kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Развитие временных представлений в системе математической подготовки дошкольников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этапы и задачи по формированию временных представлений у дошкольников

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Развитие временных представлений в системе математической подготовки дошкольников"»

Введение

Математическое развитие детей дошкольного возраста осуществляется как в результате приобретения ребенком знаний в повседневной жизни, так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических знаний. Именно элементарные математические знания и умения детей следует рассматривать как главное средство математического развития.

В процессе обучения у детей развивается способность точнее и полнее воспринимать окружающий мир, выделять признаки предметов и явлений, раскрывать их связи, замечать свойства, интерпретировать наблюдаемое; формируются мыслительные действия, приемы умственной деятельности, создаются внутренние условия для перехода к новым формам памяти, мышления и воображения.

Психологические экспериментальные исследования и психологический опыт свидетельствуют о том, что благодаря систематическому обучению дошкольников математике у них формируются сенсорные, персептивные, мыслительные, вербальные, мнемические и др. компоненты общих и специальных способностей.















Основная часть

1. Развитие временных представлений в системе математической подготовки дошкольников

Развитие временных представлений у дошкольников – это одна из сторон математического развития детей.

Временные представления Тамара Давидовна Рихтерман определяет, как отражение последовательности явлений, событий, действий, порядок их следования. [3]

Время – это продолжительность происходящего или существующего, измеряемое годами, месяцами, днями и т.п., последовательная смена часов, дней, лет и т.п. [4]

Методика формирования временных представлений у детей дошкольного возраста прошла длительный путь своего развития. В 17 - 18 в. вопросы содержания методов формирования представлений о времени нашли отражения в передовых педагогических системах воспитания, разработанных Я.А. Каменским, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским, Л.И. Толстым и др.

В наши дни исследованиями по вопросам восприятия времени и формирования представлений о времени занимались как зарубежные психологи и педагоги Ж. Пиаже, П. Фресс, П. Жане и др., так и отечественные К.А. Абульханова - Славская, А.А. Кроник, Ф.Н. Блехер, С.А. Рубинштейн, А.А. Люблинская, A.M. Леушина, Т.Д. Рихтерман, Ф. Чуднова, И. Кононенко, Е. Щербакова

Детям дошкольного возраста жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни. Но специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми, трудность состоит в том, что «время» является абстрактным понятием

2. Этапы и задачи по формированию временных представлений у дошкольников

В работе по формированию у детей временных представлений Тамара Давидовна Рихтерман выделяет следующие этапы:

1) знакомство детей с частями суток;

2) знакомство детей с неделей;

3) знакомство детей с месяцем;

4) знакомство детей с годом. [3]

Для более эффективной работы по формированию временных представлений необходимо выделить задачи:

Вторая младшая группа

- учить ориентироваться в контрастных частях суток: день-ночь, утро-вечер.

Средняя группа

- расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро-день-вечер-ночь);

- объяснить значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра».

Старшая группа

- дать детям представление о том, что утро, день, вечер и ночь составляют сутки;

- учить на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Подготовительная группа

- дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года;

- учить пользоваться в речи понятиями: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время»;

- развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час);

- учить определять время по часам с точностью до 1 часа. [2]































3. Методы и приемы по формированию временных представлений у дошкольников

Возрастная группа

Содержание

Методы и приемы

Вторая младшая группа

Различение детьми отдельных частей суток (утро, день, вечер, ночь)

1. Беседа о личном, конкретном опыте детей. Воспитатель упражняет детей в использовании названий частей суток, в соотнесении действий с определенным временем суток.

2. Рассматривание картинок, иллюстраций. Детям показываются картинки с изображением постоянных видов деятельности, характерных для каждой части суток, воспитатель спрашивает: «Когда это бывает?». Затем можно предложить детям выбрать из нескольких те картинки, на которых нарисовано то, что бывает в какой-либо один период суток.

3. Чтение отрывков из рассказов, стихотворений, в которых описываются характерные для данной части суток практические действия, например:

Спать пора! Уснул бычок,

Лег в коробку на бочок.

Сонный мишка лег в кровать,

Только слон не хочет спать… (А. Барто)


Средняя группа

Расширение представлений детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро-день-вечер-ночь)

1. Рассматривание картинок, которые показывают, что бывает и что делают не только сами дети, но и взрослые (школьники утром идут в школу, салют на фоне вечернего города, люди выходят вечером из театра и др.). Рассматривание с детьми серии картинок, на которых нарисовано все, что бывает, например, вечером (дети уходят из детского сада, играют дома, наблюдают вечернюю улицу с балкона и др.). Затем можно предложить детям из набора выбрать все картинки, на которых нарисовано то, что бывает днем.

