Статья "Преемственность: первоклассник глазами учителя начальных классов"
Статья "Преемственность: первоклассник глазами учителя начальных классов"
В статье говорится о том, каким видят первоклассника учителя начальных классов, даются рекомендации по развитию у будущего первоклассника личностных и метапредметных УУД.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Преемственность: первоклассник глазами учителя начальных классов"»
Преемственность: первоклассник глазами учителя начальных классов
Поступление в школу – непростой переход от дошкольного к младшему школьному возрасту. Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не одолеть, даже если малыш посещал детский сад и школу будущего первоклассника. Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть:
к новому взрослому, к коллективу;
к новым требованиям;
к повседневным обязанностям.
Для того, чтобы сделать этот переход плавным и безболезненным, необходимо наличие преемственности между образовательными учреждениями, которая заключается в единстве требований, предъявляемых к ребёнку как к выпускнику детского сада и ученику 1 класса. Обеспечение преемственности в условиях реализации ФГОС - это необходимое творческое взаимодействие не только всех участников образовательного процесса (учителей начальной школы, детей и родителей), но и педагогов дошкольного образования.
Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.
В связи с этим ФГОС устанавливает новые требования к результатам освоения основной образовательной программы - формирование у ребенка универсальных учебных действий: личностных, метапредметных (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметных.
Исходя из данных требований, учителями начальных классов МБОУ «Гимназия №184» было произведено ранжирование качеств (умений), которые, по их мнению, должны быть представлены у будущих первоклассников в максимальной степени.
1
Желание пойти в школу
2
Умение слушать взрослого
3
Внимательность
4
Развитое мышление
5
Хорошая память
6
Организованность
7
Дисциплинированность
8
Хорошая речь
9
Навыки общения со сверстниками
10
Хорошее здоровье
11
Ответственность
12
Настойчивость (стремление преодолевать трудности)
13
Богатое воображение
14
Физическая выносливость
15
Умение играть
16
Умение конструировать
17
Умение читать
18
Умение считать
19
Умение писать печатными буквами
20
Умение рисовать (наличие художественных способностей необязательно)
21
Знание букв
Таким образом, мы видим, что при составлении портрета первоклассника учителя начальных классов считают наиболее приоритетным сформированность личностных УУД: прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу, ему необходимо осознавать, зачем он идёт в школу, то есть наличие познавательного интереса, понимание личностного смысла учения; осознание личной ответственности за свои поступки. Многие родители делают акцент на оценочную мотивацию, мотивацию избегания неудач и т д. Формировать познавательную мотивацию у учащихся помогает приём «Восхождения по лесенке знаний». «Школа» в переводе с латинского означает «лестница», по ступенькам которой восходит ученик. Строить эту лесенку для каждого свою, кому-то пологую, для кого-то покруче, помогает учитель. Для этого на каждом уроке обращается внимание детей на открытие новых ЗУН как подъём на новую, более высокую ступеньку.
Кроме того, по каждому предмету составляется «Лист индивидуальных достижений». (Слайд)Программные требования по предметам фиксируются в специальных таблицах и заполняются учащимися на начало и конец изучение темы. Такая фиксация достижений способствует осознанию личностного роста и развитию познавательной мотивации. Лист индивидуальных достижений хранится в портфолио ребёнка.
МетапредметныеУУД
Следующим по значимости выделяют уровень сформированности познавательных УУД (интеллектуальная зрелость), то есть развитие познавательных процессов.
Более чем пятой части первоклассников необходима помощь логопедов: у 23% детей имеются нарушения произношения, недостаточно развит фонематический слух. Желательно рекомендовать родителям занятия с логопедом, артикуляционные гимнастики. Около 20% детей имеют проблемы с мелкой моторикой рук.
ВДР показала, что пространственные представления («вправо», «влево», «над», «под», «перед», «после»), умение ориентироваться в тетради, пространственное расположение предметов на плоскости – наиболее частые ошибки допускают дети именно на эту тему. Желательно использовать приемы работы по развитию пространственных представлений детей, использовать в развивающей работе дидактические игры, создавать игровые ситуации.
Коммуникативные УУД
Коммуникативные УУД имеют огромное значение в процессе адаптации и обучения ребёнка в школе. Как наиболее важнее мы рассматриваем:
-адекватно использовать речевые средства для решения задач общения;
-умение договариваться с одноклассником при разных ситуациях в урочной и внеурочной деятельности;
-свободно высказывать свои мысли, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; (предложение по картинке на уровне перечисления)
-умение слушать учителя и одноклассников, соблюдая основные правила общения на уроке;
-аргументировать ответы на вопросы, самостоятельно формулировать вопросы
-принимать участие в коллективной беседе;
-вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем, при необходимости обращаться за помощью; (взаимопроверка)
- осуществлять совместную деятельность при работе в парах и группах.
- допускать возможность к существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказыванию других
Начиная с первых месяцев обучения в школе мы обучаем детей групповой и парной работе практически на всех уроках.
В соответствии с планом ВШК, проводилась диагностическая работа по итогам 2 триместра с целью выявления динамики развития метапредметных УУД. В диагностические работы включаются задания на выявления уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества. (Сканер работы - слайд)
Мальчики Петя, Федя, Коля, Рома и Ваня встали так, как показано на рисунке. Затем мальчики рассчитались на 1-2. Какая цифра досталась Коле? (регулятивное умение.)
Раскрась одинаково цветными карандашами изображённых мальчиков с соседом по парте (каждый выполняет работу на своих листах). (Коммуникативное умение)
Результаты показали, чтона достаточном уровне сформированы коммуникативные умения при взаимодействии в группе. Эти ученики положительно настроены на совместную деятельность, с желанием выполняют работу в группе, умеют договариваться.
Регулятивные УУД
составляют основу успешной учебной деятельности:
-развитие навыков волевой регуляции, эмоциональная зрелость (умение управлять своими эмоциональными реакциями, поведением, соблюдать нормы и правила школьной жизни, избегать межличностных конфликтов) Не сформированность данных УУД приводит к нарушению дисциплины на уроке и переменах.
-умение организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ;
- понимать и принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
-планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными задачами;
-действовать согласно предложенному или составленному плану, инструкции;
-контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
-оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
-выполнять действия проверки;
- способность контролировать отдельные шаги в процессе выполнения задания;
-адекватно оценивать результаты учебной деятельности,
-осознавать причины успеха/неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
В соответствии с планом ВШК, во 2 половине сентября проводилась входная диагностическая работа с целью выявления готовности обучения ребёнка в школе и уровня сформированности метапредметных УУД. Учащимся было предложено задание на развитие регулятивных УУД: умение действовать по предложенному плану.
Задание: на нитке нарисовать 5 бусин круглой формы разного цвета, чтобы в середине была синяя бусина.
Многие учащихся с заданием не спровились. Причины:
– не принимает и неудерживает учебную задачу;
– не умеет действовать по инструкции.
Это говорит о том, что в предшкольной подготовке воспитатели делают акцент на пошаговые инструкции и воспроизводящие действия воспитанника.
Эти трудности школьника, приступившего к обучению, имеют тенденцию к усугублению в процессе обучения. В дальнейшем дети могут испытывать затруднения при выполнении фронтальных инструкций, относящихся ко всему классу.
Можно порекомендовать воспитателям сместить акцент с одношаговых инструкций к инструкциям и правилам, содержащим два и более шага или условия.
Проверка сформированности самоконтроля.
После выполнения задания детям прочитывалась инструкция ещё раз и предлагалось проверить работу. Если ребёнок заметит ошибку, то справа сможет её исправить, выполнив задание повторно.
У многих учащихся развит навык самоконтроля, но есть дети, которые либо не видят ошибки, либо при повторном выполнении задания опять допускают ошибки.
Про первоклассников, успешно справившихся с заданиями, можно уверенно сказать, что они умеют контролировать себя: они либо периодически напоминали себе правило, либо проверяли его выполнение после выполнения задания.
Низкие результаты служат предвестником трудностей в овладении математикой (не столько арифметическими операциями, сколько умением решать задачи).
Нужно, чтобы у детей была потребность в самопроверке своей работы!!!Но ребёнок должен знать, как надо выполнять проверку, то есть план проверки! (Слайд - памятка).
Желательно создавать специальные условия для обучения детей планированию своих действий по решению практических задач (полезны занятия конструированием, собирание моделей из «лего», воспроизведение построек из строительного материала по образцу и т.п.). Полезно давать задания на составление плана предстоящей деятельности, восстановление деформированного плана действий, воспринимаемого на слух или картинный вариант.
Примеры заданий на сайте Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
Немаловажным показателем успешности учащего 1 класса является и такой показатель, как здоровье. В среднем среди всех первоклассников только у 20% детей здоровье соответствует критериям первой группы. Большинство первоклассников (68%) относятся ко второй группе здоровья. Около 60% детей имеют в медицинских картах диагнозы заболеваний, поставленных различными врачами, 9,5% – диагнозы невропатолога. У ребёнка с ослабленным здоровьем, который часто и подолгу пропускает занятия, медленнее формируются регулятивные и коммуникативные УУД, предметные ЗУН. Для повышения уровня здоровья в рамках преемственности в 1 классах проводятся динамические паузы ежедневно после 2 урока, проветривание помещений, активно используются в обучении здоровье сберегающие технологии.
Предметные ЗУН
Родители при подготовке ребенка к школе уделяют больше внимания формированию навыков чтения, письма и счета, ориентируются только на учебный процесс. Учителя же, как мы видим, более приоритетными считают метапредметные УУД, от которых и зависит формирование базовых учебных умений.
