kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья на тему : "ВОЗМОЖНОСТИ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети с особыми образовательными потребностями особенно нуждаются в индивидуальной коррекционно-развивающей программе и разработке маршрута ее освоения. Данная статья содержит описание модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ЗПР.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему : "ВОЗМОЖНОСТИ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Бурлуцкая Дарья Сергеевна

(г. Оренбург)


ВОЗМОЖНОСТИ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ


Аннотация

Каждый ребенок с ЗПР уникален и индивидуален в своем развитии и ему необходим собственный маршрут психолого-педагогического сопровождения. Индивидуализация процессов обучения и коррекции, что и есть психолого-педагогическое сопровождение может являться эффективной возможностью нормализации развития дошкольников с ЗПР.

Ключевые слова: индивидуализация, задержка психического развития, обучение, коррекционно-развивающая работа, психолого-педагогическое сопровождение.

Key words: individualization, mental retardation, training, correctional and developmental work, psychological and pedagogical support.


В настоящее время число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, растет. По данным Росстата, общая численность детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в России в 2016 году составляла 617 тыс. человек, в 2017 году она равнялась 636 тыс. детей, в 2018 году - 651 тыс. детей, а к 1 января 2019 года - 670 тыс. детей. В структуре болезней детей с инвалидностью и ОВЗ 24,3% случаев составляют психические расстройства и расстройства поведения, 23,2% - болезни нервной системы [14]. К категории детей с ОВЗ можно отнести задержку психического развития (далее ЗПР). Образование детей с ЗПР в детском саду может быть организовано как совместно с другими обучающимися (инклюзивное образование), так и в отдельных группах или отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Независимо от того как осуществляется образование детей с ЗПР остро стоит вопрос о необходимости индивидуализации воспитания и обучения каждого ребёнка. Дети с особыми образовательными потребностями особенно нуждаются в индивидуальной коррекционно-развивающей программе и разработке маршрута ее освоения.

ЗПР психиатры относят к классу маловыраженных отклонений психического развития, которое характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности, обусловленным недоразвитием речи и мышления, а также присутствием расстройств в эмоционально-волевой и личностной сферах [4]. Кроме того, для ЗПР типичны устойчивая интеллектуальная недостаточность легкой степени и обратимость развития с неярко выраженной устремленностью к компенсации в условиях специализированного обучения и грамотного воспитания.

Содержание термина «индивидуализация» многозначно и, несмотря на его частое использование, достаточно размыто: как синоним индивидуального подхода индивидуализация рассматривается и как подход в обучении, и как самостоятельный процесс.

В своем исследовании мы предположили, что индивидуализация обучения в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ЗПР позволит приблизить к норме эмоциональную сферу их отклонений. Следовательно, входная диагностика направлена на выявление различий в эмоциональной сфере детей с ЗПР и нормы развития. А также показывает индивидуальные особенности отклонений каждого ребенка с ЗПР. Исходя из результатов контрольной диагностики, по завершению экспериментальной работы, мы определим эффективность психолого-педагогического сопровождения для каждого ребенка с ЗПР. Контрольная диагностика выполнена по тому же диагностическому инструментарию.

Для диагностики эмоциональной сферы детей нами была выбрана методика Л.П. Стрелковой. Полная авторская диагностика состоит из 5 задания. Для составления индивидуальной характеристики эмоциональной сферы детей с ЗПР достаточно трех заданий. К тому же 4 и 5 задание затруднительны для выполнения детьми с отклонениями в развитии.

Диагностика эмоциональной сферы детей контрольной группы показала следующие результаты:

- у 8 детей из 8 сильно выражены эмоции;

- детей со средним и низким уровнем развития эмоциональной сферы нет.

Диагностика эмоциональной сферы детей экспериментальной группы показала, что:

- у 8 детей из 8 сильно выражены эмоции;

- детей со средним и низким уровнем развития эмоциональной сферы также нет.

Дети экспериментальной группы дали на 25 положительных ответов меньше, чем дети контрольной группы. Это показывает незначительное отставание в эмоциональной сфере детей с ЗПР от нормы развития. На этапе входящей диагностики этот результат был 115 единиц. Следовательно, разрыв сократился на 90 положительных ответов и это доказывает результативность нашей модели индивидуализации психолого-педагогического сопровождения дошкольника с ЗПР.

Мы изучили особенности эмоциональной сферы детей экспериментальной группы и выявили свойственные общие для всех отклонения и индивидуальные. На основе данных мы разработали модель психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ЗПР. Модель состоит из комплекса фронтальных занятий для всех детей экспериментальной группы и комплекса автодидактических заданий, игр и упражнений, разработанных индивидуально для каждого ребенка. Задачи для индивидуальной работы были составлены на основе данных диагностики. Тематику упражнений и заданий, подбирали с учетом индивидуальных интересов и направленности детей.

