Просмотр содержимого документа
«Статья для воспитателей " Организация работы с ребенком-инвалидом в условиях ДОУ"»
« Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
Сухомлинский В.А.
Каждый ребенок имеет право на особую заботу и помощь от нашего общества. Но есть дети, у которых физическое и умственное состояние требует повышенного к ним внимания. Это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые имеют разную степень инвалидности.
Понятие «ребенок – инвалид» можно разделить на две категории. Одна группа детей - инвалидов – это дети с врожденными нарушениями работы различных органов чувств и с физическими недостатками или умственно отсталые дети.
Другая группа детей – это те, кто стали инвалидами в результате длительной болезни. Воспитание и развитие таких детей является серьезной педагогической и медицинской задачей.
Общеизвестно, чтобы успешно решать какую либо жизненную проблему или трудную ситуацию, необходимо в ней разбираться.
Педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения при работе с детьми ограниченными возможностями ставят перед собой следующие задачи:
Своевременно выявить детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
Определить особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка;
Способствовать созданию условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
Оказать методическую помощь родителями;
Отследить динамику развития детей с ОВЗ.
Вся работа, проводимая с детьми с ОВЗ, осуществляется в тесном контакте с педагогом – психологом, учителем – логопедом, медицинским работником.
На каждого ребенка составляется:
- «Социальная карта развития ребенка»,
- разрабатывается индивидуальная программа, направленная на развитие познавательной активности, речевое развитие, социальную адаптацию.
В своей работе применяем следующие методы и формы:
Специально разработанные бытовые занятия, призваны компенсировать опыт, недополученный в семье при общении с родителями и так необходимый для гармоничного вхождения ребенка в самостоятельную жизнь;
Сказкатерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.
Игротерапия – занятия организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процессе игровой деятельности. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально волевые, нравственные качества. Сюжетно – ролевые игры способствуют формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Основной задачей игр – драматизаций также является коррекция эмоциональной сферы ребенка;
Релаксация – в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы, наблюдения за животными, использование сухого бассейна;
Песочная терапия – занятия проводятся с применением центра песка и воды;
Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантамиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально – личностной сферы. Игры «Мое настроение», «Веселый – грустный»
Арт – терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Рисунки детей не только отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности.
В нашем дошкольном учреждении созданы условия для полноценного развития детей с ограниченными возможностями.
Имеется огромное количество игр на развитие восприятия цвета; на развития восприятия формы; на развитие тактильных ощущений; на развитие наглядно – образного мышления; формирование мыслительных операций.
Оборудована сенсорная комната, которую ребята посещают с огромным удовольствием.
В каждой группе имеется уголок уединения, где ребенок может спокойно отдохнуть, или поиграть в свою любимую игру.
И конечно самое главное при работе с детьми с ограниченными возможностями – это взаимодействие ДОУ с родителями.
Инвалидность ребенка, чаще всего, становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Действительно, воспитание ребенка с отклонением в развитии, независимо от характера и сроков его заболевания или травмы, изменяет, а нередко нарушает весь привычный режим жизни семьи. Обнаружение у ребенка дефекты развития и подтверждение инвалидности почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние, семья оказывается в психологической сложной ситуации. И в такой сложной ситуации задача педагога помочь родителям рассмотреть ситуацию спокойно, более конструктивно подойти к решению своих проблем. Родители всегда могут получить рекомендации учителя – логопеда, педагога - психолога; ознакомится с буклетами; посетить занятие; родительское собрание, педагогическую гостиную.
Педагоги постоянно убеждают родителей в том, что рано или поздно все усилия, спокойное терпение и непомерный труд в воспитании ребенка с ОВЗ будут обязательно вознаграждены!