kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья на тему: «Построение предметно-пространственной развивающей среды по экологическому воспитанию в подготовительной группе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном мире проблемы экологической среды приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему Построение ППРС по экологическому воспитанию»

Статья на тему: «Построение предметно-пространственной развивающей среды по экологическому воспитанию в подготовительной группе»

Пояснительная записка


Нет такой стороны воспитания, на которую

обстановка не оказывала бы влияния,

нет способности, которая не находилась бы

в прямой зависимости от непосредственно

окружающего ребенка конкретного мира…

Тот, кому удается создать такую обстановку,

облегчит свой трудв высшей степени.

Среди нее ребенок будет жить-развиваться

собственной самодовлеющей жизнью,

его духовный рост будет совершаться

из самого себя, от природы…

Е.И. Тихеева

Актуальность

В современном мире проблемы экологической среды приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения планеты Земля. Первостепенное значение при этом должно придаваться экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.

Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

Цель: формировать положительное отношение к природе, воспитывать заботливое отношение к природе, сформировать экологические знания, научить детей любить и беречь природу.

Задачи:

1. Обогащать представление детей о растениях, животных, человеке, а также об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении.

2.Развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний детей в процессе обращения с природой.

3. Привлекать детей по уходу за растениями в уголке природы.

При организации экологического центра учитывались требования СаНПиН, а также опирались на принципы В. А. Петровского, которые отражены в «Концепции построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования».

Учитывали следующие принципы:

  1. Принцип доступности (все оборудование, пособия, материалы, игры, игрушки находятся в свободном доступе детей, находится на уровне ребенка.)

  2. Принцип безопасности. Предметно-пространственная среда мебель соответствует росту и возрасту экологического центра соответствует всем требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Согласно СанПину (все надежно закреплено, выполнено из легких, неопасных, натуральных материалов.)


  1. Принцип мобильности (оборудование легко переносится, трансформируется, среда может меняется в зависимости от образовательной ситуации, интересов, возможностей детей)

  2. Принцип многофункциональности (оборудование эко.центра можно использовать в разных видах деятельности: для игр, опытов, экспериментов, в творческой , трудовой деятельности).

  3. Принцип насыщенности (насыщенность эко. центра соответствует возрастным возможностям детей и содержанию программы. Вцентре имеются различные материалы:дидактические игры, пособия, плакаты, оборудование для опытов и экспериментов.

  4. Принцип вариативности ( в эко. центре имеется пространство для проведения опытов и экспериментов, место для рассматривания познавательной литературы, проведения игр, Материал периодически меняется в зависимости от темы недели. Появление новых пособий стимулирует познавательную и исследовательскую деятельность.)


В группе создали предметно-пространственную развивающую среду в соответствии с программой «Радуга» (С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В.Соловьева, Е.А. Ежканова), ее задачами всестороннего развития ребенка.


В нашей дошкольной группе познавательно-экологический центр расположен в специально оборудованной комнате, туда входят: уголок природы, мини-лаборатория, мини-библиотека.

Подбор и размещение объектов в нашем в экологическом центре осуществляем в соответствии с возрастом, руководствуясь Программой воспитания в дошкольных группах и Санитарными Правилами и Нормами.


Оснащение экологического центра

Уголок природы в нашей возрастной группе эстетически оформлен и оснащен разными материалами и пособиями.

В связи с тем, что Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 п.6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещены только растения. 

Комнатные растения, которые представлены в природном уголке - безопасны, подобраны с учетом возрастных особенностей воспитанников, разных климатических зон, с разнообразными типами стеблей, с различным расположением листьев.

А так же здесь находятся все необходимые инструменты по уходу за ними (лейки, опрыскиватели, палочки для рыхления, салфетки и щетки для протирания пыли с листьев...)

Уголок природы в нашей возрастной группе эстетически оформлен и оснащен такими материалами и пособиями. Например:

  • дидактическими играми экологического содержания

  • моделями «Насекомые», «Рыбы», «Птицы», и т.д.);

  • макетами природных и климатических зон(«Север», «Юг», «Лес»)

  • коллекциями семян, насекомых, камней, ракушек

  • гербарии, поделки из природного материала;

  • аудиозаписи со звуками природы.

  • плакаты

 Календарь природы: 

  • 1.Картина сезона, модели года, суток.

