kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья на тему "Лего-конструирование как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Если у вас есть дети, а дома ни одной детальки конструктора LEGO, то вы очень странная семья. Потому что LEGO, является не только многогранной развивающей игрой, но и самым популярным конструктором на этой планете. Мы расскажем, как конструктор влияет на развитие дошкольников от 3 до 7 лет, и что это не просто наборы деталей, а нечто большее!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Лего-конструирование как средство развития речи детей дошкольного возраста"»

Лего - конструирование, как средство развития речи

детей дошкольного возраста

Каждый ребенок уникален, и каждый рождается со способностями, которые можно и нужно развить. У детей дошкольного возраста огромное желание творить и получать результат. Создавая необходимые условия для развития конструктивной деятельности, мы помогаем ребенку понять окружающий мир и свое место в этом мире. Каждый ребенок прирожденный конструктор, изобретатель, исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструктивной деятельности.

Конструирование ЛЕГО самая популярная   игрушка в мире, причем не только у детей, но и взрослых. Среди развивающих игрушек для детей именно конструктор ЛЕГО занимает особое место использовать его можно практически с самого рождения, когда малыш только начинает осваивать формы, цвета, размеры. Возрастные границы для игры безграничны.



Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания подрастающего поколения чрезвычайно важна. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объёме знаний предъявляет иные требования, чем были 30-40 лет назад. На первый план выдвигается задача формирования творческой личности, способной к активной умственной деятельности. Одним из важных показателей умственного развития ребёнка является высокое речевое развитие.

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Успехи в овладении детьми связной речью обеспечивают и определённую успешность в учебной деятельности по всем предметам. В настоящее время – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Существует множество проблем в речи детей.

И одним из современных средств, способных помочь решить проблемы развития речевой активности дошкольников, освоения ими речетворческой деятельности, может быть использование конструкторов «ЛЕГО».

В результате работы по конструированию дошкольники :

• могут создать красочные, привлекательные поделки вне зависимости от имеющихся у них навыков;

• учатся конструировать по образцу, по моделям и самостоятельно;

• получают опыт анализа конструкций, идей;

• учатся описывать модели по алгоритму и сочинять загадки, сказки, рассказы.

Воспитатель или родитель могут вместе с ребенком вести «ЛЕГО-книгу», в которой хранятся лучшие рассказы, загадки, придуманные совместно с ребенком в процессе конструирования.

Конструкторы «ЛЕГО» могут быть разными, а их роль в развитии речи ребенка-дошкольника очень велика.

Для развития конструктивных способностей создана предметно-развивающая среда, которая является одним из условий развития творческой активности дошкольниковВ нее входят:

• яркий красочный дидактический материал,

• мелкий настольный и крупный напольный материал,

• картотека игр со строительным материалом,

• картотека речевых игр,

• графические модели,

• мелкие игрушки, изображающие людей, животных, транспорт.

Пособия, оборудование и материалы соответствуют возрастным особенностям детей, безопасны и изготовлены из экологически чистых материалов. Для удобства строительный материал и конструктор расположен по коробкам разной величины.

Для обогащения детей впечатлениями и представлениями о различных сооружениях с ними нужно рассматривать картинки, иллюстрации, слайды, используя для более яркого восприятия художественное слово: стихи, песенки.

Например:

С ЛЕГО легче все уметь,

С ЛЕГО легче поумнеть!

Детали, детали, вы спать не устали?

Сегодня с утра нам строить пора!

Было много кирпичей,

Каждый был совсем ничей.

А теперь детали

Крепкой стенкой встали.

В процессе наблюдений за конструктивной деятельностью детей следует задавать вопросы, требующие развернутого ответа. В ходе ответов на вопросы у детей уточняются и обогащаются представления о предметах ближайшего окружения, развивается инициативная речь.

В ходе лего-конструирования с детьми используется определенный алгоритм, при котором постоянно ведется речевая работа:

• Знакомство с новым материалом (детали строительного материала). Предлагается детям назвать знакомые детали строительного материала - кубик, кирпичик, сапожок, клювик, пластина, юбочка, голова, познакомиться со способами соединения кубиков (соединение стопкой, внахлест, cтупенчатое).

На основе их фантазий можно разработать ЛЕГО - словарьНа этом этапе детям предложить игры: "На что похоже?", "Назови детальки"

• Показ образца (если постройка сложная, показ поэтапно). Самостоятельное выполнение детьми (помощь).

• Идентификация с образцом.

• Обыгрывание постройки - использование построек для организации игр в совместной и самостоятельной деятельности (подведение итога на основе результата).

