Статья "Моя ВОБРАЗИЛИЯ" или "Маленькие ИССЛЕДОВАТЕЛИ в Лаборатории Чудес"
Статья "Моя ВОБРАЗИЛИЯ" или "Маленькие ИССЛЕДОВАТЕЛИ в Лаборатории Чудес"
Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Интересные проекты, разработанные и внедрённые в практику педагогами нашего дошкольного учреждения №58 «Жемчужинка», позволяют решать поставленные задачи.
Проект «Сказка в других измерениях» стал для нас открытием, позволяющим раскрыть потенциал дошкольников старшего возраста. Он способствовал развитию интерактивных качеств личности ребенка, делая его любознательным, активным, интересующимся новым и неизвестным в окружающем мире, способным самостоятельно действовать в повседневной жизни, принимающим живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Моя ВОБРАЗИЛИЯ" или "Маленькие ИССЛЕДОВАТЕЛИ в Лаборатории Чудес"»
«МОЯ ВООБРАЗИЛИЯ»
или
«Маленькие ИССЛЕДОВАТЕЛИ в Лаборатории ЧУДЕС»
«Моя Вообразилия, моя Вообразилия!
У всех, кому захочется, там вырастают крылья,
И каждый обязательно становится кудесником…» /Б.Заходер/
Вы дружите с чудесами? А мы – дружим! В этом нам помогают современные технологии: ТРИЗ и методика исследовательского обучения дошкольников А.И.Савенкова. Как это чудесно: совместно с малышами фантазировать, изобретать, стремиться управлять ресурсами. Как это здорово: преломлять через великую Реальность свои видения и предполагать удивительные проекты, тем самым выстраивая заманчивое Будущее. Сколько радости и уверенности в своих силах, мыслях приносят детям конструктивные идеи, кажущиеся на первый взгляд фантастическими. Но это по силам нашим маленьким изобретателям, конструкторам и будущим рационализаторам!
Фантазии детей так безграничны! А идеи так интригующи и заманчивы!
Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Интересные проекты, разработанные и внедрённые в практику педагогами нашего дошкольного учреждения №58 «Жемчужинка», позволяют решать поставленные задачи.
Проект «Сказка в других измерениях» стал для нас открытием, позволяющим раскрыть потенциал дошкольников старшего возраста. Он способствовал развитию интерактивных качеств личности ребенка, делая его любознательным, активным, интересующимся новым и неизвестным в окружающем мире, способным самостоятельно действовать в повседневной жизни, принимающим живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Было важно научить ребят самостоятельно находить информацию, решение той или иной проблемы. Во всех наших начинаниях нам помогал девиз:
«Мы – пытливые умы. Мы с вопросами на «ты».
«Почему?» ‑ вопрос любимый, помогает нам расти!»
Проект «Сказка в других измерениях» содержит 4 этапа.
Первый этап - «Почемучкино». На этом этапе создавались условия для вхождения в проблемную ситуацию:необходимо изменить содержание сказок для экранизации, сделав события в них бесконфликтными, благоприятными, добрыми, миролюбивыми.
В работу над проектом были вовлечены родители, которые с интересом отнеслись к нашей идее, и сшили униформу (академические головные уборы и мантии).
Во втором этапе («Узнайкино») через проблемные ситуации и по запросу детей создавалась «Исследовательская база» (подбиралась познавательная литература, мини‑лаборатория, лаборатория ТРИЗ).
На протяжении третьего этапа («Переделкино») дети учились конструировать полученныезнания в новых измерениях, проецировать открытия и фантастические гипотезыв хрестоматийных произведениях.
Интересным и итоговым стал четвертый этап («Фантазеркино»), когда дети раскрыли свои способности и представили результат исследовательской работы (способы изменений сказки для новых экранизаций).
Использование новой технологии при реализации проекта расширило возможности для творческой деятельности детей. В своей работе мы опирались на
методику исследовательского обучения дошкольников Александра Ильича Савенкова.
Занятие «Сказка в других измерениях» способствовало формированию у детей субъектной позиции через познавательно‑исследовательскую деятельность.
С помощью Ученого Всезнайкина дети откликнулись на просьбу режиссера изменить содержание сказок. Определяя тему исследования, они выбрали сказку для преобразования. Своеобразна и интересна была выработка предположений, гипотез (дети наглядно представляли этапы композиции в схемах, используя элементы ТРИЗ, обозначали неблагоприятные события пиктограммами). Затем начинается поиск и предложения возможных вариантов решения. Возникает необходимость в сборе материала, в процессе которого используются методы Савенкова:
- дети решают расположить в композиционном ряду условные рабочие закладки для перебора вариантов ситуаций;
- затем они обращаются к присутствующим гостям за советом и получают подсказку о возможности использования материалов газеты и календаря;
- в заключительной части занятия дети вместе с педагогом постарались обобщитьполученные данные (решаемость поставленной задачи, наличие результатов в поиске вариантов изменения сказки);
- подготовка материалов исследования к защите (сообщение) проходила в виде выбораверсий преобразования сказки.
- защитарезультатов исследовательской деятельности осуществлялась в форме сообщения ребенка (версия новой сказки). В ходе занятия ребята проявили свою сообразительность, смекалку, находчивость.
Маленькие «исследователи» отличаются своей любознательностью. Каждый ребенок стремится принести из дома ценные ответы на вчерашние «почему так бывает?». Родители совместно с детьми принимали активное участие в поиске ответов на интересующие вопросы.Заинтересованность родителей отразилась в мини-заметках о многогранности окружающего мира и в совместных с детьми зарисовках.
Так была создана газета «Ужасно интересно все то, что неизвестно». Она отразила интерес детей к загадочным природным явлениям. Полученные знания в дальнейшем послужили детям отправной точкой и опорой для конструктивной творческой деятельности. «Недостаточно только получить знания; надо найти им приложение» ‑ говорил И. Гёте.
Совместно с родителями был создан центр экспериментирования (мини‑лаборатория), где дети проводили наблюдения, опыты, устанавливать родовидовые и причинно-следственные связи, знакомились со свойствами и качеством материала практическим путем, аргументировали свои суждения.
Полюбились нашим детям опыты с водой, с воздухом, с магнитами, с растениями, со светом и зеркалами. Сделано было много открытий, существенно пополнился словарный запас детей.
В процессе познавательно-исследовательской деятельности воспитанники чувствовали себя учеными, исследователями, первооткрывателями. При этом я - соучастник деятельности, заинтересованный, любознательный партнер, который направляет детей и обеспечивает условия для проявления их исследовательской активности, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности.
Дети с удовольствием оформляли календарь «Хочу все знать: отчего, почему и как?», в котором отразили результаты исследований и экспериментирования.
Полученные знания в дальнейшем онисмогли применятьв процессе создания нового.
Идея использования различных имеющихся ресурсов в процессе преобразования сказки вызвала интерес у родителей. В кругу семьи дети вместе с мамами и папами продолжили наши начинания. Преломление через хрестоматийный сюжет имеющихся знаний, неожиданных резервов рождало интересные, необычные, дерзкие решения. В результате экспериментов со сказками был создан альбом совместного творчества «Сказка в других измерениях». Интересны способы преобразования композиций при использовании природных ресурсов и результатов опытов (изменение времени действия, использование ветра, микроскопа и т.д.).
Данная деятельность нам понравилась. Работа, о которой шла речь, позволила сказку сделать философией ребенка и увидеть, какие изобретательские, творческие начала удалось воспитать в каждом, ведь каждый ребенок не только стремится изучать и познавать, но и получает удовольствие от каждого прожитого дня.