Статья "Организация работы педагога-психолога с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи в группах компенсирующей направленности"
Статья "Организация работы педагога-психолога с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи в группах компенсирующей направленности"
Не существует речевых расстройств, при которых вследствие межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения.
Отклонения в речевом развитии влекут за собой за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка. У детей групп компенсирующей направленности для детей с ТНР при нормальном интеллекте зачастую наблюдается:
1. Снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности.
2. Недостаточная ориентировка в фактах и явлениях окружающей действительности.
3. Обеднённость и примитивизм содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности.
4. Непродуктивная поведенческая тактика.
5. Нарушения в эмоционально-волевой сфере: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.
Дети с нарушениями речи нуждаются в психологической помощи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Организация работы педагога-психолога с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи в группах компенсирующей направленности"»
Организация работы педагога-психолога с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи в группах компенсирующей направленности.
Не существует речевых расстройств, при которых вследствие межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения.
Отклонения в речевом развитии влекут за собой за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка. У детей групп компенсирующей направленности для детей с ТНР при нормальном интеллекте зачастую наблюдается:
1. Снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности.
2. Недостаточная ориентировка в фактах и явлениях окружающей действительности.
3. Обеднённость и примитивизм содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности.
4. Непродуктивная поведенческая тактика.
5. Нарушения в эмоционально-волевой сфере: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.
Дети с нарушениями речи нуждаются в психологической помощи. Такая помощь непременно включает в себя психодиагностику и различные методы воздействия: психокоррекцию, психотерапию, психоконсультирование, психопрофилактику и др.
Развитие детей с алалией, афазией, дизартрией, анартрией, заиканием и другими тяжелыми речевыми нарушениями являются отягощающими для психического развития в целом.
Нарушение речи или ее полное отсутствие является предпосылкой к возникновению нарушений развития познавательной сферы;
создает трудности для развития эмоционально-волевой сферы;
выступает как психотравмирующий фактор и провоцирует создание коммуникативного барьера, снижающий возможности успешной адаптации его как в группе сверстников, так и при установлении отношений со значимыми взрослыми (родителями, воспитателями);
переживания, связанные с затруднениями в общении, формируют у ребенка с нарушениями речевого развития чувство неполноценности.
Характеристика развития познавательных процессов детей с нарушениями речи:
Нарушение фонематического восприятия (искажает понимание слов);
Нарушение зрительного восприятия (недостаточная сформированность целостного образа предмета; примеривание, вместо соотнесения);
Нарушение формирование пространственного восприятие (понятия «слева», «справа»);
Нарушение слуховой памяти и восприятия, провоцируют трудности понимания, двух и трех сложных инструкции;
Низкий уровень произвольного внимания проявляется, как неспособность, достаточное время сосредоточится. на выполнении задания;
Низкий темп деятельности – за счет распределение внимания между речью и практическим действием.
Характеристика развития эмоционально волевой сферы детей с нарушениями речи:
Инфантилизм;
Эмоциональная лабильность;
Все виды контроля за деятельностью (упреждающий, текущий и последующий) часто являются несформированными или значительно нарушенным;
Психофизическая расторможенность;
Нарушения самоорганизации;
Отсутствие устойчивого интереса к заданию.
Характеристика коммуникативной деятельности детей с нарушениями речи:
Невысокий уровень развития игровой деятельности: (бедность сюжета, процессуальный характер игры, низкая речевая активность);
Крайняя возбудимость (в связи с чем, игры, не контролируемые воспитателем, обретают порой весьма неорганизованные формы);
Недостаточная сформированность навыков совместной деятельности (дети данной категории вообще не могут занять себя каким – либо делом);
Преобладает ситуативно-деловая форма общения (что характерно для нормально развивающихся детей 2 - 4 летного возраста);
Не сформирована культура общения (они фамильярны со взрослыми, у них отсутствует чувство дистанции, интонации часто крикливы, резки, они назойливы в своих требованиях).
Таким образом, комплекс нарушений речевого и когнитивного развития у детей с тяжелой речевой патологией препятствует становлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может приводить к изоляции их в коллективе сверстников. В связи с этим требуется специальная работа по коррекции и развитию всех компонентов речевой, познавательной и коммуникативной деятельности в целях оптимальной и эффективной адаптации детей с выраженными нарушениями речи к условиям и требованиям социума.
Коррекция познавательной сферы направлена на формирование познавательной мотивации, развитие познавательных психических процессов, тренировку интеллектуальных функций и способов умственной деятельности, преодоление синдрома дефицита внимания, выработку когнитивных стилей.
Коррекция эмоционально-волевой сферы — это развитие произвольности психических процессов, формирование целеполагания, мотивации, осмысленности и рефлексивности поведения, преодоление незавершенности действий ребенка, снижение психоэмоционального напряжения, дезактуализацией фрустрированных потребностей ребенка, разрушением аффективных образа мира и стереотипов поведения, оздоровлением социальной среды. Она предполагает развитие социальных эмоций и способов безопасного эмоционального реагирования и формирование навыков эмоционального контроля поведения у ребенка.
Коррекция коммуникативной сферы заключается в принятии себя, формировании адекватной самооценки, уменьшении агрессии в межличностных отношениях; улучшении коммуникативных качеств личности: появления активности и самостоятельности; приобретении навыков конструктивного поведения.
Алгоритм коррекционной и развивающей работы:
четкая формулировка цели коррекционной и развивающей работы;
определение круга решаемых задач;
определение методологии и содержания работы;
выбор стратегии и тактики проведения психокоррекционной и развивающей работы;
определение формы работы (групповая, индивидуальная или смешанная);
отбор методик и техник для работы с ребенком;
определение общего времени и графика встреч;
подготовка оборудования;
определение критериев эффективности психокоррекционных и развивающих мероприятий.
Коррекционно-развивающие занятия с детьми проводятся в кабинете педагога-психолога и в групповой комнате. В кабинете педагога-психолога проводятся подгрупповые и индивидуальные занятия.
Показания к включению детей в занятия :
коррекция и развитие познавательной сферы, мотивация к обучению;
коррекция игровой деятельности;
развитие речевого и невербального общения;
расширение жизненного опыта детей с ЗПР;
личностное развитие;
развитие сенсорных способностей;
развитие произвольности;
психоэмоциональная разгрузка;
адаптационные расстройства.
Методика коррекционной работы основана на поэтапном включении и синхронизации всех сенсорных потоков через различные виды стимулирующего воздействия и, что особенно важно, самостоятельной деятельности ребёнка.
Ещё Л. С. Выготский обратил внимание на то, что в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. Он придавал решающее значение процессу восприятия для развития речи, считая, что ребёнок может говорить и мыслить только, воспринимая: «Развитие восприятия различной модальности создаёт ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь».
Поэтому первые занятия должны быть посвящены выработке тактильных и кинестетических ощущений.
Пуфик-кресло с гранулами (гранулы, наполняющие его, оказывают мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа).
Игровой сухой бассейн (оказывает расслабляющий эффект, а также стимулирует тактильные ощущения, помогают восприятию пространства и своего тела в нем).
Музыкальный центр и набор музыкальных дисков для релаксационных занятий.
Занятия с педагогом-психологом способствуют решению различных психологических проблем в развитии сенсорно-перцептивной, психомоторной сферы, познавательных процессов, коммуникативной сферы, гармонизации и развитию эмоционально-волевой сферы, коррекции неадекватных форм поведения, развитию речи.
Заключение
У детей с речевыми нарушениями по сравнению с возрастной нормой наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в ее структуру процессов: меньший объем запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развернутая связная речь.
Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения и др.
Психокоррекционная работа с такими детьми должна включать комплекс мероприятий, направленных на устранение неблагоприятного воздействия указанных выше социальных факторов, на улучшение общего психического состояния ребенка, на формирование у него интереса к речевому общению и необходимых навыков поведения, на организацию правильного речевого воспитания. Эффективность психолого-педагогической коррекции будет во многом определяться специальными занятиями с ребенком.
При организации коррекционно-педагогической помощи детям с тяжелыми речевыми нарушениями необходимо следовать принципу комплексности и взаимодополнительности медицинских, психологических и педагогических методов воздействия.
Список использованных источников
1. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. - М.: «Книголюб» 2014.
2. Ковалец И.В. Азбука эмоций: практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. - Изд-во «Владос», 2015.
3. Куражева Н.Ю. Программа психолого-педагогических занятий для детей 5-6 лет «Цветик семицветик». - Изд-во «Речь», С.-Петербург, 2017.
4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - Издательство: М.: Генезис, 2016.
5. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. Психологический практикум. - М.: «Книголюб», 2016.