Перед выполнением модели обязательно проводится пальчиковая гимнастика, а так же физкультминутка, которые подбираются с учетом темы совместной деятельности.

Сооружая постройку, нужно всегда комментировать свои действия, обращать внимание на новые конструктивные приемы, предлагать рассмотреть получившееся сооружение, привлечь детей к его анализу, затем предложить воспроизвести такую же постройку. Это способствует формированию у детей обобщенных представлений о конструируемых объектах, умений анализировать свойства предметов, развитию конструктивных навыков.

Старшие дошкольники с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию. Они выполняют задания, требующие активизации мыслительной деятельности, например, достроить постройку по заданному признаку или условиям («Заполни пространство»«Угадай, чья я часть?»«Оживи свою модель» и другие). Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют развитию речи детей, которая служит одним из важнейших средств активной деятельности человека, а для будущего школьника является залогом успешного обучения в школе. Решаются многие задачи обучения: расширяется словарный запас, совершенствуется грамматическая речь, связная речь, развиваются коммуникативные навыки, совершенствуется умение обобщать и делать выводы.

Какие же дидактические игры и упражнения с использованием лего-элементов можно применять для развития речи детей?

Педагог может разработать различные пособия и использовать их для проведения упражнений с целью развития речи и психических процессов у детейразвития интереса к обучению, формирования коммуникативной функции. Например, игру «Чудесный мешочек», в которой у детей развиваются тактильное восприятие формы и речь, можно проводить с ЛЕГО.

Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО - элементов достаточно эффективно при проведении занятий по подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношения, ознакомлению с окружающим миром и т. д.

Для коррекции звукопроизношения можно использовать такие

дидактические игры:

Дидактическая игра «Чудо-Дерево»

Цель игры: закрепить правильное произношение звуков в словах;

развитие фонематического восприятия;

развитие зрительной памяти;

развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал. Конструктор ЛЕГО, картинки на автоматизируемый звук, игральный кубик.

Ход игры. В игре принимают участие 2 человека. У каждого игрока имеется свое дерево, сделанное из конструктора ЛЕГО, и общий ящик с «яблоками». Они по очереди бросают кубик и берут из пачки столько картинок, сколько выпало на нем. Столько же «яблок» нужно взять из общего ящика и повесить на свое дерево. Взяв нужное количество картинок, игрок четко проговаривает название предмета, изображенного на карточке. Побеждает тот, у кого будет самый богатый «урожай».

Дидактическая игра «Футбол»

Цель игры: автоматизация и дифференциация звуков «С» и «Ш»;

развитие мелкой моторики пальцев рук;

развитие внимания;

развитие фонематического восприятия.

Материал: Конструктор ЛЕГО, игральный кубик, картинка со словами на звук «С» и «Ш».

Ход игры. На импровизированном футбольном поле размещаются двое ворот, сделанных из конструктора ЛЕГО. Ребенок бросает кубик за команду «Свистелочек» и называет столько слов с картинки со звуком «С», сколько выпало на кубике. После этого перед одними воротами выставляется столько же фишек из конструктора. Затем игрок бросает кубик за команду «Шипелочек» и называет столько слов с картинки со звуком «Ш», сколько выпало на кубике. После этого перед другими воротами выставляется столько же фишек из конструктора ЛЕГО.

Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество фишек.

В конце игры ребенок выкладывает из конструктора ЛЕГО букву «С» возле ворот «Свистелочек» и букву «Ш» возле ворот «Шипелочек».

Дидактическая игра «Домик для куклы Лолы»

Цель игры: - закрепление правильного произношения звука «Л» в словах;

развитие фонематического восприятия;

развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал. Предметные картинки на конструкторе ЛЕГО прямоугольной формы («кирпичики») 10-14 штук и «крыша» треугольной формы.

Ход игры. Игрок выбирает «кирпичики» с картинками, где слышится звук «Л». Из них он строит домик для куклы Лолы.

Дидактическая игра «Найди пару»

Цель игры: - закрепление правильного произношения звука «РЬ» в словах;

развитие зрительной памяти;

развитие мелкой моторики пальцев рук, фонематического восприятия.

Материал. Детали от конструктора Лего с прикреплёнными на них картинками на звук [Р’]

Ход игры. Играют 1-2 человека. Детали от конструктора ЛЕГО выложены на столе картинками вверх. Ребенку предлагается посмотреть на картинки и запомнить их. После этого детали конструктора ЛЕГО переворачивают картинками вниз. Ребенок должен по памяти собрать картинки, соединив детали между собой. Выигрывает тот, кто больше соберет картинок-пар.

Дидактическая игра «Найди половинку»

Цель игры: - закрепление правильного произношения звука «Р» в словах;

развитие фонематического восприятия;

развитие мелкой моторики пальцев рук.

Ход игры. Педагог называет слово на автоматизируемый звук. Ребенок должен найти 2 половинки с изображением названного слова, назвать, соединить их между собой и получить картинку на автоматизируемый звук.

Дидактическая игра «Выложи схему слова»

Цель: Формировать умение осуществлять звуковой анализ слов, состоящих из трех-шести звуков; продолжать учить выкладывать схему слова, обозначая гласные звуки красным цветом, согласные твердые – синим, согласные мягкие – зеленым цветом; закреплять представления о понятиях «слово»«звук»«буква».

Дидактические игры для развития и совершенствования грамматического строя речи

При работе с ЛЕГО хорошо отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными (сколько в твоём домике окошек? сколько ягодок на кустике, сколько в твоей схеме длинных деталей? сколько шестерёнок и т. д.)

При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить «право»«лево»«сзади»«спереди»«под»«над», различать понятия «между тем-то и тем-то» т. д., тем самым формируется понимание пространственных отношений между предметами, что немало важным является для подготовки ребёнка к школе.

Конструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и отработке падежных окончаний (котёнок без чего? - без хвоста). Составление частей разных животных помогает развивать понимание образование сложных слов (игра «Волшебный зоопарк», где соединяется голова крокодила и туловище тигра и получается крокотигр).

Дидактическая игра «Отрабатываем предлоги»

Цель: отработка предлогов ЗА/НА

Оборудование: кирпичики LEGO

В младшей дошкольной группе дети учат предлоги ЗА/НА. Можно построить небольшую башенку (до 6 кирпичиков) и с ее помощью отрабатывать эти предлоги. Спросить, например, какой кирпичик НА красном? Просим ребенка давать развернутый ответ «НА красном кирпичике зеленый кирпичик». То же самое с предлогом ЗА.

Дидактическая игра «Орнамент под диктовку»

Цель: обучение детей ориентированию в пространстве

Ход игры: Предложите ребенку сделать узор на панели, располагая детали определенным образом под вашу диктовку: «Положи в верхний правый угол – синий кирпичик, в центр – красный кубик и т. д.

Положи синюю полоску с четырьмя точками в любом месте, справа от неё – красный кирпичик, под ним – еще синий и так далее.

Положи четыре кубика так, чтобы крайний слева был красный, а справа от синего лежал только один красный».

Придумайте сами подобные задания, с пропусками, с выкладыванием фигур по диагонали друг от друга и т. д. Пусть такое задание будет в процессе игры в роботов или космонавтов.

Дидактическая игра «Лего на голове»

Цель: совершенствовать пространственную ориентировку; формировать умения действовать по словесной установке

Оборудование: кирпичики LEGO

Ход игры: Ребенок кладет на голову кирпичик лего. Остальные дети дают ему задания, например, пройти два шага, присесть, поднять одну ногу, постоять на одной ноге, покружиться. Если ребенок выполнил три задания и у него не упал кирпичик с головы, значит, он выиграл и получает приз.

«Математический ЛЕГО-поезд»

Конструктор из блоков ЛЕГО Duplo или аналоговый конструктор можно задействовать в игре, развивающей математические представления у дошколят. На каждой платформе-вагончике напишите числа от 1 до 10 и последовательно их соедините. Цифры будут подсказывать малышу, какой состав сколько должен везти кирпичиков ЛЕГО. Помимо того, что ребенок будет учиться считать, запоминать порядковый счет и развивать мелкую моторику, он также визуально сможет определять, где больше кирпичиков, а где меньше. Одновременно в этой игре можно закрепить и лексико-грамматический строй: изучать числительные прилагательные (первый вагончик, второй, третий, склонять их по падежам (нет пятого вагончика, дадим четвертому вагончику кирпичик). Еще можно развивать внимательность и память: перепутались вагончики — поставь по порядку, потерялись вагончики — найди, какие, на этом вагончике верное количество кирпичиков или нет, и т. п.

Развитие словаря с использованием лего-конструктора

В процессе работы дети используют разные детали ЛЕГО конструктора, запоминают их название, назначение, называют форму, цвет деталей, что способствует в свою очередь обогащению словаря детей.

