Просмотр содержимого документа
«Статья "Развитие связной речи в процессе нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста"»
Развитиесвязнойречивпроцессенравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
В последние годы идея воспитания патриотизма приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Воспитание любви к своей Родине, к своему краю – задача чрезвычайно важная и сложная. Особенно, когда она становится применительно к детям дошкольного возраста. Дошкольный возраст имеет потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.
Воспитание гражданственности и патриотизма в детском саду является одной их основных задач дошкольного воспитания. И проблема патриотического воспитания подрастающего поколения наиболее актуальна в настоящее время. Этому свидетельствует нестабильная обстановка в социальной, экономической, политической и конечно же культурно- нравственной сферах. Изменились и отношения людей к истории своей страны, к событиям, происходящим на ее просторах, с возникновением экономического кризиса появилась неуверенность в завтрашнем дне, вследствие чего обесцениваются нравственные устои. Наблюдается рост национального самосознания, уделяется большое внимание сохранению и развитию национальных культур и языков, возрождение народных традиций, религиозных верований, что в свою очередь часто приводит в такой многонациональной стране, как Россия, к межэтническим и межнациональным конфликтам.
Патриотизм – это любовь к Родине, природе, людям, культуре своего народа. Патриотизм как личностное образование включает в себя в привязанность, сочувствие, сопереживание, ответственность и другие качества, без которых человек не может состояться как личность. Чувство патриотизма как многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности, совсем окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства страны.
Каждый человек рождается в определенной среде, он биологически связан с матерью, которая стремиться создать для него условия эмоционального благополучия, спокойствия. Поэтому основы патриотического воспитания закладываются с самого раннего возраста, прежде всего, в семье. Жизнь в определенной среде позволяет ребенку «впитывать» культуру своего народа: с детства он слышит родную речь, колыбельные песни, которые поет мама, сказки; он играет в народные игры, следует народным традициям и обычаям. Поэтому чувство любви к Родине и своему народу начинается с любви к родному дому. Родной дом – сложное и многогранное понятие. Оно включает в себя: семью, где ребенок родился и вырос; атмосферу домашнего очага, которая во многом определяется семейными традициями; дом, в котором он живет; его первых друзей; окружающую природу. Образ родного дома в самом начале связан для ребенка с членами семьи, и, прежде всего с матерью. Родной дом – это и квартира, где живет ребенок, и дом, в котором она находится. Поэтому с детства необходимо формировать у каждого ребенка личностное отношение к дому как к общечеловеческой ценности.
Самым главным в нравственном воспитании, является приобщение ребенка к культуре своего народа, так как воспитание личности в ребенке возможно только через приобщение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к историческому наследию воспитывает уважение. Гордость за мир и землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие родителя и ребенка способствует развитию эмоционального. Бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению семейных ценностей. Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. С младенчества ребенок слышит родной язык. Песни матери, сказки открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством это трудолюбие, дружбу, взаимопомощь.
У каждого народа свои сказки, и все они по-своему, со свойственными данному народу колориту передают от поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ. «Это первые блестящие попытки русской народной педагогики» - писал К.Д. Ушинский. Загадки, пословицы, поговорки – это жемчужины народной мудрости, воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром. Он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный опыт. В силу своей способности к подражанию, и из доверия к взрослому, дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т.д – во всем проявляется их отношение к жизни, которое постепенно воспитывает чувства ребенка.
Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники чувашского народа.
Большой интерес вызывает совместная деятельность детей и родителей в составлении карты ближайшего маршрута от дома до детского сада. При этом дети запоминают адрес детского сада, свой домашний адрес, уточняют правила безопасного поведения на улице Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется – это район и область в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами. Особенно ценным является участие родителей и других близких родственников этих экскурсиях.
При ознакомлении детей с трудом взрослых очень важно показать им общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично к какому-то человеку, но и всей стране. Наиболее наглядно это можно сделать, рассказывая о труде хлебороба. Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости помогает воспитывать гордость за человека – труженика. В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию.
Любить Родину – это знать ее. Что может знать о своей стране ребенок, какие знания нужны ему, чтобы первое чувство любви к отечеству стало осознанным и прочным? Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины. Примеры трудовых подвигов людей во имя благополучия и славы Родины. Примеры трудовых подвигов людей во имя благополучия и слава Родины, традиции, с которыми педагог знакомит детей, помогает им осознать патриотизм, как чувство, проявляющееся каждодневно. Очень важно для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Обращение к литературе, искусству прошлого, также, как и к истории, — это обращение к прошлому своего народа.
Библиографический список
Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания – родителям // Дошкольное воспитание.2003. №1. С.82-92
Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями
//Дошкольное воспитание.2004. №1-с. 60-68.
Комратова Н, Г., Грибова Л,Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. Методическое пособие, М.2007.