал. Вы вынуждены теперь срочно искать замену. Вы очень
переживаете, т.к. вам нужно уехать утром с отчетом , а на замену вы никого
не нашли. На вокзале Вы вдруг видите Вашу «больную» сотрудницу с
вещами, которая ожидает чего-то у перрона отъезжающих.
Вводная «воспитательнице»: «Вы – воспитатель детского сада. Очень
неудачно складываются Ваши дела: в пору отпусков тяжело заболела Ваша
сестра, и, поскольку с ней некому сидеть, Вы взяли больничный лист по
уходу за ней, и теперь временно живете у нее. Ваш знакомый уезжает в
командировку в город, где для Вашей сестры приготовлено редкое лекарство.
Вы спешите на вокзал, чтобы попросить его передать Вашей родне в этот
город кое-какие вещи и привести от них это лекарство. Вы немного опоздали
к рейсу, табло уже не горит. Вы стоите и не знаете, что делать. Вдруг Вас
окликает Ваша заведующая…»
Комментарий: При анализе ситуации ведущий должен актуализировать
установку, что мы мыслим и поступаем, исходя не из реальных событий, а из
наших представлений о них (и домыслов, если эти представления не полны).
Обсуждение:
Как выйти из этой ситуации?
На каком моменте произошел сбой информации?
Как внимательно лично вы отнеслись к передаче информации?
Часто ли вами выносились домыслы и оценочные суждения?
Сталкивались ли вы с подобными ситуациями в жизни?
Каковы последствия этого?
Что надо делать, чтобы избегать подобных ситуаций?
6. Способы протекания конфликта.
Избегание – стремление выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее
Приспособление – подстройка под собеседника. отказ от своих интересов
Компромисс – решение кофликта через взаимные уступки
Соперничество – открытая борьба за свои интересы, отстаивание своей
позиции с полным игнорированием интересов партнера
Сотрудничество – предполагает поиск решения, которое не только бы
удовлетворило интересы обоих сторон, но и позволило бы им извлечь пользу
из конфликта
Формы стратегии избегания (ухода):
• молчание;
• демонстративное удаление;
• обиженный уход;
• затаенный гнев;
• депрессия;
• игнорирование обидчика;
• едкие замечания по “их” поводу за “их” спиной;
• переход на “чисто деловые отношения”;
• полный отказ от дружеских или деловых отношений с провинившейся
стороной.
Формы стратегии приспособления (уступчивости) заключаются в
следующем:
• вы делаете вид, что все в порядке;
• продолжаете действовать, как будто ничего не произошло;
• миритесь с происходящим, чтобы не нарушать покой;
• ругаете себя за вашу раздражительность;
• пользуетесь вашим обаянием для достижения нужной цели;
• молчите, а потом начинаете вынашивать планы мести;
• подавляете все ваши негативные эмоции.
. Примеры реализации стратегии соперничества (конкуренции):
• вы стремитесь доказать, что другой человек не прав?
• дуетесь, пока они не передумают;
• перекрикиваете других;
• применяете физическое насилие;
• не принимаете явного отказа;
• требуете безоговорочного послушания;
• призываете на помощь союзников для поддержки;
• требуете, чтобы ваш оппонент согласился с вами ради сохранения
отношений.
Формы стратегии компромисса заключаются в следующем:
• поддерживаете дружеские отношения;
• ищете справедливого решения;
• делите предмет желаний поровну;
• избегаете самовластия и напоминаний о вашем первенстве;
• получаете что-то и для себя;
• избегаете столкновения в лоб;
• уступаете немного ради поддержания отношений.
. Формы стратегии сотрудничества заключаются в следующем:
• определяете потребности всех участников;
• стараетесь их удовлетворить;
• признаете ценности других, равно как и ваши собственные;
• стараетесь быть объективными, отделяя проблему от личностей;
• ищите творческих и неординарных решений;
• не щадите проблему, щадите людей.
7. Упражнение «Найди правильный ответ»
«Компромисс»:
«Мне все равно, выиграешь ты или проиграешь,
но я знаю, что в этом участия не принимаю».
«Приспособление»: «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».
«Конкуренция»:
«Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый
из нас должен что-то проиграть».
«Сотрудничество»: «Чтобы я победил, ты должен проиграть».
«Избегание»: «Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть».
Ответы:
1. Стиль «Конкуренция»: «Чтобы я победил, ты должен проиграть».
2. Стиль «Приспособление»: «Чтобы ты выиграл, я должен
проиграть».
3. Стиль «Компромисс»: «Чтобы каждый из нас что-то выиграл,
каждый из нас должен что-то проиграть».
4. Стиль «Сотрудничество»: «Чтобы выиграл я, ты тоже должен
выиграть».
5. Стиль «Избегание»: «Мне все равно, выиграешь ты или
проиграешь, но я знаю, что в этом участия не принимаю».
Психолог: Из всех названных стилей какой является наиболее
– активным и эффективным (сотрудничество)
– наиболее конфликтным (соперничество)
– занимает промежуточную позицию, совмещая в себе активную и
пассивную форму поведения (компромисс)
– пассивная форма поведения (избегание и приспособление)
Но, не смотря на то, что обе стороны оказываются в выигрыше только в
ситуации сотрудничества, каждый тип поведения может оказаться уместным
и эффективным в определенной ситуации.
8. Конфликтные ситуации (самостоятельно прописанные) + Кодекс
Ситуация 1. «Ребенок не хочет идти в детский сад, мама обвиняет
воспитателя»
Что на самом деле говорит родитель. Мама Маши беспокоится по поводу
нежелания дочки идти в детский сад, переживает, насколько ребенку
эмоционально комфортно и безопасно рядом с педагогом. Чаще всего в таких
ситуациях родители ориентируются на реакцию самого ребенка. Данный
пример демонстрирует желание мамы Маши прояснить ситуацию в прямой
коммуникации с воспитателем.
Если повышенный тон преобладает и часто переходит в крик, педагогу
следует ответить на вопросы: «На что я раздражаюсь при взаимодействии
с Машей?», «Что хочу донести криком?», «Как часто повышаю голос?», «Что
предшествует сильному раздражению и последующему крику?», «Какие
другие средства и способы общения с детьми я знаю?», «Кто может помочь
решить проблему коммуникации с детьми в группе?». Если воспитатель
испытывает раздражение в большинстве случаев при взаимодействии
с детьми, это повод задуматься о причинах и попробовать найти решения
проблемы совместно с педагогом-психологом.
Ситуация 2. «Мама недовольна, что воспитатель заставляла ребенка спать»
Что на самом деле говорит родитель. Маме поступила жалоба от дочки, она
реагирует. В форме претензии она выражает недовольство, потому что дома
у них проблем со сном нет. Если прислушаться к словам мамы Лены, то,
возможно, будет слышаться тревога: «Лене плохо и одиноко засыпать, меня
нет рядом, и никто ей не может помочь». Она хочет сказать, что ребенку
трудно засыпать одному и было бы хорошо, если бы воспитатель подошел
к этому режимному моменту с душой.
Как воспитателю на это реагировать. Чтобы наладить контакт с родителем,
воспитателю следует внимательно выслушать маму. Затем попросить
рассказать, как засыпает Лена дома, какие ритуалы сна приняты в семье.
Очень важно поблагодарить маму Лены за информацию и сказать, что теперь
будут учитывать все эти моменты во время дневного сна.
Например: «Да, Ольга Борисовна, спасибо, что пришли поговорить.
Я принимаю ваши пожелания. Я всегда читаю детям сказки перед сном.
Но вчера приходила Илюшина мама и сказала, что я мешаю ему спать, когда
читаю книгу, поэтому сказку мы не читали, а просто легли спать. Я посижу
сегодня с Леной, пока она не заснет, и постараюсь прочитать коротенькую
сказку, чтобы не мешать Илье спать.»
Процесс засыпания у детей происходит по-разному: кто-то засыпает
мгновенно, положив голову на подушку, кому-то нужно поворочаться,
выбрать удобную позу, кто-то засыпает под сказку, кто-то в тишине и т. д.
Некоторым следует помочь прикосновением, кому-то добрым словом.
Воспитатель может сказать: «Закрой глазки, Леночка, и тихо-тихо полежи».
Многие дети нуждаются при засыпании в определенных педагогических
воздействиях. Если педагоги постепенно узнают про индивидуальные
особенности засыпания детей и постараются по возможности их учитывать,
то трудностей со сном в группе не возникнет.
9. Упражнение «Построение круга».
Цель: развитие навыков координации, невербального общения и
саморегуляции, совместных действий, сплочение группы.
Ход: Участники закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться по
помещению (можно при этом издавать гудение, как потревоженные пчелы;
это позволяет избежать разговоров, создающих помехи в выполнении
упражнения).
По условному сигналу ведущего все останавливаются в тех положениях,
где их застал сигнал, после чего пытаются встать в круг, не открывая глаз и
не переговариваясь, можно только трогать друг друга руками. Когда все
занимают свои места и останавливаются, ведущий подает повторный
условный сигнал, по которому участники открывают глаза.
Как правило, построить идеально ровный круг не удается. Упражнение
повторяется, пока не получится круг, и чтоб все участники были в нем.
10. Флеш-тренинг
Цель: снятие эмоциональной усталости, подвести к пониманию своего
эмоционального состояния.
Психолог. Ну, и закончить свое выступление хотелось бы притчей «О
храме с тысячью зеркал».
Много сотен лет назад одна собака посетила находящийся в Индии храм, в
котором была тысяча зеркал. Она добралась до храма, совершив
утомительное путешествие, длившееся много недель. Поднялась по
ступенькам храма, вошла в него и оказалась в святилище, украшенном
тысячью зеркал. Оглядевшись вокруг, собака увидела в зеркалах тысячу
собак и, испугавшись, оскалила зубы.
Поджав хвост, она выскочила из храма, уверенная в том, что мир является
скопищем злых собак. С тех пор собака больше никогда не переступала
порог этого храма.
Месяц спустя к храму с тысячью зеркал пришла другая собака. Она также
поднялась по ступеням храма, вошла в него и, взглянув в зеркала, увидела
тысячу дружелюбных и миролюбиво настроенных собак. Она покинула храм
с уверенностью, что мир полон дружелюбных собак.
Мир является только отражением нас самих, если мы смотрим на мир
светло и радостно, то и он отвечает нам тем же!
Психолог: Я желаю вам, чтобы вы и окружающие вас люди смотрели на
мир светло и радостно, и всегда были готовы к сотрудничеству.
Ритуал прощания.
Цель рефлексии: осознание себя и своих действий, обобщение результатов
проделанной работы; обратная связь с участниками.
▪ Что нового вы узнали на нашем занятии?
▪ Что было для вас трудным?
▪ Что понравилось и что не понравилось в ходе занятия?