- формировать навыки взаимодействия детей друг с другом;
- воспитывать активность и любознательность.
Оборудование.
Муляж "Золотая рыбка", сундук, бумажные кораблики, тазик с водой, предметные и магнитные картинки «Рыбы», рисунок с изображением морского дна, 3 ведерка для деления слов на слоги, разрезная картинка "Рыба", картинки рыб для звукового анализа, 4 картинки с изображением этапа развития рыбы.
Предварительная работа: изучение морских и речных рыб, разучивание пальчиковой гимнастики “Подводный мир”.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
(Дети стоят кругом, прижимают свои ладошки к ладошкам сосед).
Логопед: Ребята, вы хотите отправиться сегодня в необычное путешествие? Как вы думаете, что нам для этого нужно? А еще нам нужен хорошее настроение! Повторяйте за мной слова:
Мы ладошку к ладошке приложим, И друг другу дружить предложим. Будем петь, заниматься, играть, Чтобы добрыми, умными, дружными стать.
II. Сообщение темы занятия.
Логопед:
- Ой ребята, смотрите что это за сундук? Давайте откроем и посмотрим, что там находиться? (дети достают из сундука разрезную картинку золотой рыбки)
- Давайте соберем и посмотрим, что у нас получиться? (собирают из частей целую рыбу)
Дети: Это золотая рыбка!
Логопед: Ребята, посмотрите на эту рыбку внимательно. Из каких частей она состоит?
Дети: У нее есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. На голове у рыбки расположены жабры. Они помогают рыбке дышать. Тело рыбки покрыто чешуей, похожей на маленькую золотую монетку, такая же круглая и блестящая.
Логопед: Как вы думаете, а для чего нужны рыбке хвост и плавники?
Дети. Чтобы плавать.
Логопед: Ребята, а как же рыбка появляется на свет? Посмотрите здесь лежат картинки с этапами развития рыбы, выложите по порядку картинки и расскажите, что на них изображено. (икринка, личинка, малек, рыба)
- Молодцы, справились с заданием!
Логопед: Ой, смотрите, наша рыбка превратилась в настоящую, волшебную рыбку. Давайте поиграем с ней.
Игра называется «Вопросы - ответы». Передаём рыбку друг другу, отвечая на мои вопросы. (Дети становятся в круг и отвечают на вопросы, передавая друг другу рыбку.)
Логопед: Итак, мы отправляемся в плавание, давайте поможем нашим корабликам плыть быстрее! Вытяните губы вперед трубочкой и дуйте на кораблик. (Кораблики, сделанные из тонкой яркой бумаги, ставят у самого края стола. Дети дуют на бумажные кораблики, соревнуясь, чей кораблик одержит победу в гонках или раньше пристанет к берегу).
По волнам корабль плывёт.
Ты вдохни, надуй живот.
А теперь ты выдыхай
И кораблик опускай.
Логопед: Ну вот мы и очутились на берегу реки! Ой что же делать, как же мы перейдем реку, ведь течение такое быстрое! Золотая рыбка, ты же волшебная, подскажи, как нам перейти реку.
Рыбка: А вы ребята образуйте семейку слов от слова рыба, и постройте мост через реку.
Игра "Подбери родственные слова к слову рыба"
- Как называют маленькую рыбу? (рыбка)
- Как называют большую рыбу? (рыбина)
- Кто ловит рыбу? (рыбак)
- Как называется место, где ловят рыбу? (рыбалка)
- Как называется суп из рыбы? (рыбный)
Логопед: Молодцы, можно теперь перейти речку. Ребята, вы так старались, строили мост, ваши ручки наверное очень устали! Давайте отдохнем, сделаем с вами пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Подводный мир»
Посмотри скорей вокруг! ( Делают ладошку у лба «козырьком»)
Что ты видишь, милый друг? (Приставляют пальцы колечками у глаз)
Здесь прозрачная вода. (Разводят ладони в стороны)
Плывёт морской конёк сюда. (Волнообразные движении ладонямивперёд)
Вот медуза, вот кальмар. (Опущенные вниз ладони обеих рук в форме шапочки двигаются навстречу )
А вот это – рыба шар. (Соединить пальцы обеих рук в форме шара)
А вот, расправив восемь ног, (Показывают тыльную сторону обеих ладоней и перемещают их вверх)
Гостей встречает осьминог.
(Звучит запись "Шум моря, крик чаек")
Логопед: Что это за звуки? Что за шум? Где мы очутились?
Дети: На море!
- Ребята, смотрите стоят три ведерка. На них изображен 1, 2, 3 круга. Это обозначает, что вам нужно поймать рыбок, прохлопывая их по слогам. В первое ведерко - рыбы в названии которых - 1 слог, во второе - 2 слога, в третье - 3 слога. (1- скат, сом, краб, лещ...), (2 - ка-рась, щу-ка, о-кунь...), (3 - а-ку-ла, ме-ду-за...).
Логопед: Молодцы, и с этим задание справились! Как помочь нашим рыбкам? Ведь они не могут жить без воды?
-Правильно, давайте мы отпустим рыбок в свои домики: морских - в море, а речных - в речку. (дети берут рыб, называют название рыбы и раскладывают на свои места). Составляют предложения.
Дети: Это рыба кит, она живет в море. Это рыба ерш, он живет в реке. И т.д.
Логопед: Ой посмотрите, ребятки, а вот еще морские обитатели потерялись, давайте мы их тоже отправим домой - в море!
Задание "Ориентация на листе бумаги"
Маша, прикрепи рыбу в правый верхний угол.
Захар, прикрепи краба в нижний левый угол.
Назар, прикрепи дельфина в левый верхний угол.
Таисия, прикрепи медузу посередине.
Виоллета, прикрепи краба в правый нижний угол. (Молодцы!)
Логопед: Ребята, мне вот тут рыбка шепнула на ушко, что у нее в подводном царстве нет такого детского сада как у вас, и никто там с ней не занимается. Она говорит, что не понимает, чем отличается звук от буквы. Давайте ей расскажем, чем отличается звук от буквы?
Дети: Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.
Логопед: Давайте покажем нашей рыбке, как мы умеем составлять звуковые схемы к словам СОМ, КИТ. (Дети выкладывает из цветных магнитов звуковые схемы).
Звуковой анализ слова СОМ:
1. Сколько звуков в слове? (3 звука - С, О, М).
2. Назови первый звук в слове? (С - согласный, твердый, обозначаем синим цветом).
3. Назови последний звук в слове? (М - согласный, твердый, обозначаем синим цветом).
4. Назови, второй звук в слове? (О - гласный звук, обозначаем красным цветом).
Звуковой анализ слова КИТ:
1. Сколько звуков в слове? (3 звука - К, И, Т).
2. Назови первый звук в слове? (К -согласный, мягкий, обозначаем зеленым цветом).
3. Назови последний звук в слове? (Т - согласный, твердый, обозначаем синим цветом).
4. Назови второй звук в слове? (И - гласный, обозначаем красным цветом).
- Молодцы!
Толкование пословицы.
Ребята, есть русская пословица «Без труда не вынешь и рыбку из пруда». Как вы думаете, что она обозначает? (Ответы детей)
Итог занятия.
Логопед: Вот и мы с вами старались, много трудились и занимались. Закончилось наше путешествие.
- Ребята, что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? Какое задание было для вас наиболее трудным?
- А золотая рыбка хочет вас отблагодарить за ваш труд и старания. Она вас угощает сладкими рыбками!