Просмотр содержимого документа
«Статья "Использование социо-игровых технологий с детьми старшего возраста»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИО-ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
«Без игры не может быть полноценного
умственного развития.
Игра-это огромное светлое окно, через
которое в духовный мир ребёнка вливается
живительный поток представлений, понятий.
Игра-это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности»
В.А Сухомлинский
Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. В изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. Одной из таких технологий является социо-игровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками, которую мы применяем в своей педагогической деятельности. Игра идёт на пользу общему развитию ребёнка: стимулирует его познавательные интересы, даёт возможность детям самоутвердиться и реализовать себя, помогает восполнить дефицит общения. Мы, как педагоги, стараемся организовать занятия интересно, используя различные педагогические новинки, а так же постоянно применяя новые игры. Но желаемых результатов в полной мере не добивались. И тогда мы стали использовать в своих занятиях социо-игровые технологии. Но нам было трудно сменить манеру учить на манеру слушать и слышать детей, доверять им. Помогать по их просьбе, а не по своему желанию, предоставить им право учиться самим. Не быть инициатором всего и во всём, а дополнять инициативу детей своей инициативой. Осознав это, теперь мы пытаемся услышать каждого ребёнка, даём возможность детям увидеть трудности и каждому самостоятельно справиться с ними. И не беда, если что-то не получается, самое главное, что мы с детьми учимся:
слушать и слышать друг друга, договариваться, приходить к согласию;
развивать у детей речевое взаимодействие;
формировать позитивное отношение к окружающему миру, самому себе, к сверстникам;
избавляться от боязни допустить ошибку.
Однако включение игры в ход занятия дело непростое. И прежде всего – боязнь превратить обучение в развлечение. «Главная забота воспитателей - не обучение, не развлечение, даже не развитие, а столь внедидактическая вещь как дружба!». Хочется верить, что в будущем эти слова педагога-психолога Е.Е. Шулешко станут значимыми для каждого педагога, работающего с дошкольниками. Но прежде чем начать применять социо-игровые технологии необходимо:
Изучить литературу создателей социо-игровой педагогики В.М. Букатова и А.П. Ершовой
Разработать перспективный план
Научиться использовать 6 основных правил:
1 правило: работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников»
2 правило: «смена лидерства». Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.
3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки), что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т.д.
4 правило: смена темпа и ритма. Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы детей, их слаженность во время занятий. Это должно стать деловым фоном для всех ребят. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.
5 правило – социо-игровая методика предполагает интеграцию областей. Это дает положительный результат в области коммуникации, познания, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию.
6 правило:
В народе говорят: «За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь». А вот, если по социо-игровому, то дело обстоит иначе: «Если гнаться, так уж сразу за 133-мя зайцами. Тогда, глядишь, с десяток и поймаешь, из которых пять будут науке неизвестны». Другими словами - нечаянная радость.
Ну а если только за одним зайцем гоняться, то это показатель эффективности будет малым. А то и вовсе нулевым…
- Мы должны организовывать такие ситуации, где очень много полезного. И ребёнок из этого потока информации; сегодня вынесет одно, завтра другое, что-то и приобретет для себя, что-то у него отложится, запомнится на всю жизнь. И на занятиях в детском саду только так и должно быть.
Поэтому мы в своей работе используем разные приёмы мыслительной деятельности.
повышающие познавательную активность:
- элементарный анализ – то есть отрывная точка для более сложного причинного анализа, позволяющего рассмотреть причинные связи;
- сравнение по сходству или контрасту: группировка, классификация предметов, явлений сочетание словесного объяснения, практической реализации и игровой мотивации.
Предлагаем детям интересные задания, при решении которых они учатся работать сообща, договариваться и тогда каждый ребенок чувствует себя здесь значимым, знающим, способным. Всё это является очень плодотворной почвой для того, чтобы знания можно было передавать друг другу, помогать приятелю и поддерживать его.
Используем игровые приемы на воображаемую ситуацию:
- сюрпризные моменты, элементы новизны, которые настраивают ребенка на познание, обостряют желание разгадать секрет, отгадать загадку;
- придумывание сказок;
- игры – драматизации;
- юмор и шутки.
Сильное воздействие на чувства детей оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии.
А также уточнение детских представлений:
- повторение;
- наблюдение;
- экспериментирование;
- опыт.