  • 2.Календарь погоды на каждый месяц, где дети схематично отмечают состояние погоды на каждый день.

  • 3.Календарь наблюдения за птицами – ежедневно схематично отмечают  птиц, которых видели.

  • 4.Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года».

  • 5.Дневник наблюдений – зарисовывают опыты, эксперименты, наблюдения.

В мини-лаборатории имеется всё необходимое оборудование для проведения опытов

В мини-библиотеке, представлены детские экологические книги, журналы, географические атласы, глобус, определители животных, книги, альбомы по экологии с заданиями, детская художественная литература о природе. Здесь же присутствуют коллекции камней, ракушек, семян, бумаги, растений(гербарий) и др. (Приложение 9)

Деятельность педагога и детей

Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС ДО реализуем через такие виды деятельности:

  • наблюдения;

  • опыты;

  • исследования;

  • игры;

  • труд;

  • художественно-эстетическая практика;

  • знакомство с природоведческой литературой;

  • занятия физкультурой и спортом.

Основной формой организованной деятельности детей, где дети получают экологические знания, умения и навыки являются познавательные занятия, беседы, где широко применяем все пособия и оборудование эко. центра.

Неоценимую помощь в работе оказывают следующие пособия:

Николаева, С. Н. Экологическое воспитание дошкольников. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей Баринова. Учимся любить природу; Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование; Евтюкова Т. А.Умные вопросы. Викторины для дошкольников.

Методы экологического воспитания, которые используем в работе с детьми:

1. Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, наблюдение, просмотр кинофильмов, презентаций. Считается, что именно эти методы наиболее эффективны с дошкольниками, поскольку они соответствуют их познавательным возможностям, фиксируя в сознании конкретные - очень яркие - представления о природе.

2. Практические методы: моделирование, игры, простые опыты. С их помощью дети начинают понимать взаимосвязь между явлениями природы и отдельными предметами, систематизируя таким образом свои знания и переводя их в практическую сферу деятельности.

3. Словесные методы: беседы, чтение книг, заучивание стихов наизусть, импровизированные и подготовленные рассказы детей и воспитателя. Основная функция их - расширение знаний о природе, а также формирование положительного отношения к ней.

В уголке природы устраиваются выставки поделок из природного материала, овощей, фруктов и т. п. Дети нашей принимают участие в детско-родительских конкурсах поделок организованных на базе ДОУ, а так же проводимых музейно-выставочным центром Красноармейского района Волгограда: «Осенняя ярмарка», «Осенние фантазии», «Осенний калейдоскоп»

Развивающая предметная среда, используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников.

Развивать память и мышление помогают наблюдения за растениями, явлениями природы и фиксация их результатов в календаре наблюдений, календаре погоды. Это приучает ребёнка бережнее относиться к природе.


Планируемые результаты:

  1. Получение детьми устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;

  2. Правильное понимание понятия «здоровый образ жизни»;

  3. Сформированность моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;

  4. Воспитание эмоциональной отзывчивости к живой природе;

  5. Воспитание положительных эстетических ощущений от любования природой;

  6. Развитие умения познавать особенности окружающего мира.

Правильно созданная экологическая - развивающаяся среда создает условие для:

1.Познавательно-речевого развития

2. Эколого-эстетического развития

3. Оздоровление ребенка

4. Формирование нравственных качеств

5.Экологизации различных видов детской деятельности

Созданная эко. среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.


Литература

Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 184 с.

 Методика экологического воспитания в детском саду. - М., Просвещение, 2000.


Баринова Е.В. Учимся любить природу. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2014.

Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. - Воронеж, «Учитель», 2002.

Воронкевич О.А. Детские экологические проекты. - Санкт-Петербург, 2014.

Костюченко М.П. Исследовательская деятельность на прогулках: экологические занятия и детьми 5-7 лет. – Волгоград, «Учитель», 2014.

Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – Москва, «Асар», 1996.

Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет. - Ярославль, «Академия Холдинг», 2002.

Соколова Л.А. Экологическая тропа детского сада. - Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2014.

Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ. – Москва, «Сфера», 2008.

Шорыгина Т.А. Беседы о том, кто где живет – Москва, «Сфера», 2014.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Халилулина Анна Викторовна, Василенко Ирина Владимировна

Дата: 14.06.2023

Номер свидетельства: 633692


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства