Набор (3 шт. --лопаточка, с круглой насадкой, заостренная);
Карточки-иллюстрации с изображение рыбок, водорослей.
Шаблоны для лепки рыбок.
Краткая аннотация к работе: Занятие для детей старшей группы разработано в соответствии с технологией «Ситуация». Сценарий актуален для педагогов дошкольных учреждений в рамках реализации календарно-тематического плана по теме «Знакомство с творчеством художников-мультипликаторов»
Ход занятия:
1.Введение в ситуацию.
Дети становятся в круг и говорят слова -приветствия, подавая друг другу руку и при этом улыбаясь. Когда это сделают все, образуется замкнутый круг. Воспитатель отмечает, что все дети - единое целое. Подарив товарищу улыбку, они отдали ему частичку тепла своей души. Детям предлагается почувствовать, как пошло тепло в их ладони.
В группе начинает прыгать и пищать коробка с пластилином, оформленная человечком.
Коробка обращается к детям
- Добрый день, меня зовут Пластилинка.
Я очень хочу поиграть с вами. Вы умеете играть в «Студию мультфильмов».
Давайте создадим мульфильм о рыбке. Я очень люблю рыбок.
Воспитатель:
- Вы хотите создавать мультфильм?
- А сможете это сделать? (ответы детей).
2.Актуализация знаний:
Игра: «Угадай, из чего создавали мультфильм?».
Воспитатель демонстрирует фрагменты 2-3 мультфильмов, сделанных в разных техниках анимации (пластилиновый, рисованный, кукольный)
Дети называют способы создания мультфильма
Игра: «Угадай, чем нарисовано».
Дидактическая задача: актуализировать знания детей о разных техниках создания мультфильмов.
Педагог приглашает детей на выставку мультипликационных кадров и обращает внимание детей на кадры, созданные различными техниками.
-Найдите на выставке кадр, созданный с помощью кукол, нарисованный кадр, кадр, созданный из пластилина.
Есть еще много способов создания мультфильмов, но я хочу сегодня предложить вам «нарисовать мультфильм из пластилина».
3.Затруднение в ситуации:
Дидактические задачи:
1. Создать мотивационную ситуацию для «открытия» нового названия «рисуем мультфильм пластилином»
2. Формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
Возникает затруднение, так как дети не знают, как .
- Вы знаете как можно нарисовать мультфильм пластилином? (Ответы детей могут быть противоречивые)
- Смогли мы точно определить, как нарисовать мультфильм пластилином? (Нет)
- Почему не смогли? (Потому что мы не знаем).
4.Открытие нового знания:
1. Формировать представление о создании мультфильма в техники пластилинографии, рельефной лепки.
2. Формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.
-Нам нужно нарисовать мультфильм пластилином. Вы умеете это делать ? Знаете что нужно делать?
Воспитатель помогает детям сформулировать вопрос.
- Как можно узнать? (Спросить у того, кто знает).
- Сегодня я хочу рассказать вам., как можно создать мультфильм из пластилина.
Воспитатель: Хотите попробовать сделать сами такой мультфильм? Тогда рассаживайтесь поудобнее, составим план нашей работы. (Выкладывается алгоритм действий)
Сначала нужно придумать сценарий мультфильма
Затем нарисовать декорации мультфильма и героев.
Потом составить и сфотографировать кадры нашего мультфильма.
Далее будем озвучивать наш мультфильм.
Смонтировать мультфильм.
Для начала наш с вами первый мультфильм мы создадим плоскостной приемом – пластилинографией. То есть мы нарисуем наш мультфильм пластилином.
Показ приемов работы пластилинографией. (сопровождается выкладыванием схем-фотографий или образцами, можно использовать мультимедийное оборудование или телевизор)
5. Включение нового знания в систему знаний.
Творческое задание «Сценаристы»
Давайте попросим Пластилинку напомнить нам о ком же мы будем сегодня создавать мультфильм.
Какая же наша рыбка?
Где она живет?
А есть ли у нее друзья? (ответы детей).
Что же могло произойти с рыбкой?
Динамическая пауза
Дидактическая задача:
- развивать мелкую моторику рук
- организовать досуговую деятельность детей.
В: Прежде, чем приниматься за работу, приглашаю вас на веселую зарядку!
Под веселую музыку дети с воспитателям делают разминку.
«Творческая мастерская»
Воспитатель
Сейчас нам нужно нарисовать пластилином героев и декорации
Чтобы дело у нас спорилось, предлагаю разделиться на две творческие группы. Одна группа будет лепить главного героя и его друзей, а другая – декорации. Согласны? Тогда принимаемся за дело! Вот в этой мастерской будут создаваться декорации, а здесь героев. (дети выбирают самостоятельно в какой мастерской они бы хотели работать)
Воспитатель приглашает детей в «мастерские», в которой подготовлены все материалы для работы. Дети самостоятельно организуют свое «рабочее» место, подбирают необходимые материалы для работы и рисуют пластилином персонажей и декорации. В процессе продуктивной деятельности воспитатель обсуждает с ребятами внешний вид, характеры персонажей, цветовую гамму, размеры декораций и т.д.
Творческое задание «Звукорежиссеры»
В: Сценарий есть, герои и декорации готовы. Какой будет наш следующий шаг? (нужно озвучить мультфильм)
Давайте порепетируем разные сцены из нашего мультфильма и попробуем это сделать «со звуком».
В: Первая репетиция у нас состоялась. Какой следующий шаг? Правильно, съемка мультфильма. Это очень ответственный шаг. Сейчас я научу вас, как можно «оживить» персонажа.
Воспитатель показывает детям, как нужно передвигать фигурки, чтобы получился мультфильм. При этом обращает внимание детей на то, что перемещать фигурки надо совсем незначительно и много раз. Предлагает попробовать детям сделать это самостоятельно, а сам делает несколько кадров фотоаппаратом.
Затем в режиме просмотра фотографий дети смотрят полученный результат.
В: Конечно, это еще не мультфильм. Но вы уже увидели, как «оживились» наши персонажи. На следующем занятии, после того, как я все смонтирую (работу монтажера я беру на себя), мы вместе сможем посмотреть премьеру вашего мультфильма.
В: А сейчас вам надо придумать этому мультфильму название.
Дети предлагают варианты и путем голосования выбирают понравившееся название.
6.Осмысление.
Дидактическая задача: восстановить в памяти детей то, чем они занимались и создать ситуацию успеха.
- Чем мы сегодня занимались?
- Что нового узнали?
- Что больше всего понравилось?
Пластилинка благодарит детей за работу и предлагает поиграть.
Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие.
Начинает Пластилинка:
Вы сегодня очень хорошо поработали.
Давайте похвалим друг друга.
Скажите доброе словечко»
Пластилинка: Ребята, давайте закончим нашу работу - ритуалом: каждый по очереди скажет соседу хорошие слова, за что-то похвалит его. Мы будем делать это для того, чтобы уходить с радостным чувством.
Список литературы:
Сценарий образовательной ситуации составлен с опорой на личный педагогический опыт и с использованием следующей литературы:
Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» // Науч.рук. Л.Г. Петерсон/ под общей редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2016.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая
группа. Уч.-метод. пособие. – М.: Цветной мир, 2016
Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Старшая группа. Уч.-
метод. пособие. – М.: Цветной мир, 2011
Куксарт Бернадетт. Забавные животные из пластилина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019, 2021.
«Мультфильмы. Секреты анимации», Юлия Иванова, 2017 г.