Правильно подобранные игры-задания способствуют повышению мотивации детей к занятиям, получению новых знаний, познанию неизвестного.
Существует определённая последовательность введения игр социо-игровой направленности (классификация):
Игры для рабочего настроя:
Главная задача игр: побудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение внимания. Например:
«Комплименты»
Все ребята делают два круга, внутренний и внешний. По сигналу взрослого пока звучит музыка, внутренний двигается в право, внешний в лево. Музыка останавливается и ребята, стоящие друг напротив друга, дарят друг другу комплименты.
«Закончи фразу»
Мяч передаётся по кругу, начинает игру педагог. Задаёт фразу, дети продолжают и заканчивают фразу. «Сегодня утром я увидел…..». « Мне хорошо, когда….»
« Мне было трудно….», «Я радуюсь когда….»
Игры разминки (разрядки): построены по принципу всеобщей доступности в них присутствует элемент соревнования, смешного, несерьёзного выигрыша при этом детям даётся возможность размятся;
Ладони доброты
Под музыку дети в разном направлении двигаются по группе, при этом они могут танцевать или выполнять любые на их усмотрение движения. Как только музыка перестаёт звучать, ребёнок находит пару, прижав ладони друг к другу, проговаривают добрые пожелания своему партнеру.
Море волнуется
Дети двигаются по группе. Воспитатель говорит слова.
Море волнуется – раз,
Море волнуется – два
Море волнуется – три,
Букве «А» ты домик найди.
Дети занимают место в обруче (домике) красного или синего цвета, тем самым объясняя свой выбор.
Игры социо-игрового приобщения к делу могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала;.
Продолжи слово
Дети объединяются в компании и встают друг напротив друга на небольшом расстоянии.
Затем ребёнок называет любой слог и делает вперёд один шаг, участник другой
компании должен назвать свой слог или несколько слогов так, чтобы вместе с
первым они составили целое слово. При этом дети делают шаг вперед и берутся за руки и т.д.Например, если первый игрок назвал слог «НО», второй может сказать «ГА» (чтобы получилось слово «НОГА»
Вариант №2
Дети объединяются в компании и стоят друг напротив друга на небольшом расстоянии.
Из каждой компании выбираются посыльные, им предлагаются карточки с изображением любого предмета.
Например, посыльный показывает карточку с изображением «МАШИНЫ», при этом дети небольшими прыжками (шагами)
произнося это слово, продвигаются друг к другу, произнося слово «МА-ШИ-НА», делят его на слоги, тем самым образуя пары. Второй посыльный показывает карточку с изображением «ЕЖА», участники делают один прыжок (шаг) назад и т.д.
Игры вольные: содержание этих игр в активном и психологически эффективном отдыхе. В данную группу входят подвижные игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения, такие как «Ловишки», «Колечко-колечко», «Где мы были – не скажем, а что делали – покажем» и многие другие.
Например, «Ручейки, озёра и моря». Дети объединяются в 3 компании. В каждой компании выбирается посыльный - ведущий, за которым встают дети из компании. По сигналу: «Ручейки!»- дети за посыльным двигаются по группе, обходя все предметы и не сталкиваясь с другими ручейками. По сигналу: «Озеро!»- дети своей компанией встают в круг. По сигналу: «Море!»- все компании объединяются в один большой круг. Игра начинается с медленного темпа, затем темп увеличивается. Сигналы произносятся вразброс, могут повторяться по 2-3 раза.
Подводя итоги, мы пришли к выводу, что социо-игровая технология научила нас воспринимать детей, не как объект, а как субъект развития и воспитания.
В рамках данной технологии, ставим перед собой такие задачи:
помочь детям научиться эффективно общаться;
сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;
способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;
воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.
Методическая литература:
Возвращение к таланту: Педагогам о социо-игровом стиле работы/ А.Ершова, В.Букатов- Красноярск:АКМЭ,1999г.;
Карманная энциклопедия социо-игровых приёмов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие для воспитателей старших и подготовительных групп детского сада/ под общ.ред. М.Букатова: Москва:Изд-во «ТЦ СФЕРА»: Санкт-Петербург: Образовательные проекты, 2014.;
Социоигровая педагогика в детском саду: из опыта работы воспитателей/ В.Букатов- Москва: Чистые пруды, 2006г.;
Ершова А.П. Нескучная школа. Пособие для учителей по социоигровым технологиям обучения и воспитания.-СПб,2004.