Комплекс фронтальных занятий содержит 39 занятий. По 1 занятию в неделю. Все занятия разбиты на 4 блока, в соответствие с задачами.

Вводное занятие: Базовые эмоции

Задачи фронтальных занятий

Темы занятий

Развивать мимическое и пантомимикой проявление эмоций при построении речи


Театральная мастерская - 1

Театральная мастерская - 2

Театральная мастерская - 3

Мимика, жест, пантомимы

Сказка «Теремок»

Формировать интонационную выразительность речи детей с ЗПР

Выразительность речи

Театральная страна

Занятие по сказке «Волк и козлята»

Занятие по сказке «Три медведя»

Занятие по сказке Волк и лиса»

Занятие по сказке «Заюшкина избушка»

Путешествие по сказкам

Учить детей правильно воспринимать графическое изображение эмоций

Эмоции

Рисуем эмоции

Такие разные эмоции

Развивать умение адекватно выражать свои эмоции


Ралость. Грусть

Веселый – грустный

Радость - 1

Радость - 2

Радость - 3

Радость - 4

Страх-1

Страх - 2

Страх - 3

Гнев - 1

Гнев– 2

Гнев - 3

Гнев - 4

Вина - 1

Вина – 2

Интерес

Удивление - 1

Удивление - 2

Горе

Испуг

Робкий – смелый

Эмпатия

Заключительное занятие: Закрепление знаний о чувствах


Тематика занятий распланирована по месяцам. Занятия менее объемные и простые для понимания детьми запланированы на начало учебного года. Затем идут более сложные. Соответственно педагогический процесс выстроен с учетом общедидактического принципа от простого к сложному.

На фронтальных занятиях педагог рассказывает детям про каждую конкретную эмоцию и показывает способы адекватного их выражения. Также показывает приемы избавления от гнева и страха. Занятия по интонационной выразительности речи построены на основе изучения художественных произведений (сказок), которые хорошо знакомы детям. С группой детей педагог разыгрывает эти сказки по ролям и тем самым учит пользоваться интонацией голоса. Большее количество занятий приходится на развивать умение адекватно выражать свои эмоции, так как эта тема наиболее значимая и требующая не только знаний но и практики.

Задачи для индивидуальной работы были составлены на основе данных диагностики. Тематику этюдов, упражнений и заданий, подбирали с учетом индивидуальных интересов и направленности детей.

Некоторые упражнения, такие как «Через стекло», сочетают мимику и пантомимику, потому как эти два действия практически неотделимы друг от друга. Такие задания как «Щенок» составлены по принципу Монтессори-технологии, потому что содержать контроль ошибок и тем самым позволяют ребенку заниматься самостоятельно в любое свободное время. Работа по знакомству с таким заданием проходит в три этапа, что так же напоминает трехступенчатый урок в Монтессори-технологии. Упражнения и этюды типа «Загадки-пантомимы», «Диалоги-пантомимы» выполняются на начальном этапе ознакомления педагогом, а затем ребенком. В игре «Маски» также присутствует две задачи – показать эмоцию мимикой и назвать ее глядя на схематическое изображение.

Таким образом, получилась индивидуальная программа развития для каждого ребенка. Описание этюдов, заданий, игр и упражнений так же содержатся в нашей модели



Литература

  1. Авдулова Т.П., Гавриченко О.В., Григорович Л.А. и др. «Психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС ДО». – ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2016.

  2. Волков, Б. С. Психическое развитие ребенка до поступления в школу: детская психология / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – М.: Кноракс, 2008.

  3. Ильиных А. В. Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] / А. В. Ильиных, Н. К. Новоселова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2015. – № 1

  4. Ковалева Т.М. «Тьюторская деятельность  как антропопрактика: между индивидуальной образовательной траекторией и индивидуальной образовательной программой» // Гуманитарный альманах. - Новосибирск: НГУЭУ, №3, 2017.

  5. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений: Л.В.Михайлова-Свирская «Индивидуализация образования детей дошкольного возраста» / издательство Москва "Просвещение" 2015.

  6. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. «Педагогика поддержки. Учебно-методическое пособие». – М.: Мирос, 2003.

  7. Орлова Д. «Большая книга Монтессори». – Спб.: Прайм-Еврознак, 2007.

  8. Первушина О.Н. Общая психология: Методические рекомендации. - М., 2003.

  9. Розин В.М. Конституирование и природа индивидуализации. - Московский педагогический государственный университет, 2014.

  10. Свирская Л.В. Индивидуализация образования: правильный старт: учебно-методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: Обруч, 2011.

  11. Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития.— М.: Педагогика, 2001.

  12. https://tass.ru/obschestvo


































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бурлуцкая Дарья Сергеевна

Дата: 11.01.2023

Номер свидетельства: 622799


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства