kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Использование социо-игровых технологий с детьми старшего возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматриваются использование социо-игровых технологий с детьми старшего дошкольного возраста. Подобраны игры для рабочего настроя.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Использование социо-игровых технологий с детьми старшего возраста»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИО-ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

«Без игры не может быть полноценного

умственного развития.

Игра-это огромное светлое окно, через

которое в духовный мир ребёнка вливается

живительный поток представлений, понятий.

Игра-это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности»

В.А Сухомлинский

Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. В изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. Одной из таких технологий является социо-игровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками, которую мы применяем в своей педагогической деятельности. Игра идёт на пользу общему развитию ребёнка: стимулирует его познавательные интересы, даёт возможность детям самоутвердиться и реализовать себя, помогает восполнить дефицит общения. Мы, как педагоги, стараемся организовать занятия интересно, используя различные педагогические новинки, а так же постоянно применяя новые игры. Но желаемых результатов в полной мере не добивались. И тогда мы стали использовать в своих занятиях социо-игровые технологии. Но нам было трудно сменить манеру учить на манеру слушать и слышать детей, доверять им. Помогать по их просьбе, а не по своему желанию, предоставить им право учиться самим. Не быть инициатором всего и во всём, а дополнять инициативу детей своей инициативой. Осознав это, теперь мы пытаемся услышать каждого ребёнка, даём возможность детям увидеть трудности и каждому самостоятельно справиться с ними. И не беда, если что-то не получается, самое главное, что мы с детьми учимся:

  • слушать и слышать друг друга, договариваться, приходить к согласию;

  • развивать у детей речевое взаимодействие;

  • формировать позитивное отношение к окружающему миру, самому себе, к сверстникам;

  • избавляться от боязни допустить ошибку.

Однако включение игры в ход занятия дело непростое.  И прежде всего – боязнь превратить обучение в развлечение. «Главная забота воспитателей - не обучение, не развлечение, даже не развитие, а столь внедидактическая вещь как дружба!».  Хочется верить, что в будущем эти слова педагога-психолога Е.Е. Шулешко станут значимыми для каждого педагога, работающего с   дошкольниками. Но прежде чем начать применять социо-игровые технологии необходимо:

  • Изучить литературу создателей социо-игровой педагогики В.М. Букатова и А.П. Ершовой

  • Разработать перспективный план 

  • Научиться использовать 6 основных правил:

1 правило: работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников»

2 правило: «смена лидерства». Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.

3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки), что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети  не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т.д.

4 правило: смена темпа и ритма. Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы детей, их слаженность во время занятий. Это должно стать деловым фоном для всех ребят. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.  

5 правило – социо-игровая методика предполагает интеграцию областей. Это дает положительный результат в области коммуникации, познания, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию.

6 правило:

В народе говорят: «За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь». А вот, если по социо-игровому, то дело обстоит иначе: «Если гнаться, так уж сразу за 133-мя зайцами. Тогда, глядишь, с десяток и поймаешь, из которых пять будут науке неизвестны». Другими словами - нечаянная радость.

Ну а если только за одним зайцем гоняться, то это показатель эффективности будет малым. А то и вовсе нулевым…

  - Мы должны организовывать такие ситуации, где очень много полезного. И ребёнок из этого потока информации; сегодня вынесет одно, завтра другое, что-то и приобретет для себя, что-то у него отложится, запомнится на всю жизнь. И на занятиях в детском саду только так и должно быть.

Поэтому мы в своей работе используем разные приёмы  мыслительной деятельности.

  • повышающие познавательную активность:

-  элементарный анализ – то есть отрывная точка для более сложного причинного анализа, позволяющего рассмотреть причинные связи;

- сравнение по сходству или контрасту: группировка, классификация предметов, явлений сочетание  словесного объяснения, практической реализации и игровой мотивации.

  • Предлагаем детям интересные задания, при решении которых они учатся работать сообща, договариваться и тогда каждый ребенок чувствует себя здесь значимым, знающим, способным. Всё это является очень плодотворной почвой для того, чтобы знания можно было передавать друг другу, помогать приятелю и поддерживать его.

  • Используем игровые приемы на воображаемую ситуацию:

- сюрпризные моменты, элементы новизны, которые настраивают ребенка на познание, обостряют желание разгадать секрет, отгадать загадку;

- придумывание сказок;

- игры – драматизации;

- юмор и шутки.

Сильное воздействие на чувства детей оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии.

  • А также уточнение детских представлений:

- повторение;

- наблюдение;

- экспериментирование;

- опыт.



