Статья "Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок"
Статья "Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок"
В данной статье идет речь о важности народной педагогики в нравственном воспитании подрастающего поколения. Работа со сказкой помогает педагогу решать задачи по развитию эмоциональной и социальной сфер детей, их речевой активности, обогащению словарного запаса, воспитанию чувства прекрасного.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок"»
Евгения Игоревна Горелова,
воспитатель
МДОУ «Детский сад № 15»
Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок
Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства — это, прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные идеи, всегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть.
Сопереживанию, состраданию должна учить детская книга. А именно сказки.
Сказка — это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными… Недаром известная русская пословица гласит: «сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Урок нравственности, доброты, честности, ума и иной раз хитроумия. Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не найдётся такого человека. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребёнка, — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Не для забавы созданы русские народные сказки. Они являются мудрым воспитателем ребенка. Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребенка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой.
Миллионы людей первые основы нравственного воспитания получали на ярких примерах народной сказки. Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера. Она помогает им в первые годы жизни разобраться в таких сложных вопросах, как взаимоотношение людей, помогает оценить их поступки, вызывает либо сочувствие, либо осуждение.
Изучению русских народных сказок посвятили свои работы известные педагоги, психологи, сказковеды: братья Б. и Ю. Соколовы, А.И. Никифоров, Н.П. Андреев, А.Н. Афанасьев, К.Д. Ушинский, В.Я. Пропп, Э.В. Померанцева, В.П. Аникин и многие другие.
Русский педагог К.Д. Ушинский высоко оценил русскую народную сказку, считая ее рассказывание замечательным методом воздействия на ребенка: «Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».
А.М. Горький сказал, что сказки, как и некоторые другие жанры фольклора, «выражают мышление народной массы в полноте особенно поучительной».
Детский писатель сказочник Джанни Родари сказал — «Сказка для ребенка такое же серьёзное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности».
Учитывая силу воздействия русской народной сказки на ребенка, большую воспитательную ценность её содержания, красоту художественной формы воспитатель- рассказчик должен бережно донести её до слушателя.
Работая с детьми, я увидела, что детей недостаточно знакомят с русскими народными сказками, в основном дети смотрят зарубежные мультфильмы. Дети стали проявлять агрессию, не терпимость друг к другу, поэтому я и решила приобщить детей к миру русской народной сказки.
Я поставила перед собой цель: воспитание у дошкольников добрых чувств через знакомство с русскими народными сказками.
Для реализации цели, мною были выделены следующие задачи:
1.Подобрать и изучить научную и методическую литературу по теме, составить перечень русских народных сказок по возрастам.
2.Воспитать у детей доброжелательные отношения к окружающим людям и друг другу, доброе чувство ко всему живому, любовь к своему краю.
3. Привлечь родителей к воспитанию у детей любви и интереса к русской народной сказки в условиях семьи.
4. Создавать единую систему взаимодействия воспитателей, родителей и специалистов.
В начале своей работы, я подобрала сказки, которые соответствуют данному возрасту («Курочка ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок»). Вместе с родителями мы сделали пальчиковый, теневой, настольный театр. Сделала подборку игрушек по сказкам (Коза рогатая, лисичка, петушок, заяц, колобок, внучка Машенька). Оформила альбомы по русским народным сказкам.
Каждое утро, когда дети приходят в детский сад, я встречала их сказочным персонажем со словами «Я колобок, румяный бок. Рад, что ты ко мне пришел», «Ребятушки – козлятушки, заходите ко мне в гости, будем петь, и играть, всех я буду забавлять».
Все знают, что дети по утрам плохо кушают. И сказочные персонажи помогали мне во время завтрака. Например, петушок золотой – гребешок кушал кашу вместе с детьми, и дети тоже ели вместе с петушком.
Чтобы детям легче было освоить навыки самообслуживания, я использовала сказочный персонаж из сказки репка – внучку. Вместе с детьми мы её назвали Машенька. Для этого я изготовила игру «Оденем куклу Машу на прогулку».С помощью этой наглядности дети быстрее освоили приёмы одевания и раздевания, тем самым я воспитывала у них навыки самообслуживания.
В течение года я знакомила детей с русскими народными сказками. Маленьким детям легче воспринимать рассказ, чем чтение, поэтому я старалась больше рассказывать и обыгрывать сказки.
Обычно сказку я детям рассказывала много раз, это не надоедало им, а с каждым разом они проявляли большой интерес к ней и рассказывали вместе со мной, эмоционально передавая слова, песни, движения героев сказки. Я обеспечивала их активность во время слушанья: предлагала выполнить имитационные движения (дети показывают, какая большая-пребольшая репка, как её тянут — потянут и т.д.), использовала разнообразные наглядные пособия (показ фигурок настольного театра сменяла показом живых картинок или картинками на фланелеграфе).
При повторении сказок я обучала детей элементам драматизации. Это доставляло малышам огромную радость. И хотя охотно взяв на себя ту или иную роль, ребенок не редко забывал ее, не всегда согласовал свои действия с действиями партнера, меня не смущали эти трудности. Я помнила, что такие упражнения требуют большого такта, терпения и значительно более частого одобрения действий детей, оценки их речи.
Так же привлекались родители, им давались рекомендации, советы, консультации, информационный материал.
В течение своей работы я увидела, что благодаря русским народным сказкам снизилось внутреннее напряжение у ребенка.
1. Использование сказки в нравственном воспитании дошкольника.
Нравственное воспитание детей – одна из главных задач в детском саду. Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности, я начала с младшего возраста, когда у детей начал формироваться характер, отношение к миру, окружающим людям.
Дети пришли в сложный мир, где они будут встречаться не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью.
Я должна была вместе с родителями научить детей отличать хорошее от плохого, и в этой работе мне очень помогли сказки.
Работая с детьми, я старалась воспитывать умение проявлять внимание, сочувствие к сверстникам, отзываться на помощь другого ребенка, помогать ему; воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; воспитывать любовь к близким людям.
Сказка – развитие речи и познания у детей
Вывод:
Используя различные приемы и техники в работе со сказкой, педагог решает задачи по развитию эмоциональной и социальной сфер детей, их речевой активности, обогащению словарного запаса, воспитания чувства прекрасного.
Таким образом, сказки играют огромную роль в воспитание ребенка, обращают сердца детей к добру, великодушию, чести и справедливости. Поэтому, чем раньше сказка коснется струн детской души ребенка, тем добрые чувства возьмут в них верх над злыми. Ведь сказка – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.
И это нужно дать послушать детям.
Используемая литература:
Аникин, В.П. Русская народная сказка /В.П.Аникин. – М., 1977.
Ведерникова, Н.М. Русская народная сказка /Н.М.Ведерникова. – М., 1975.
Гусейнов, А.А. Социальная природа нравственности /А.А.Гусейнов. – М., 1974
Л.Б. Фесюкова. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста. – М.: ФОЛИО, АСТ, 2000. – 464 с.