Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ «ЗЕРКАЛО ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ПРАКТИКЕ» ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОО»
Шапрова Светлана Владимировна,
МДОУ «Ясли-сад № 395 г. Донецка»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ «ЗЕРКАЛО ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ПРАКТИКЕ» ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОО
Дошкольное образование Донецкой народной республики строится на принципах вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности. На этапе преобразования образовательного процесса актуально внедрение современных педагогических технологий. Проектная технология, как инструментарий педагогического процесса, позволяет построить методическую работу ДОУ согласно новым стандартам образования. Объектом проектирования может стать образовательная система ДОУ, педагога, отдельной программы как единство целей ориентиров системы образования и факторов педагогического процесса, предполагающих достижение целей.
В работе с дошкольниками метод проектов рассматривался учеными как мотивация к познанию (Е. Евдокимова), средство приобщения детей к миру информационных технологий (Т.К Смыковская), как важная сфера познавательной деятельности (Е. Н. Веракса, Л. Д. Морозова), как технология формирования информационной компетентности (А. Л. Ховякова).
При разработке и организации проектной деятельности «Наш веселый огород» мы изучили и апробировали один из способов работы с инновационным преобразованием: методику «Зеркало инновационных преобразований в практике». Методика была разработана командой авторов: Т. В. Светенко (доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики ПГПИ им. Кирова), И. В. Галковской, Е. Н. Яковлевой. Она позволяет быстро и более четко планировать свою деятельность и дробить решение проблемы на составные доли, поставив индивидуальную задачу на каждой из них. В результате получается не только поэтапный план деятельности по проблеме, но и анализ имеющихся резервов, учет рисков, прогнозирование и четкое представление о предполагаемом результате проектной деятельности.
Сначала необходимо подробно разобраться, как именно работать по методике. Вот этапы ее содержания:
1. Обозначение проблемы.
2. Мотивы ее решения.
3. Постановка цели.
4. Определение задачи.
5. Мероприятия.
6. Внутренние и внешние резервы.
7. Полученный продукт.
8. Оценка эффективности проекта.
Остановимся подробнее на каждом пункте:
Обозначение проблемы. Излагается суть проблемы, коротко и ясно.
Мотивы причин. Причины устанавливаются через «не» и «нет» (их может быть несколько). Главным вопросом в определении причин будет: «Что является причиной существования этой проблемы?»
Цель — это то, что отражается, как в зеркале, от решаемой проблемы. Есть определение: «цель — это зеркальное отражение проблемы». Проблема обосновывается со знаком «минус», а отображается со знаком «плюс» и становится целью.
Определение задач. Задачи зеркально отображаются от причин. Сколько было причин — столько же должно быть поставлено задач, каждая задача отражается от каждой причины.
Мероприятия. Чтобы запланировать мероприятия, ставим вопрос: «Как решить поставленную задачу, какие необходимы для этого действия?». Мероприятия закономерно определяют из задач. Решая задачу, мы как бы поднимаемся по ступеням, проходя каждый этап. Эти ступени и есть мероприятия или действия, которые необходимо предпринять для решения задачи. Необходимо продумать количество мероприятий для решения каждой задачи и обозначить, что именно будет сделано и кем, для этого в методике выделяются «Ответственные».
Резервы. Ресурс — это те резервы, которыми мы обладаем для решения нашей проблемы, то, на что мы можем рассчитывать. Одним из мощных ресурсов является желание педагога заниматься этой проблемой, возникший интерес к поставленному вопросу. Когда педагог испытывает желание заниматься проектной и изучать проблему, он всегда найдет себе единомышленников и партнеров, тем более работа над проектом построена на сотрудничестве всех участников. К внутренним резервам мы можем отнести желание педагога использовать в работе проектную деятельность, и временные отрезки на создание проекта. К внешним резервам относятся литературные источники, интернет – ресурсы, ИКТ - презентации, дидактические материалы и пособия, журнальные статьи.
Полученный продукт. Продуктом можно считать результат решения проблемы. Результат проведения запланированных мероприятий будет отражаться в определенном продукте. Например, продуктивная деятельность детей по теме проекта – рисунки, поделки, аппликация, или совместное творчество родителей с детьми – изготовление книжек – малышек уже представляют собой продукт. Если по теме проекта проводится праздник или составляется определенный план, то сценарий и программа могут быть представлены как продукт деятельности. Методика «Зеркало» позволяет собрать и пополнить материал проекта, разработать систему результатов совместной деятельности. А вот для того, чтоб узнать, достойный ли продукт мы получили, на такой ли результат мы рассчитывали, следует обратиться к заключительному пункту.
