Статья на тему:«Использование стихов для правильного произношения звуков»
Статья на тему:«Использование стихов для правильного произношения звуков»
Формирование правильного звукопроизношения — это систематическая работа логопеда, воспитателя и родителей с детьми, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха.
Для формирования правильного произношения звуков важно: - развивать артикуляционный аппарат; - речевое дыхание; - фонематический слух
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья на тему:«Использование стихов для правильного произношения звуков»»
Статья на тему:
«Использование стихов для правильного произношения звуков»
Подготовила воспитатель:
Петрушина Ирина Владимировна,
Формирование правильного звукопроизношения — это систематическая работа логопеда, воспитателя и родителей с детьми, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха.
Для формирования правильного произношения звуков важно: - развивать артикуляционный аппарат; - речевое дыхание; - фонематический слух
Методические приемы – речевой образец дидактические игры, пересказ, рассказывание, заучивание наизусть и др.
Для воспитания звуковой культуры речи типичны следующие методы:
- дидактические игры («Чей домик?»);
- подвижные или хороводные игры с текстом («Каравай»);
- дидактические рассказы с включением учебных задании детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.);
- метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.)
Процесс развития речи у детей дошкольного возраста во многом зависит от степени сформированности у них фонематического слуха, т.е. способности различать сходные звуки и правильно употреблять их в своей речи. Как известно, многие фонемы русского языка имеют очень тонкие артикуляционные различия, и только хорошо развитый фонематический слух дает возможность ребенку отличать одни звуки от других. Недостаточная же сформированность слухового восприятия может стать причиной неправильного произношения как отдельных звуков, так и целых слов и даже фраз. Хорошо развитый фонематический слух жизненно необходим при подготовке детей к обучению грамоте и «является важнейшим условием усвоениями грамматического строя русского языка, морфологической системы, а также предпосылкой к развитию чувства рифмы и ритма, восприятия музыкально-ритмического строя речи. Умение вслушиваться в звучащие слова является основой овладения словообразованием, осознания связей между родственными словами, попыток самостоятельно объяснять и толковать значения слов»
Эффективной формой работы, способствующей развитию речевого слуха, являются фонематические пятиминутки, которые можно проводить на занятиях по развитию речи практически во всех группах детского сада.
Материалом для фонематических упражнений могут служить разные скороговорки, чистоговорки, стихи, считалочки, потешки, в которых часто повторяются какие-то определенные звуки. Они дают возможность работать не только над развитием фонематического слуха, но и над правильной артикуляцией, ритмикой и интонацией, развивают слуховую память, знакомят детей с русским фольклором. Ценность их в переключении внимания на новый, развлекательный вид работы, стимулирующей интерес детей и предупреждающий усталость. Фонетические упражнения рекомендуется проводить 2-3 раза в неделю на занятиях по развитию речи, на прогулке, как в групповом, так и в индивидуальном общении. При организации фонетических пятиминуток, воспитатель должен помнить следующее: - До начала заучивания стихотворения, считалки и т.д. звуки должны быть хорошо отработаны в медленном произношении. - Чаще всего стихи читаются хором, особенно это важно при работе с детьми, которые из-за плохого произношения тех или иных звуков стесняются говорить. Но иногда можно предлагать читать их отдельным детям. - Воспитатель при проведении фонетических упражнений, сам должен уметь читать скороговорки в быстром темпе, а стихи - правильно и выразительно. - Материал время от времени можно повторять, так как он быстро забывается. С возростом многим детям трудно произносить не которве звуки. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться. С точки зрения физиологии этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Автоматизировать звук — это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. У детей с дефектами звукопроизношения стереотипы неправильного произношения слов, предложений очень стойкие. Автоматизация звука проходит в строгой последовательности, осуществляется от простого к сложному, от легкого к трудному. Одним из этапов является отработка звука в стихотворениях и чистоговорках. Все дети любят стихи, с удовольствием их слушают, стараются запомнить и рассказать их. При подборе стихотворного материала логопед должен учитывать возраст ребенка, его интеллектуальные и речевые возможности. Чем ниже уровень развития речи, тем проще и доступнее должны быть художественные образы.
При заучивании стихотворных текстов важно соблюдать общие методические установки, но следует вносить поправки, с учетом речевых возможностей детей. Часто логопеды и воспитатели используют стихи для закрепления определенных звуков. В этом случае логопед может предложить специальные задания по тексту:
Выбрать слова с определенным звуком, например, со звуком РЬ. Подарю Андрюшке я Три карманных фонаря. А Андрюшка мне подарит Вкусный маковый сухарик. (автор Каримова Н. В.) Угадать, какой звук чаще других повторяется в этом стихотворении. Чудак Чук чернику ел, Черным стать он захотел. (автор Каримова Н. В.) Предложить ребенку закончить строку словом с нужным звуком. Тузик отморозил лапки, Зоя сшила ему…..(тапки) (автор Каримова Н. В.)
На этапе дифференциации звуков логопед и воспитатель также могут использовать стихотворения. Педагог читает детям двустишие и предлагает определить «озорные звуки», а затем повторить стихи правильно. Например: Мышонок тащит в норку Сухую хлебную горку (корку). (автор Каримова Н. В.)
Лежит Антон на раскладушке, Грызет, похрустывая, пушки (сушки). (автор Каримова Н. В.) Сначала стихотворение или скороговорка прослушивается детьми - воспитатель дает образец чтения, а затем заучивается наизусть. Чтобы облегчить запоминание, воспитатель может прибегнуть к описательному, рисунчатому жесту, применять ритмический жест и вышагивание (т.е. чтение стихов в ритме шага). Текст можно говорить шепотом и громко. Также можно использовать соревнование двух команд или участников (кто быстрее произнесет несколько раз скороговорку) или такую форму задания, как «эхо» (одна команда начинает тихо, другая - громко). Некоторые из предложенных стихов можно заучивать в движении. Так, при работе с четверостишием: Глупый гном глядел, глядел, Громкий горн гудел, Громче горна грохнул гром, Громче грома гаркнул гном. – группа марширует, читает стихи и разыгрывает сценку. Некоторые из стихотворений рекомендуется заучивать по ролям, разыгрывать сценки. Так, при работе в старшей группе над произношением звука «ж», используя стихотворение «Жук и жаба», можно разыгрывать небольшую сценку, действующие лица которой - жук и жаба, слова автора хором повторяют за воспитателем дети. Таким образом, работа по воспитанию звукопроизношения представляет собой целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания ребёнка в детском саду. Без специального внимания взрослых развитие звуковой стороны речи детей задерживается, могут сложиться отрицательные речевые привычки, которые очень трудно изжить.