Действия с конструктором помогают обогащать словарь существительными, прилагательными, наречиями, предлогами, глаголов с приставками и др. частями речи.

В план занятий включены такие темы, как «Животные»«Городские и сельские постройки»«Предметы мебели»«Игрушки»«Транспорт»«Корабли»«Путешествие в сказку» и другие.

Организация работы с детьми в рамках таких тем, как «Транспорт»«Осень»«Зима»«Весна»«Лето»«Безопасность»«Моё Отечество»«Мой город» с учётом интегративного подхода способствует расширению кругозора детейразвитию познавательно – исследовательской и конструктивной деятельности, образного мышления, воображения, получению информации для создания собственных построек и составления описательных рассказов о постройке.

Например, во время работы по теме «Транспорт» дети знакомятся с разными видами транспорта, назначением машины МЧС, «Скорой помощи» и других машин специального назначения. После беседы детям предлагается схема постройки легкового автомобиля. Это был первый этап работы с конструктором «Лего». Внимание детей обратить на строение машины, гармоничное сочетание деталей конструктора по цвету. Следующие этапы: строительство разных машин с использованием схем, предложенных детям; строительство разных машин без помощи схем.

В процессе работы с детьми по теме «Мебель» можно обыграть ситуацию «Семья переезжает на новую квартиру», в которой дети учатся называть новые предметы мебели, повторяют те, которые уже знают и называют.

«У Пети день рождения» в этой игровой ситуации закрепляются названия предметов посуды. В данном возрасте дети осваивают видовые обобщения. Процесс освоения видового обобщения способствует развитию операции сравнения, обобщения, развивает способность к установлению причинно – следственных связей.

Совершая обследовательские действия с предметами и куклами из конструктора LEGO DUPLO дети, узнают такие качества предметов, как твердость или мягкость, гладкость или шероховатость, тяжелый или легкий предмет. Наблюдается существенное обогащение и активизация словаря детей, активно развивается способность рассуждать.

Для создания атмосферы живого и интересного общения, обогащения словаря, введения в словарь детей новых слов также используются развивающие комплекты LEGO DUPLO «Дикие и домашние животные» и «Большая ферма». В наборы входят мини фигурки диких, домашних животных, людей, разные детали, позволяющие создать в игре реалистичную обстановку. Дети учатся различать понятия: ферма - зоопарк и животных, которые там содержатся. С малышами, проигрывая ситуацию «Кто, где живёт?», воспитатель знакомит с жизнью домашних и диких животных не только своей местности, но и жарких стран, учит описывать их. В упражнении «Кто, как кричит?», решается такая задача как, развитие звукового восприятия. Ребята выбирают из конструктора понравившееся животное, обыгрывать его, имитируя звукоподражание.

К словесным играм для обогащения лексического запаса с использованием конструктора LEGO можно отнести:

«Большой – маленький»,

«Один – много»,

«Четвертый лишний»,

«Кто потерял хвостик?»,

«На улице большого города».

Использование ЛЕГО-технологий способствует развитию связной речи.

Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.

Стимулируя развитие игровых ситуаций, детям даётся речевой образец. Проговариваются вслух игровые действия. Можно установить правило – все игровые действия с фигурками конструктора LEGO необходимо проговаривать для своих партнеров по игре: что делаю? что хочу сделать? как буду делать? В ходе игровых действий дети получают практические навыки ролевого диалога, учатся договариваться друг с другом.

Воспитатель придумывает сказки и загадки про животных, обыгрывает их совместно с детьми, затем дети сами обыгрывают понравившиеся сказки. Также в своей работе воспитатель предусматривает задания для совместной с родителями деятельности. Так, например родителям и детям даё тся задание: придумать мини сказки про животных. Затем дети, используя конструктор LEGO, с большим желанием показывают свои сказки ребятам в группе.

На первом этапе работы воспитатель с детьми придумывает Лего-истории. Дети делают постройки и описывают их, воспитатель записывает рассказы и фотографирует постройки. Все это проходит в «Ситуации письменной речи» (ребенок говорит, взрослый записывает). Именно рассказ под запись делает интерес детей к изложению истории более выраженным. Рассказ становится заметно более продуманным, чем в обычном разговоре, дети стараются грамотнее излагать мысль. Результатом первого этапа работы с набором «Моя первая история» является книга рассказов «Мои Лего-истории».

На втором этапе педагог с детьми уже придумывает полноценные сказки, в которых есть начало, середина и конец. Для этого можно использовать двухсторонние фоновые карточки, с помощью которых дети придумывают сюжет своих сказок. Работа на данном этапе будет более интересной, потому что дети не просто описывают одну постройку, а придумывают продолжение и конец своих историй. Сначала сказки придумываются совместно, т. е. взрослый-ребенок, затем дети создают свои, авторские сказки. Результатом работы на данном этапе становится вторая книга «Волшебные Лего-сказки».

Следующим этапом будет создание совместных сказок, когда один из детей придумывает начало, второй кульминацию, третий завершение сказки, т. е. дети, работают в соавторстве. Этот вид деятельности подразумевает навыки работы в группе. С каждым разом детям все проще работать совместно, развиваются их социально-коммуникативные навыки.

Таким образом, метод «Ситуация письменной речи» существенно стимулирует интерес ребенка к речевой активности. Создание собственных рассказов и сказок также влияет на интерес детей к чтению.

Дети, создавая постройки, имеют конкретную цель. Например, не просто построить домик, а построить домик для зайца, не вообще самолет, а самолет для гномика. Выполняют дети постройки по словесному описанию, что способствует развитию понятийной стороны речи, а рассказывание поэтапного исполнения постройки активизирует речь детей.

Выбор конструктивной задачи определяется игровой проблемной ситуацией: "Африканские звери заболели" - строим самолет и доктора Айболита, "У котенка нет друзей" - ему нужна помощь.

При проигрывании и обговаривании постройки дети не только учатся строить по образцу и показу, но и проговаривают: как строить - что, за чем; как лучше, чем закончить. Этим дошкольники обогащают глагольный словарь, учатся называть действия, упражняются в словообразовании (приставочный способ, развивают речевую активность.

В подготовительной к школе группе наряду с такими занятиями по развитию связной речи, как пересказ; рассказывание с использованием игрушек и предметов; по картине; на темы из личного опыта, включается рассказывание по предложенным сюжетам или творческое рассказывание, и как часть этого вида – сочинительство и переделывание сказок.

Развивая речетворчество дошкольников воспитатель может предложить детям придумать свое окончание знакомой сказки, придумать сказку о том, как одна постройка превратилась в другую, по ходу рассказывания осуществляя данное превращение. Во время постройки дети могут описывать своих героев или саму постройку.

Сочинение собственной сказки – дело очень сложное для ребенка, но при помощи взрослого – вполне посильное. Порой детям очень трудно начать свой рассказ, передать словами то, что нарисовало их воображение. Для того, чтобы сделать процесс обучения рассказыванию интересным и увлекательным занятием можно использовать набор LEGO Education «Построй свою историю». Данный набор позволяет детям создавать оригинальных персонажей и использовать свое творческое мышление в полную силу, учит правильно формулировать и выражать свои мысли и идеи.

Конструктор ЛЕГО можно использовать практически во всех режимных моментах: во время зарядки, на физкультурных занятиях, в развлечениях, в свободной деятельности, в индивидуальной коррекционной работе, в процессе непрерывной образовательной деятельности и т. д.

Созданные постройки из ЛЕГО можно использовать в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества. Выполняя постройку, дети создают объемное изображение, которое способствует лучшему запоминанию образа объекта. О лошадке, которую сделал сам, ребенок рассказывает охотнее, придумывает разные истории и т. д. А своих героев дети наделяют теми качествами, которыми они хотят. Посредством героев сказки, выполненных своими руками, ребёнку легче раскрыть свои индивидуальные особенности, а сама игра создаёт условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу ребёнка.

В процессе всех видов конструктивной деятельности большое внимание также уделяется воспитанию у детей навыков культурного поведения и положительных взаимоотношений. Если требуется помощь товарища или воспитателя, есть возможность закрепить с детьми формулы речевого этикета при обращении с просьбой, благодарения, ведь дети должны учиться выражать просьбу словами, благодарить за оказанную услугу. Задача воспитателя учить детей понимать и использовать при обыгрывании элементов этикета: поведение за столом, при встрече гостей и поведение в гостях, при выражении чувств, при знакомстве и прощании, разговоре по телефону. Все это способствует развитию речевого общения в совместной деятельности.

Таким образом, работа по развитию речи детей дошкольного возраста с применением лего-конструирования является результативной, так как дети воспринимают её как игру, которая не вызывает у них негативизма, а наоборот приучает к внимательности, усидчивости, обсуждению и выполнению словесных инструкций по конструированию поделки. Это всё способствует лучшему усвоению речевого материала.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Нардина Татьяна Владимировна

Дата: 02.06.2022

Номер свидетельства: 608702


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства