Статья. "Особенности коррекционного-педагогической деятельности и лечебно-восстановительного процесса в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением зрения"
Статья. "Особенности коррекционного-педагогической деятельности и лечебно-восстановительного процесса в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением зрения"
Статья содержит визитную карточку ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением зрения
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья. "Особенности коррекционного-педагогической деятельности и лечебно-восстановительного процесса в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением зрения"»
Особенности коррекционного-педагогической деятельности
и лечебно-восстановительного процесса
в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением зрения.
Васильева Л.А.
заведующий ГБДОУ №115
компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Визитка ДОУ
ГБДОУ детский сад № 115 компенсирующего вида расположен во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга по адресу:
192212, Санкт-Петербург, улица Белградская, дом 26, корпус 3, литер А.
Район имеет развитую инфраструктуру и высокую транспортную доступность. Данное образовательное учреждение существует с 1978 года. Лицензирование ГБДОУ № 115 прошло в 2011году (бессрочно). Детский сад имеет государственную аккредитацию от апреля 2008 года на осуществление образовательной деятельности.
Дошкольное учреждение работает в режиме двенадцатичасового пребывания детей от 2 до 7 лет: с 7.00 до 19.00 часов.
Проектная мощность - 12 групп. Функционирует - 10 групп. Для детей от 2 до 3 лет - 2 группы. Для детей от 3 до 7 лет - 8 групп.
Одним из актуальных вопросов в современном дошкольном образовании является выявление особенностей образовательного процесса и коррекция развития детей с нарушением зрения.
Для этого проводится мониторинг развития детей.
Учитывая физические возможности наших детей и особые образовательные потребности нами разработана и реализуется Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с нарушением зрения (комплексная коррекционно-педагогическая работа, обеспечение полноценного развития ребёнка с нарушением зрения, его социальной адаптации и интеграции в общество).
Кадровое обеспечение
Одним из условий реализации АООП ДО, которая бы обеспечивала полноценное развитие личности ребенка во всех образовательных областях являются квалифицированные, компетентные педагоги, обладающие целым комплексом профессиональных умений: гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные.
Коллектив ГБДОУ детского сада № 115 компенсирующего вида состоит из 63 человек.
Педагогический коллектив состоит из 31 человека:
Должность
Количество человек
Музыкальный руководитель
- 1 человек
Руководитель по физической культуре
- 1 человек
Педагог – психолог
- 1 человек
Учитель – логопед
- 2 человека
Учитель- дефектолог
- 6 человек
Воспитатели
- 20 человек
Из них имеет:
- высшее педагогическое образование -21 человек - среднее педагогическое образование -10 человек
- стаж педагогической деятельности до 5 лет - 5 человек - стаж педагогической деятельности до 10 лет - 3 человека - стаж педагогической деятельности до 15 лет - 10 человек - стаж педагогической деятельности свыше 15 лет - 13 человек
- высшую квалификационную категорию - 14 человек
- первую квалификационную категорию - 13 человек - по образованию и стажу - 4 человека
Образовательную деятельность нам помогают осуществлять следующие социальные институты:
ИМЦ Фрунзенского района
СПб АППО
РГПУ им. А.И. Герцена кафедра тифлопедагогики
Государственная филармония СПб
ДТЮ Фрунзенского района
ГБОУ лицей № 299 Фрунзенского района
ГБОУ СОШ № 448 Фрунзенского района
СПб ГАДОУ № 53
СПб ГУЗ Детское поликлиническое отделение № 41
Работу нашего ДОУ можно представить в виде схемы из 5 блоков.
В ДОУ обеспечены безопасные условия организации воспитательно-образовательной работы с детьми: существуют вариативные режимы дня (для благоприятной погоды, на случай неблагоприятной погоды, щадящий режим, режим на летнее время), режимы дня соответствуют возрастными особенностями детей; сетки занятий в каждой возрастной группе были составлены с учетом гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей в соответствии с требованиями СанПин.
В ДОУ созданы условия для охраны, укрепления здоровья детей и осуществление лечебно-восстановительного процесса: ортоптический кабинет, медицинский кабинет, изолятор, спортивно-коррекционный зал, имеются специальные помещения для коррекционной работы с детьми (кабинеты учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагога-психолога).
В ГБДОУ проводится ортоптическое лечение детей на аппаратах и компьютерах, коррекционно-развивающие занятия специалистов с детьми, и закаливающие процедуры: воздушные ванны, прогулки, физические упражнения в облегченной одежде, утренняя гимнастики, дыхательная гимнастика.
Для успешной реализации АОП ДО в 2014-2015 учебном году на средства бюджетных учреждений были улучшены материально-технические условия (обновлен офтальмологический кабинет новым оборудованием):
Лечебными аппаратами:
амблиокор;
АМО-АТОС с приставкой «АМБЛИО-1» для лечения амблиопии;
Устройство-приставка ЦВЕТОРИТМ для коррекции и лечения психосоматических нарушений (цветоритмотерапия);
Устройство-приставка КАСКАД для лечения спазма аккомодации, амблиопии и нарушения бинокулярного зрения;
Устройство-приставка «Рубин» офтальмотерапевтическая для воздействия спекл-полем;
Диагностической аппаратурой:
Авторефкератометр RMK-200;
Автоматический проектор знаков ACP-700;
Игровыми программы для лечения амблиопии:
Комплекс аппаратно-программный для функционального лечения и исследования Плеоптика-3 (Тир, Льдинка, Крестики, Галактика, Крабик, Дартс).
Лечебно-коррекционная программа «Кодинг».
Лечебно-диагностическая программа КЛИНОК-2.
Лечебно-диагностическая программа Чибис-2.
Лечебно-тренировочная программа Цветок-2.
Лечебно-тренировочная программа Дискотека-2.
Компьютерами.
Значительное место в образовательном процессе занимает коррекционная работа.
Коррекционно-педагогический процесс строится с учетом психофизических особенностей наших детей:
- снижение скорости и точности зрительного восприятия, искаженность восприятия предметов (это приводит к снижению количества и качества представлений о явлениях и предметах окружающего мира);
-затруднение выработки системы сенсорных эталонов цвета, формы, величины;
-нарушения в формировании навыков мелкой моторики руки и развитие зрительно-моторной координации;
-замедление развития познавательных процессов. Развитие внимания как непроизвольного, так впоследствии и произвольного замедляется, сужается объём памяти.
Большое значение в коррекционно-педагогическом процессе уделяется созданию предметно-пространственной среды в группах и в других помещениях ДОУ, в соответствии с ФГОС ДО, с учетом особых образовательных потребностей детей и их интересов.
Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда создана с учётом принципа интеграции образовательных областей.
Модель развивающей среды в ДОУ представлена в единстве трёх компонентов:
• развивающая среда и дизайн на территории учреждения;
• функциональные пространства в помещении детского сада.
Умелое сочетание воспитательных мероприятий с лечебно-восстановительными создает благоприятные условия для развития зрительной системы наших воспитанников, повышает эффективность преодоления зрительной депривации и способствует получению равных со сверстниками стартовых возможностей для обучения в школе. Большинство детей, посещавших наш сад, успешно обучается в условиях массовой школы.
Литература:
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования ГБДОУ д/с № 115 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /Центр педагогического образования. Москва, 2014 год
Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения/под ред. Л.В. Фомичевой-СПб.: Издательство «Каро», 2007 год.
Программа зрительного восприятия и знакомства с окружающим миром /Под ред. Л.В. Рудаковой-СПБ.: Издательство «Образование», 1995 год.