Статья: "Экскурсия как средство ранней профориентации детей дошкольного возраста"
Статья: "Экскурсия как средство ранней профориентации детей дошкольного возраста"
Знакомство дошкольников с миром профессий является важным этапом в процессе профессионального самоопределения личности. Именно в это время происходит активная социализация детей и накопление представления о мире профессий. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Наиболее эффективными способами ознакомления детей с работой взрослых являются наблюдение и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность полученных идей, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья: "Экскурсия как средство ранней профориентации детей дошкольного возраста"»
Знакомство дошкольников с миром профессий является важным этапом в процессе профессионального самоопределения личности. Именно в это время происходит активная социализация детей и накопление представления о мире профессий. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.
Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями является одной из важных задач социализации ребенка. Порой дети не могут объяснить, что означают такие рабочие профессии, как: токарь, слесарь, электрик, инженер, не совсем полно понимают, чем занимаются водители, продавцы, медики, педагоги, бухгалтера. Что уж говорить о современных профессиях, таких как: менеджер, промоутер, и т.д.
Педагоги должны обращать внимание дошкольников на профессии, без которых невозможно нормальное функционирование любого государства.
Наиболее эффективными способами ознакомления детей с работой взрослых являются наблюдение и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность полученных идей, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Важно помнить, чтобы дошкольники ясно воспринимали полученную информацию, необходимы объяснения взрослых (педагогов, родителей). В процессе бесед и занятий с детьми уточняется, дополняется, закрепляется информация, полученная воспитанниками в ходе наблюдений. Наблюдения и экскурсии организовываются исходя из возрастных особенностей детей и возможностей персонала дошкольного образовательного учреждения.
Экскурсии выполняют следующие функции: реализация принципа наглядного обучения; закрепление полученных представлений с реальной жизнью; ознакомление дошкольников с доступными видами производства; закрепляются навыки общения со взрослыми людьми; закладываются основы профориентации.
Во время экскурсии дети получают возможность наблюдать за различными способами выполнения профессиональных действий человека определенной профессии. Демонстрируя трудовые действия, взрослый комментирует каждую операцию и даёт детям возможность задавать вопросы. Интерес детей к наблюдаемой работе взрослых возрастает, когда они могут выполнить хотя бы одну, доступную детям, функцию.
Во время экскурсии педагог дополняет полученную информацию, рассказывает о качествах, которыми должны обладать представители этих профессий, используя развлекательный материал, стихи, загадки, пословицы. Вернувшись в группу с детьми, обязательно обсуждается увиденное.
Процесс рефлексии – один из интересных и захватывающих этапов в подведении итогов экскурсии.
Представления о профессиональных занятиях людей разных профессий, полученные во время экскурсий, благоприятно влияют на развитие ролевого поведения в сюжетных играх у детей. Именно в ролевых играх фиксируются знания о профессиях, полученные дошкольниками, корректируется информация о виде деятельности и взаимосвязи профессий.
Со старшего дошкольного возраста, при непосредственном участии родителей в рамках экскурсионной работы, можно реализовать такие формы, как: фоторепортажи и видеоролики. Созданные видеоролики и фоторепортажи с места совместных прогулок дают возможность расширять представления детей о разнообразии социального мира и воздействии деятельности взрослых на окружающий мир.
Экскурсии являются немаловажной ступенью в профориентационной работе дошкольной организации. Конечно, наши воспитанники выберут профессии в соответствии с собственными желаниями, возможностями, пожеланиями родных, требованиями времени, но уважение к человеку труда останется. И труд будет не наказанием, а реализацией лучших качеств и способностей человека на благо общества.