2. Наглядное моделирование. Детям даются карточки – на первой карточке изображено утро: голубое небо, внизу видна часть солнечного круга с расходящимися лучами светло-желтого цвета. На второй – день: светлое голубовато-желтое небо, в верхней части светло-желтый круг солнца. Третья – вечер: серое небо, в нижней части ярко-оранжевый круг солнца без лучей. Четвертая – ночь: черное небо с месяцем и звездами. Все четыре картинки показываются детям одновременно и все вместе их рассматривают, чем они отличаются. На основе всех признаков делается заключение об изображенном времени. Затем к каждой картинке прикрепляется соответствующий по цвету квадратик: для утра – голубой, для дня – желтый, для вечера – серый, для ночи – черный. Показывая целый ряд картинок со знаками, детям предлагается отобрать те, на которых нарисовано утро, или день, или вечер, или ночью. Далее детям предлагаются только цветные знаки и по ним закрепляются названия времени суток. Цветные знаки так же можно использовать и как раздаточный материал: воспитатель показывает картинки и читает стихи, а дети, определив, в какую часть суток это бывает, поднимают соответствующий знак.

3. Беседа с целью обучения детей устанавливать последовательность частей суток с разных точек отсчета. Например, после выяснения, что бывает днем, можно спросить у детей: «Что наступит после дня? Что делают люди вечером? Кончился вечер. Что наступит после вечера?»

Старшая группа

Знакомство детей со значением слова «сутки», объяснить детям, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки; обучение детей устанавливать последовательность событий.

1. Рассматривание картинок. На доске в один ряд ставятся четыре картинки, изображающие один и тот же пейзаж в разные части суток, дети вместе с воспитателем выясняют какие части суток изображены на каждой картинке.

2. Наглядное моделирование. На экране дисплея компьютера могут демонстрироваться заготовленные фрагменты изображения в цвете характерных объективных данных: положение солнца, наличие луны, звезд на небосклоне и соответствующей цветовой освещенности земной поверхности; или деятельности, характерной для каждой части суток. Ребенок, распознав часть суток, должен нажать соответствующую функциональную клавишу, чтобы цветовым знаком обозначить опознанное время.

3. Беседа с целью закрепления понятия о сутках и о последовательности частей суток. Можно задать детям следующие вопросы: «Вспомните, что вы знаете о сутках. Какое сейчас время суток? Какие части суток бывают еще? Что наступает после вечера? Как вы узнаете, что наступила ночь? Назовите все части суток, начиная с дня».

4. Наглядное моделирование. Использование отрывного календаря. Дети легко усваивают, что листок – это день (Ф.Н. Блехер). Листки календаря размером 9*6,5 см закреплены так, чтобы их легко было снимать со стержней. На лицевой стороне каждый листок содержит цифру (число), название дня недели и месяца. Но так как еще не все дети умеют читать, каждый листок отмечен полоской соответствующего цвета, чтобы каждый день недели имел свой цвет. Запомнив соответствие цветных полосок семи дням недели, по цвету полоски календаря дети могут определить каждый день недели. Для съемных листков календаря изготовлена коробка с 18 отделениями по размеру листков (3 ряда по 6 ячеек). В ячейки нижнего ряда дети складывают последовательно листки – дни недели, по 7 листков в каждое отделение, 7 листков – 7 дней недели в каждом отделении создают у детей образ прошедшей недели. По окончании месяца подсчитывается количество недель и дней прошедшего месяца. Листки, собранные за месяц, скрепляли стопкой. На ней записывается название прошедшего месяца и укладывается стопка в первое (слева) отделение верхнего ряда, а затем точно так же заполняются и 6 отделений второго ряда. Таким образом, стопки в двух верхних рядах коробки показывают порядок следования месяцев, а в нижнем ряду – дней недели и недель. По окончании года подсчитывается количество месяцев в году, определяется порядок их следования.

Подготовительная группа

Представления детей о времени: текучесть, периодичность, необратимость, последовательность всех дней недели, месяцев, времен года. Формирование навыка регуляции деятельность во времени. Обучение детей различать длительность отдельных временных интервалов, определять время по часам.

1. Наглядное моделирование. Использование отрывного календаря (точно так же, как и старшей группе). Дети сами срывают листки с календаря и складывают из суток неделю, из недель – месяц, затем определяют место данного месяца среди других. Из месяцев постепенно и последовательно складывается год.

2. Наглядное моделирование – использование песочных часов (с помощью песочных часов детей знакомят с длительностью 1, 3, 5 и 10 минут). Ознакомление проходит в несколько занятий. В начале воспитатель дает представления об 1 минуте и демонстрирует песочные часы. На первых занятиях детям предлагается проверить, что можно успеть сделать за 1 минуту: дети выкладывают из палочек какие-либо узоры, раскладывают палочки по 10 штук, убирают все палочки по одной в коробку, рисуют палочки на клетчатой бумаге, разрезают бумагу на полоски и пр. Когда весь песок пересыплется, минута кончится, работу сразу же следует прекратить.

На следующих занятиях детям предлагается выполнить те же самые задания только при условии, что они сами закончат работу, когда им покажется, что 1 минута кончилась.

На последних занятиях детям предлагается самостоятельно наметить такой объем работы, какой можно успеть выполнить за 1 минуту (например, из трех предложенных узоров-образцов выбрать такой, который можно было бы успеть сложить за 1 минуту, или отобрать такой количество растений, которое можно успеть полить за 1 минуту и т.п.)

Ознакомление детей с длительностью 3- и 5-минутных интервалов проводится по той же методике, но сам характер работы усложняется от занятия к занятию. Если на первых занятиях дети выполняют в одном задании в течение отведенного промежутка времени однотипную работу (1 минуту вырезают квадраты), то в заданиях на 3 минуты и особенно на 5 минут производят более сложные операции: вырезают разнообразные фигуры и из них складывают узор.

Ознакомление детей с 10-минутным интервалом проводится на занятиях не по математике, а по другим видам деятельности с помощью часов-конструкторов. На занятиях по изобразительной деятельности сначала детям предлагается за 5 минут нарисовать и раскрасить вазу. Дети определяют на часах, где будет стрелка через пять минут, во время работы они следят за стрелкой. Затем за 10 минут предлагается нарисовать узор на вазе, выясняется где будет стрелка часов через 10 минут.

3. Наглядное моделирование – использование макетов часов и настенных часов с целью обучения детей определять время на часах. Детям раздаются макеты часов. Вместе с воспитателем они рассматривают часы, величину двух стрелок, определяют, что они показывают. Детям предлагается большую стрелку поставить на цифру 12, а маленькую стрелку переводить с цифры на цифру. Воспитатель просит детей вспомнить, что они делают в детском саду в то или другое время. Далее детям поясняется, что минутная стрелка, двигаясь по кругу, за 1 час проходит целый круг, а если круг разделить пополам (показывается на макете часов, прикрыв половину цветным полукругом), получатся две половины круга; половину круга стрелка проходит за полчаса.[3]











4. Игры и упражнения на развитие временных представлений у дошкольников

Формирование временных представлений довольно сложный процесс как для педагогов, так и для детей. Это трудоемкая и постепенная работа воспитателя. Чтобы детям было проще понимать и усваивать информацию, были разработаны различные игры и игровые упражнения.

Игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет.

1. Упражнение с картинками «Разложи картинки по порядку». (Утро, день, вечер, ночь)

Воспитатель: Я положу картинку, где нарисовано утро. Какие ты положишь потом? Или

Я положу картинку, где нарисована ночь. Какие ты положишь потом? И т. д.

2. Игра «Назови пропущенное слово».

- Если мы завтракаем утром, то обедаем …

- Днём ты обедаешь, а вечером …

- Если сейчас утро, то после утра будет …

- Если сейчас день, то после будет …

- Если сейчас день, то что было до этого …

3. Игра «Путешествие в утро, день, вечер, ночь» (Ф.Н. Блехер)

Дети отправляются в путешествие по частям суток. Попадая в одну из частей суток, дети рассказывают, что люди (звери, птицы) делают в данное время суток. Можно создать игровую ситуацию. Например, Незнайка заблудился в частях суток. Дети помогают ему выбраться.

4. Игра «Когда это бывает?»

У детей карточки, на которых изображены картинки из жизни, относящиеся к определённому времени суток. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, затем называет определённое время суток, например, вечер. Дети, у которых есть соответствующая картинка, должны поднять карточку и рассказать, почему они считают, что это вечер. За правильный рассказ ребёнок получает фишку. Фишки могут быть разного цвета: утро − розовая, день − жёлтая, вечер − серая, ночь − чёрная.

Игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.

1. Игра «Когда это бывает?»

2. Игра «Назови пропущенное слово».

3. Игра «Что мы делаем?»

Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает показать детям, что они делают утром. Играющие изображают разные действия, но не называют их. Задача ведущего − угадать, что изображают играющие. Затем игра продолжается, но вопрос задаётся о других частях суток.

Усложнение: отгадывает не взрослый, а один из детей.

4. Игра «Назови соседей».

Ребёнку предлагается назвать соседей частей суток. Например, назови соседей утра. (У части суток − утра соседи − ночь и день, потому что до утра − ночь, а после утра − день.) И т. д. [3]





















Заключение

Приобретая математические представления, ребёнок получает необходимый чувственный опыт ориентировки в разнообразных свойствах предметов и отношений между ними, овладевает способами и приёмами познания, применяет сформированные в ходе обучения знания и навыки на практике. Это создаёт предпосылки для возникновения материалистического миропонимания, связывает обучение с окружающей жизнью, воспитывает положительные личностные черты.

В ходе своей работы я дала определение временным представлениям, расписала задачи в каждой возрастной группе, описала методы и приемы работы по формированию временных представлений дошкольников. В результате можно сделать следующий вывод – в процессе формирования временных представлений дети должны иметь представления о частях суток, их названиях, последовательности; о порядке следования дней недели; о месяцах года и порядке их следования; о времени года, их характерных признаках.


















Список используемой литературы

1. Новикова В. П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. - М.: Мозаика – Синтез, 2003.

2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

3. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991.

4. Толковый словарь русского языка, [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vedu.ru/expdic, (дата обращения 15.12.2016)

12



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бобина Мария Евгеньевна

Дата: 02.06.2021

Номер свидетельства: 582398


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства