kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сторителлинг как эффективная техника развития связной речи детей дошкольного возраста. Прием «Кубики историй»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по развитию речи у детей дошкольного возраста, посредством использования техники «сторителлинг» (прием «Кубики историй»).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сторителлинг как эффективная техника развития связной речи детей дошкольного возраста. Прием «Кубики историй»»

Сторителлинг как эффективная техника развития связной речи детей дошкольного возраста. Прием «Кубики историй»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по развитию речи у детей дошкольного возраста, посредством использования техники «сторителлинг» (прием «Кубики историй»).

Задачи:

• Познакомить педагогов с техникой «сторителлинг», приемом «кубики историй», преимуществом их использования в развитии речи дошкольников

• Обучить педагогов практическим приёмам использования «кубиков историй» в работе с детьми по развитию речи

Участники: педагоги дошкольных образовательных организаций.

Актуальность:

Проблема развития речи - одна из самых главных в современном образовании. Конечно, в своей работе я использую самые разнообразные методы, формы и технологии для развития связной речи, формирования правильных грамматических форм, обогащения активного словаря, развития воображения. Сейчас для этого в педагогическом арсенале имеется много всевозможных средств - игр, картин, пособий. Однако приходится иногда сталкиваться с некоторыми трудностями у детей, когда надо, например, придумать рассказ или сказку, придумать окончание истории. Также по моим наблюдениям, у детей не очень хорошо развито воображение, поэтому дети затрудняются при составлении рассказов по картине, по серии картин, из опыта, на заданную тему.

Слово «сторителлинг» в переводе с английского звучит как «рассказывание историй». А в русском языке ему соответствует, замечательный синоним «сказительство», т. е. повествование сказок, былин, притч, мифов и т. п.

Сторителлинг заинтересовал меня тем, что позволяет расширить возможности для развития и обогащения речи, воображения, коммуникативных качеств детей.

Её придумал и успешно опробовал на личном опыте человек далёкий от педагогики Дэвид Армстронг, глава крупнейшей международной корпорации. Данная техника была предназначена для взрослых. В настоящее время данная техника активно используется и в образовании для развития детей.

Сторителлинг в педагогике - техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения. Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга : классический, активный, цифровой.

В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни (или вымышленная история) рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию.

Цифровой сторителлинг - сторителлинг, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами видео, или набрасыванием эскизов.

В активном сторителлинге слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй.

Для детей дошкольного возраста используются такие средства сторителлинга, как игрушки из «Киндер сюрпризов», игры «Что внутри», «Кубики историй».

. Несколько лет назад в Европе придумали фантастическую игру «Story cubes»(«Кубики историй») и навсегда влюбились в неё, она интересна как взрослым, так и детям. 9 кубиков, 54 картинки погружают вас в мир фантазий, иллюзий и приключений. Каждый рисунок – это захватывающий и неожиданный поворот повествования. Люди разного возраста, пола и профессий придумывают невероятные истории, превращая обычную дружескую вечеринку в настоящий праздник воображения. Но для детей они эти кубики сложные т. к. на них изображены лишь символы и знаки. Для наших детей нужны яркие, понятные картинки, поэтому наши педагоги стали сами изготавливать такие кубики.

Я тоже решила сделать свои «Кубики историй». Затрат больших не потребовалось, а игра получилась интересная и эффективная и использоваться может в любом возрасте, в любом месте.

Я изготовила 9 больших кубиков из пластмассы, обклеив их кармашками, вырезанными из фотоальбома, чтобы можно было менять картинки, подготовила различные картинки, кубики поместила в тележку историй, вот она. Также я обклеила 9 деревянных маленьких кубиков картинками, чтобы удобно было играть за столом, и поместила в Волшебный мешочек, для деревянных кубиков картинки взяла немного сложнее, добавила дорожные знаки. На основе кубиков историй была изготовлена игра «Мой город», где ребята вспоминают достопримечательности города Сыктывкара.

Так получились замечательные и увлекательные игры для детей.

Цель «Кубиков историй» – обогащение устной речи детей

Задачи:

1. Обогащать активный и пассивный словарь дошкольников

2. Уточнять использование грамматических форм речи

3. Развивать коммуникативные навыки дошкольников

4. Способствовать четкому произношению звуков в словах

5. Развивать воображение, мышление

6. Закреплять знания из окружающего мира

«Кубики историй» можно применять в коррекционно-развивающей работе с детьми с речевыми нарушениями. При автоматизации звуков используется набор карточек с картинками, в названии которых присутствует автоматизируемый звук в начале, в середине или в конце слова.

Также, можно подобрать набор карточек для дифференциации звуков ( например звуки: с, с’, з, з’; ж, ш).

Рассказывание историй позволяет застенчивым детям быть более раскрепощёнными, робких делает смелее, молчаливые становятся более разговорчивыми.

- Уважаемые колеги, вы уже рассмотрели кубики, а хотели бы вы сочинить историю сами?

Как у каждой игры, у «Кубиков историй» есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Чтобы детям было интереснее играть, можно предложить им превратиться в «сказочников».

Есть два варианта игры: можно договорится, о ком будет история, во втором: будет решать кубик.

Игроков можно взять любое количество, но лучше от 1 до 9, по количеству кубиков.

Играющие по очереди бросают кубики, если педагогу кажется, что история не получается, то к игре присоединяется педагог, корректируя сюжетную линию в нужном направлении (если ребенок не хочет играть, он просто наблюдает). Составив историю, можно подобрать к ней подходящий жанр (сказка, рассказ, смешная история, фантастика)

При составлении рассказа необходимо соблюдать следующую структуру:

1. Вступление

Начать рассказ нужно интересно, можно предложить детям вспомнить начало сказок:

• В некотором царстве, в некотором государстве…

• Когда-то давным-давно…

• Жили-были…

• Однажды, много лет назад…

• Случилось это в одном городке…

Затем «сказочники» описывают главного героя истории, где он живет, что делает.

2. Основная часть истории

Описывается основная сюжетная линия.

• Что произошло с героем?

• Кого он встретил или что нашел?

• Что он планирует с этим делать?

• В истории есть 2.1. Кульминация (но детям о ней не говорим)

3. Заключение

• Появляется решение поставленной проблемы.

• Короткий вывод (итог рассказа)

Дети довольно быстро обучаются. Уже после 2-3 игр могут свободно составить рассказ, историю, понимая, как связать картинки в сюжетную линию, как начинать и заканчивать повествование (сами могут играть в любое время)

- Какая замечательная история у нас получилась!

- Какого жанра?

В конце – рефлексия: Что нового узнали?

- Вам понравилось придумывать историю? В чем возникли трудности?

-

- Вы бы еще хотели поиграть в такую игру? А сами изготовить?

Посмотрите, какие истории получились у детей подготовительной и младшей группы с этими же кубиками :

Таким образом, можно выделить следующие преимущества использования техники «сторителлинг» в работе с детьми дошкольного возраста :

Развитие всех речевых компонентов

Развитие коммуникативных навыков детей

Развитие высших психических функций

• Повышение интереса к заданию и как следствие повышение концентрации внимания

• Расширение запаса знаний об окружающем мире.

Сочинять истории не только полезно, но и очень увлекательно!

Таким образом, кубики историй открывают уникальную возможность для развития коммуникативных качеств детей, облегчает запоминание сюжета, эффективны они и в процессе рассуждения. Сочиняя, дети «проживают» истории, у них появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Каждый ребёнок рассказывает свои истории, опираясь на свой жизненный опыт, наделяя героев историй своими эмоциями, чувствами, мечтами, страхами.

Список используемой литературы:

1. Русакова А. С. Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки. - М. : Обруч, 2015. -192 с.

2. Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 177 с.

3. Федорова С. В., Барчева А. А. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №16. — С. 515-518.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Клюкина Мария Еыгеньевна

Дата: 16.10.2022

Номер свидетельства: 615081


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства