Просмотр содержимого документа
«Статья "Развитие чувства ритма у дошкольников посредством творческого музицирования"»
Развитие чувства ритма у дошкольников посредством творческого музицирования.
Практика работы в детском саду показывает, что у многих современных детей наблюдается низкая двигательная активность, у них нарушена координация движений, недостаточно сформирована ориентировка в пространстве, слабо развита общая моторика. Кроме того, мною выявлена несформированность у детей таких личностных качеств, как коммуникативность, самостоятельность, инициативность. Это можно связать с увлечением подрастающего поколения компьютерными технологиями, а также с различными электронными средствами коммуникации. Я считаю, что многие дети большое количество времени проводят в статичной позе, сидя с телефоном или планшетом в руках или у телевизора.
Анализируя материалы диагностического обследования по музыкальному развитию детей за последние несколько лет, я сделала вывод о том, что результаты раздела «Развитие чувства ритма» становятся хуже год от года. Тем не менее, чувство ритма – это важнейший компонент как музыкального, так и личностного развития ребёнка. Овладение этим качеством имеет большое значение не только для формирования у него определённых музыкальных способностей, но и для гармоничного существования в социуме.
Известными педагогами-музыкантами (Н.А. Метлов, О.П.Радынова) доказано, что ритм благотворно влияет на многие области развития ребёнка - физическую, интеллектуально-познавательную, изобразительную, речевую.
Кроме того, деятельность по развитию чувства ритма помогает развивать такие интегративные качества ребёнка, как: любознательность, активность, эмоционально - отзывчивость, овладение различными способами общения.
Опираясь на то, что игра для ребёнка-дошкольника является ведущим видом деятельности, всю работа по развитию у детей-дошкольников чувства ритма выстраивается в форме игры. Существует много подходов в этом направлении. Но, на мой взгляд, наиболее эффективно развитие чувства ритма у детей происходит в процессе творческого музицирования. Такая организация педагогического процесса способна решить целый комплекс задач. Во-первых -образовательные. Самые главные из них - дать детям представление о метроритмической организации музыки, познакомить в непосредственно практической деятельности с элементарными понятиями музыки (темп, сильная и слабая доля, длительности, пауза и т.д.); знакомство и освоение детских музыкальных инструментов, познакомить детей с жанровой принадлежностью музыки, различных дидактических пособий. Здесь же решаются и развивающие задачи: развивать остроту слуха, чувство коллективного музицирования, творческого моделирования и самовыражения, активности и импровизационных способностей.
В ходе этой работы у детей формировалась ценность таких понятий как эмпатия, чувство коллективизма, радость за успехи другого человека - всё это является важной составляющей воспитательных задач.
Вся работа по развитию у ребёнка чувства ритма ведётся в соответствии с реализуемой мной программой музыкального воспитания в детском саду «Ладушки» И.Каплуновой и И.Новоскольцевой. Здесь существует специальный раздел - «Развитие чувства ритма, музицирование». Поскольку программа носит вариативный характер и допускает внесение педагогом дополнений и изменений, мы, наряду с предложенным материалом используем методы, приёмы из других методик и технологий по развитию чувства ритма, которые считаем эффективными в работе по данному направлению. Большую помощь здесь нам оказывают такие музыкальные технологии, как «Элементарное музицирование с дошкольниками» Э.Тютюнниковой и её методические пособия «Заводные макароны» и «Бим! Бам! Бом!»; технология «Музыка с мамой» Сергея и Екатерины Железновых; методическое пособие «Этот удивительный ритм» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой; «Ритмическая мозаика» Н. Бурениной; кроме того, применяем в своей работе элементы музыкальной педагогики Карла Орфа.
Систематизируя весь материал по данному направлению, я условно распределила его на два раздела, в каждом из которых содержится несколько компонентов.
Первый раздел - это игры на освоение музыкальной грамоты, или, сказать по-другому, изучение музыкального языка (ритма).
Работа по данному направлению обычно начинается со словесно - ритмических игр.
- Игры с именами
* «Назови и прохлопай своё имя» (в соответствии со слогами)
* «Назови и прохлопай своё имя ласково»
* «Угадай своё имя по хлопкам».
* «Назови и прохлопай имя своего друга»
* «Придумай ритмичные движения к своему имени»
Хлопки часто заменяются другими движениями - притопами, ударами кулачка по кулачку, шлепками и т.д.
- Игры по типу «Вопрос - ответ»
(педагог задаёт вопрос, а ребёнок с помощью звучащих жестов и речевых формул должен на него ответить).
- Ритмическое озвучивание стихов
* Отхлопывать по показу педагога сильную долю, метр, ритм стихотворения. Можно добавить к хлопкам комбинацию из звучащих жестов (хлопки, шлепки).
Другой вид работы в данном направлении - ритмические игры с предметами. Здесь применяются игры и упражнения:
- с деревянными палочками, кубиками, картинками;
(прохлопать, простучать то, что изображено на картинке в соответствии со слогами и логическим ударением, выделяя ударение более долгим звуком).
- использовали приём «ритмическое эхо»;
С детьми 5-и лет можно начинать работу по ознакомлению с длительностями. Эта деятельность включает в себя формирование у детей следующих понятий:
двудольный, трёхдольный метр; сильная и слабая доля; освоение длительностей; знакомство с паузой.
Завершающим этапом работы с детьми по данному разделу является развитие умений по чтению ритмических цепочек и партитур.
Сначала осваиваются с детьми одноголосные партитуры, потом постепенно можно переходить к простейшим двухголосным. Возможно исполнение ритмических формул с ускорением темпа. Также целесообразно использовать приём построения «живых» ритмоформул. В дальнейшем дети могут сами придумывать ритмические цепочки для исполнения другими детьми. Кроме того, необходимо учить детей выкладывать и узнавать на слух ритм знакомых песенок-попевок.
Творческий уровень освоения детьми музыкальной грамоты включает ритмические игры с музыкальными инструментами (отстукивание на музыкальных инструментах метра музыки; сказки-шумелки; озвучивание песенок-потешек; ритмическое иллюстрирование с помощью детских музыкальных инструментов произведений классического и народного репертуара; исполнение несложных музыкальных произведений по графическим партитурам).
Второй раздел - это игры, направленные на восприятие и воспроизведение ритма в движении.Этот раздел тоже включает в себя несколько компонентов:
Игры со звучащими жестами (ладошками, щелчками, шлепками, притопами.
Игровой массаж (выполнение массирующих движений в соответствии с ритмом стихотворения); использовали как самомассаж и массаж в парах;
Логоритмические игры, где ритмичное выполнение движений вместе с проговариванием текста направлено на отработку определённых звуковых навыков и закрепление правильного звукопроизношения.
Пальчиковые игры в которых определённые движения пальчиками должны соответствовать ритму стихотворения или музыкальному сопровождению;
Ритмические танцы
Ритмические игры; в правилах этих игр определено задание по воспроизведению или придумыванию определённого ритма.
Работа в этом направлении приносит свои результаты, которые отражаются диагностике музыкально-ритмическому развитию детей в конце года.
Дети с большим удовольствием изучают, а затем и придумывают свои тритмоформулы, организовывают чаще мини-концерты, оркестры в свободное время в группе. Объединяются в единое целое, учатся распределять роли между собой, находят общий язык друг с другом. А значит, у них средствами творческого музицирования происходит формирование таких личностных качеств, как раскрепощённость, активность, инициативность, творческое самовыражение.