Критерии эффективности.
Для заполнения этот пункта, необходимо задать вопрос: «Что именно является хорошим результатом?» или «Как узнать, что мой продукт достойный, что он устраивает меня?» Только получив и определив уровень результата, можно понять качество результата, и определить корректировку цели.
Рассмотрим применение методики «Зеркало инновационных преобразований» на примере организации проекта в средней группе «Наш веселый огород».
Итак, 1 - Постановка проблемы: Дети, живут в городе, не имеют представления о росте овощных культур.
2. Мотивы причины (формулировка «минус»)
- дети не имеют знаний из личного опыта;
- у детей не развит познавательный интерес по теме: «Опытная деятельность по выращиванию овощных культур в домашних условиях»
- родители не достаточно информированы об организации исследовательской деятельности;
- родители не знают инновационных педагогических технологий.
3. Цель - это то, что отражается, как в зеркале, от проблемы. Есть даже такое выражение: «цель это зеркальное отражение проблемы». Если проблема - это ситуация со знаком «минус», то в зеркале отражается все наоборот: ситуация меняется на «плюс», и проблема отражается как цель.
Если определена проблема: дети, живут в городе, не имеют представления о посадке и росте овощных культур, то цель будет зеркальным отражением – сформировать у детей представления о посадке и росте овощных культур посредством организации мини – огорода на окне.
4. Задачи отображаются от причин, задачи обратное отражение причин, количество причин (минус) соотносится с количеством решаемых задач (плюс): - обогатить личный опыт детей по теме «Растения»;
- развивать познавательный интерес по теме: «Опытная деятельность по выращиванию овощных культур в домашних условиях»
- информировать родителей об организации исследовательской деятельности;
- познакомить родителей с инновационными педагогическими технологиями.
5. Мероприятия
- Организация проекта «Наш веселый огород»
- исследовательская опытная деятельность с семенами (рассматривание, сравнение, проращивание, измерение всходов)
- беседа «Наш огород»;
- консультация для родителей «Исследовательская деятельность детей в детском саду», «Что такое лэпбук?»;
- Мастер – класс по изготовлению лэпбука.
6. Внутренний ресурс: желание педагогов организовывать проектную деятельность, сотрудничество с родителями, заинтересованность родителей в обучении и развитии детей.
Внешний ресурс: методическая литература, энциклопедии, развивающие передачи и мультфильмы, демонстрационный и раздаточный материал, оборудование для проведения опытно – исследовательской деятельности.
7.Продукт:
- система работы по ознакомлению детей среднего возраста с выращиванием растений;
- огород в уголке природы;
- дневник наблюдений за ростом растений;
-работы детей по изобразительной деятельности;
-фотовыставка «Наш веселый огород»
- лэпбуки по теме: «Времена года», «Овощи», «Профессии».
8. Критерии эффективности.
- диагностика знаний детей по теме «Растения»
- анкетирование родителей в начале и после реализации проекта.
Пройдя апробацию методики, можем подвести итоги. Наиболее значимым и важным является первый этап проектирования – погружение в проект. Это первый шаг в работе, именно, этот этап чаще всего ставит молодых педагогов в ступор и представляет наибольшую трудность, от его правильного планирования зависит последующая деятельность. Определить проблему поставить цель, конкретизировать задачи, спланировать мероприятия и спрогнозировать результат поможет методика «Зеркало инновационных преобразований в практике».
Список литературы:
Арутюнян, Л.Н. Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Л.Н. Арутюнян, Е.В. Сипачева, Е.П. Макеенко – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО» - Донецк: Истоки, 2018. – 208 с.
Костюченко, М.П. Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории: программа, игровые проблемные ситуации, картотека опытов. ФГОС Д / М.П. Костюченко Издательство Учитель, 2015. – 146 с.
Кудрявцева, А.И. Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой // Проблемы и перспективы развития образования. - Пермь: Меркурий, 2011. - С.80-84.
Сиденко, Е. А. Методика «Зеркало инновационных преобразований» в практике как основа разработки педагогического проекта в условиях введения ФГОС. / Е. А. Сиденко //Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - №4.
Нетесова Н. И. Развитие проектного метода в системе образования // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 587-590. — URL https://moluch.ru/archive/78/13621/ (дата обращения: 24.03.2019).