Предметные ЗУНучителя гимназии поместили в завершении списка, хотя они тоже играют немаловажную роль для успешного продвижения ребёнка. С какими проблемами нам приходится сталкиваться?
Большая часть детей не осуществляют дифференциацию понятий «звук» и «буква». Основой звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте берется звук (буква вводится как обозначение звука после знакомства со звуком); отсюда — огромное внимание к выделению звуков, звуковому анализу и синтезу, артикулированию звуков (гласный-согласный), развитию речевого слуха; в качестве единицы чтения берется слог, (слоговой, или позиционный, принцип чтения); отсюда — внимание к слоговой работе. В звуковой работе происходит решение проблемы «слияния». Чтение - это быстрый звуковой синтез, а письмо - звуковой анализ.
При формировании навыка чтения нужно уделять внимание не на количественный показатель (темп) чтения, а на качественные: осознанность, правильность, плавность чтения. Если ребёнок неправильно прочитал задание, то и результат его деятельности – ошибка при выполнении задания. (девятнадцать -12, сканер работы)
При обучении чтению необходимо проводить работу над формированием таких читательских компетенций, как умение услышать слово, лексическое значение которого ребёнку непонятно; воспитывать потребность в понимании значения слов (спросить у взрослых), расширение словарного запаса, смелость вступать в дискуссию, умение аргументированно выражать собственные мысли, своё отношение к увиденному или прочитанному. Предлагать учащимся давать полные ответы на вопросы, избегая слов «ПОТОМУ ЧТО» в начале предложения.
Работая над выразительностью, произносить фразы с разной смысловой интонацией, силой голоса, работать со скороговорками, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания. Для читающих детей – чтение вслух по слоговым таблиам с целью расширения поля чтении.
Начитанность. Эта компетенция включает в себя знание произведений из круга детского чтения. Большую помощь воспитателю и учителю здесь оказывают родители. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана прежде всего в семье. Предлагать родителям, чтобы они всегда обсуждали с детьми прочитанное произведение. (Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители пример ему!-гласит народная мудрости 18 в.)
Своевременный и тесный контакт с родителями позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению. ,
Именно семейное чтение способствует формированию личностных и познавательных УУД (мотивация, выразительность, моральные и нравственно-этические нормы и правила). Цехмейстер И. Н. разработала систему проведения занятий литературного чтения, основой которой является правило «вдумчивого чтения», представленное формулой «три П»: " переживай, представляй, понимай прочитанное! " - восприятие художественного произведения -через чувства,образыи мыслидетей. Проводить инсценировку произведений.
Я использую приём ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, где сначала ребёнок только выполняет иллюстрацию к прослушанному или прочитанному совместно со взрослым произведению. По мере развития речи, ребёнок готовит рассказ о книге, а овладев навыками письма – сначала записывает Фамилию и имя автора, название произведения, со временем- письменный отзыв о книге по определённому плану. Проводятся читательские конференций, литературные викторины и праздники, инсценировки произведений, создают книжки-малышки.
Уже в преддошкольный период возможно формирование такого регулятивного УУД, как прогнозирование (по заголовку, иллюстрации, началу произведения. Можно использоватьприём из ТРКМ «Чтение с остановками», где ребёнку нужно осознать и продолжить сюжет произведения. Это способствует развитию волевой саморегуляции, аналитической деятельности, навыкам контроля и самоконтроля, усвоению моральных норм.
Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития.
В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, обязательным этапом урока является рефлексия, где учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.
Рефлексивная деятельность связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных УУД, источником развития мотивации достижения, умения учиться.Современная педагогическая наука считает, что если ребёнок не производит рефлексию учебной деятельности, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В таком случае нельзя говорить о личностно ориентированном обучении, о реализации системно-деятельностного подхода. Таким образом, этап рефлексии является обязательным условием создания развивающей среды. Продолжительность данного этапа составляет 1-3 минуты. Вместе с тем именно на этом этапе все звенья урока соединяются в единую систему. Навыки рефлексивной деятельности можно развивать у детей в дошкольном учреждении.
Уже перед школой можно развивать у ребёнка навыки рефлексивной деятельности. Очень интересный, на мой взгляд, приёмы развития рефлексивной деятельности
«Метод пяти пальцев» не требует специального оборудования, использую с 1 класса. Ребенку достаточно знать значения каждого пальца и перечислить, загибая их по очереди, следующие моменты:
М (мизинец) –мышление. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный) –близостьцели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) –состояниедуха, настроение. Моё эмоциональное состояние?
У (указательный) –услуга,помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал?
Б (большой) –бодрость,здоровье. Что я сделал для своего здоровья?
Итак, первоклассник глазами учителя начальных классов – ребёнок с достаточным (базовом) уровнем развития познавательной мотивации и
метапредметных УУД, на основе которых он будет успешно подниматься по лесенке знаний в предметных областях.