Статья на тему: «Построение предметно-пространственной развивающей среды по экологическому воспитанию в подготовительной группе»
Пояснительная записка
Нет такой стороны воспитания, на которую
обстановка не оказывала бы влияния,
нет способности, которая не находилась бы
в прямой зависимости от непосредственно
окружающего ребенка конкретного мира…
Тот, кому удается создать такую обстановку,
облегчит свой трудв высшей степени.
Среди нее ребенок будет жить-развиваться
собственной самодовлеющей жизнью,
его духовный рост будет совершаться
из самого себя, от природы…
Е.И. Тихеева
Актуальность
В современном мире проблемы экологической среды приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения планеты Земля. Первостепенное значение при этом должно придаваться экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.
Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.
Цель: формировать положительное отношение к природе, воспитывать заботливое отношение к природе, сформировать экологические знания, научить детей любить и беречь природу.
Задачи:
1. Обогащать представление детей о растениях, животных, человеке, а также об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении.
2.Развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний детей в процессе обращения с природой.
3. Привлекать детей по уходу за растениями в уголке природы.
При организации экологического центра учитывались требования СаНПиН, а также опирались на принципы В. А. Петровского, которые отражены в «Концепции построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования».
Учитывали следующие принципы:
Принцип доступности (все оборудование, пособия, материалы, игры, игрушки находятся в свободном доступе детей, находится на уровне ребенка.)
Принцип безопасности. Предметно-пространственная среда мебель соответствует росту и возрасту экологического центра соответствует всем требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Согласно СанПину (все надежно закреплено, выполнено из легких, неопасных, натуральных материалов.)
Принцип мобильности (оборудование легко переносится, трансформируется, среда может меняется в зависимости от образовательной ситуации, интересов, возможностей детей)
Принцип многофункциональности (оборудование эко.центра можно использовать в разных видах деятельности: для игр, опытов, экспериментов, в творческой , трудовой деятельности).
Принцип насыщенности (насыщенность эко. центра соответствует возрастным возможностям детей и содержанию программы. Вцентре имеются различные материалы:дидактические игры, пособия, плакаты, оборудование для опытов и экспериментов.
Принцип вариативности ( в эко. центре имеется пространство для проведения опытов и экспериментов, место для рассматривания познавательной литературы, проведения игр, Материал периодически меняется в зависимости от темы недели. Появление новых пособий стимулирует познавательную и исследовательскую деятельность.)
В группе создали предметно-пространственную развивающую среду в соответствии с программой «Радуга» (С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В.Соловьева, Е.А. Ежканова), ее задачами всестороннего развития ребенка.
В нашей дошкольной группе познавательно-экологический центр расположен в специально оборудованной комнате, туда входят: уголок природы, мини-лаборатория, мини-библиотека.
Подбор и размещение объектов в нашем в экологическом центре осуществляем в соответствии с возрастом, руководствуясь Программой воспитания в дошкольных группах и Санитарными Правилами и Нормами.
Оснащение экологического центра
Уголок природы в нашей возрастной группе эстетически оформлен и оснащен разными материалами и пособиями.
В связи с тем, что Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 п.6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещены только растения.
Комнатные растения, которые представлены в природном уголке - безопасны, подобраны с учетом возрастных особенностей воспитанников, разных климатических зон, с разнообразными типами стеблей, с различным расположением листьев.
А так же здесь находятся все необходимые инструменты по уходу за ними (лейки, опрыскиватели, палочки для рыхления, салфетки и щетки для протирания пыли с листьев...)
Уголок природы в нашей возрастной группе эстетически оформлен и оснащен такими материалами и пособиями. Например:
дидактическими играми экологического содержания
моделями «Насекомые», «Рыбы», «Птицы», и т.д.);
макетами природных и климатических зон(«Север», «Юг», «Лес»)
коллекциями семян, насекомых, камней, ракушек
гербарии, поделки из природного материала;
аудиозаписи со звуками природы.
плакаты
Календарь природы:
1.Картина сезона, модели года, суток.
2.Календарь погоды на каждый месяц, где дети схематично отмечают состояние погоды на каждый день.
3.Календарь наблюдения за птицами – ежедневно схематично отмечают птиц, которых видели.
4.Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года».
5.Дневник наблюдений – зарисовывают опыты, эксперименты, наблюдения.
В мини-лаборатории имеется всё необходимое оборудование для проведения опытов
В мини-библиотеке, представлены детские экологические книги, журналы, географические атласы, глобус, определители животных, книги, альбомы по экологии с заданиями, детская художественная литература о природе. Здесь же присутствуют коллекции камней, ракушек, семян, бумаги, растений(гербарий) и др. (Приложение 9)
Деятельность педагога и детей
Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС ДО реализуем через такие виды деятельности:
наблюдения;
опыты;
исследования;
игры;
труд;
художественно-эстетическая практика;
знакомство с природоведческой литературой;
занятия физкультурой и спортом.
Основной формой организованной деятельности детей, где дети получают экологические знания, умения и навыки являются познавательные занятия, беседы, где широко применяем все пособия и оборудование эко. центра.
Неоценимую помощь в работе оказывают следующие пособия:
Николаева, С. Н. Экологическое воспитание дошкольников. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей Баринова. Учимся любить природу; Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование; Евтюкова Т. А.Умные вопросы. Викторины для дошкольников.
Методы экологического воспитания, которые используем в работе с детьми:
1. Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, наблюдение, просмотр кинофильмов, презентаций. Считается, что именно эти методы наиболее эффективны с дошкольниками, поскольку они соответствуют их познавательным возможностям, фиксируя в сознании конкретные - очень яркие - представления о природе.
2. Практические методы: моделирование, игры, простые опыты. С их помощью дети начинают понимать взаимосвязь между явлениями природы и отдельными предметами, систематизируя таким образом свои знания и переводя их в практическую сферу деятельности.
3. Словесные методы: беседы, чтение книг, заучивание стихов наизусть, импровизированные и подготовленные рассказы детей и воспитателя. Основная функция их - расширение знаний о природе, а также формирование положительного отношения к ней.
В уголке природы устраиваются выставки поделок из природного материала, овощей, фруктов и т. п. Дети нашей принимают участие в детско-родительских конкурсах поделок организованных на базе ДОУ, а так же проводимых музейно-выставочным центром Красноармейского района Волгограда: «Осенняя ярмарка», «Осенние фантазии», «Осенний калейдоскоп»
Развивающая предметная среда, используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников.
Развивать память и мышление помогают наблюдения за растениями, явлениями природы и фиксация их результатов в календаре наблюдений, календаре погоды. Это приучает ребёнка бережнее относиться к природе.
Планируемые результаты:
Получение детьми устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;
Правильное понимание понятия «здоровый образ жизни»;
Сформированность моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;
Воспитание эмоциональной отзывчивости к живой природе;
Воспитание положительных эстетических ощущений от любования природой;
Развитие умения познавать особенности окружающего мира.
Правильно созданная экологическая - развивающаяся среда создает условие для:
1.Познавательно-речевого развития
2. Эколого-эстетического развития
3. Оздоровление ребенка
4. Формирование нравственных качеств
5.Экологизации различных видов детской деятельности
Созданная эко. среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.
Литература
Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 184 с.
Методика экологического воспитания в детском саду. - М., Просвещение, 2000.
Баринова Е.В. Учимся любить природу. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2014.
Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. - Воронеж, «Учитель», 2002.
Воронкевич О.А. Детские экологические проекты. - Санкт-Петербург, 2014.
Костюченко М.П. Исследовательская деятельность на прогулках: экологические занятия и детьми 5-7 лет. – Волгоград, «Учитель», 2014.
Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – Москва, «Асар», 1996.
Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет. - Ярославль, «Академия Холдинг», 2002.
Соколова Л.А. Экологическая тропа детского сада. - Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2014.
Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ. – Москва, «Сфера», 2008.
Шорыгина Т.А. Беседы о том, кто где живет – Москва, «Сфера», 2014.