Правильно подобранные игры-задания способствуют повышению мотивации детей к занятиям, получению новых знаний, познанию неизвестного.

Существует определённая последовательность введения игр социо-игровой направленности (классификация):

Игры для рабочего настроя:

Главная задача игр: побудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение внимания. Например:

«Комплименты»

Все ребята делают два круга, внутренний и внешний. По сигналу взрослого пока звучит музыка, внутренний двигается в право, внешний в лево. Музыка останавливается и ребята, стоящие друг напротив друга, дарят друг другу комплименты.

«Закончи фразу»

Мяч передаётся по кругу, начинает игру педагог. Задаёт фразу, дети продолжают и заканчивают фразу. «Сегодня утром я увидел…..». « Мне хорошо, когда….»

« Мне было трудно….», «Я радуюсь когда….»


Игры разминки (разрядки): построены по принципу всеобщей доступности в них присутствует элемент соревнования, смешного, несерьёзного выигрыша при этом детям даётся возможность размятся;

Ладони доброты

Под музыку дети в разном направлении двигаются по группе, при этом они могут танцевать или выполнять любые на их усмотрение движения. Как только музыка перестаёт звучать, ребёнок находит пару, прижав ладони друг к другу, проговаривают добрые пожелания своему партнеру.

Море волнуется

Дети двигаются по группе. Воспитатель говорит слова.

Море волнуется – раз,

Море волнуется – два

Море волнуется – три,

Букве «А» ты домик найди.

Дети занимают место в обруче (домике) красного или синего цвета, тем самым объясняя свой выбор.

Игры социо-игрового приобщения к делу могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала;.

Продолжи слово

Дети объединяются в компании и встают друг напротив друга на небольшом расстоянии.

Затем ребёнок называет любой слог и делает вперёд один шаг, участник другой

компании должен назвать свой слог или несколько слогов так, чтобы вместе с

первым они составили целое слово. При этом дети делают шаг вперед и берутся за руки и т.д.Например, если первый игрок назвал слог «НО», второй может сказать «ГА» (чтобы получилось слово «НОГА»


Вариант №2

Дети объединяются в компании и стоят друг напротив друга на небольшом расстоянии.

Из каждой компании выбираются посыльные, им предлагаются карточки с изображением любого предмета.

Например, посыльный показывает карточку с изображением «МАШИНЫ», при этом дети небольшими прыжками (шагами)

произнося это слово, продвигаются друг к другу, произнося слово «МА-ШИ-НА», делят его на слоги, тем самым образуя пары. Второй посыльный показывает карточку с изображением «ЕЖА», участники делают один прыжок (шаг) назад и т.д.

Игры вольные: содержание этих игр в активном и психологически эффективном отдыхе. В данную группу входят подвижные игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения, такие как «Ловишки», «Колечко-колечко», «Где мы были – не скажем, а что делали – покажем» и многие другие.

Например, «Ручейки, озёра и моря». Дети объединяются в 3 компании. В каждой компании выбирается посыльный - ведущий, за которым встают дети из компании. По сигналу: «Ручейки!»- дети за посыльным двигаются по группе, обходя все предметы и не сталкиваясь с другими ручейками. По сигналу: «Озеро!»- дети своей компанией встают в круг. По сигналу: «Море!»- все компании объединяются в один большой круг. Игра начинается с медленного темпа, затем темп увеличивается. Сигналы произносятся вразброс, могут повторяться по 2-3 раза.

Подводя итоги, мы пришли к выводу, что социо-игровая технология научила нас воспринимать детей, не как объект, а как субъект развития и воспитания.

В рамках данной технологии, ставим перед собой такие задачи:

  • помочь детям научиться эффективно общаться;

  • сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;

  • способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;

  • воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.








































Методическая литература:

  1. Возвращение к таланту: Педагогам о социо-игровом стиле работы/ А.Ершова, В.Букатов- Красноярск:АКМЭ,1999г.;

  2. Карманная энциклопедия социо-игровых приёмов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие для воспитателей старших и подготовительных групп детского сада/ под общ.ред. М.Букатова: Москва:Изд-во «ТЦ СФЕРА»: Санкт-Петербург: Образовательные проекты, 2014.;

  3. Социоигровая педагогика в детском саду: из опыта работы воспитателей/ В.Букатов- Москва: Чистые пруды, 2006г.;

  4. Ершова А.П. Нескучная школа. Пособие для учителей по социоигровым технологиям обучения и воспитания.-СПб,2004.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья "Использование социо-игровых технологий с детьми старшего возраста

Автор: Юрченко Наталья Николаевна

Дата: 08.10.2018

Номер свидетельства: 479920


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства