kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья на тему: «Оценивание достижений воспитанников в условиях квалиметрического подхода»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время задача повышения качества продукции стала одной из главных как в нашей стране, так и за рубежом. 
Первым шагом к улучшению качества производимой продукции и предоставляемых услуг является получение навыков количественно­
го оценивания фактического (достигнутого) уровня качества и систематизации имеющейся информации с целью принятия оптимального
решения о конкретных путях и методах повышения качества продукции (услуг). Основная задача детского сада – подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: «Оценивание достижений воспитанников в условиях квалиметрического подхода»»

«Оценивание достижений воспитанников в условиях квалиметрического подхода»


Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовется.

Посеять в душах благодать.

Увы, не каждый раз дается.

Но мы обязаны мечтать

О дивном времени, о веке,

Когда цветком прекрасным стать

Сумеет личность человека.

И мы обязаны творить.

Презрев все тяготы мирские,

Чтоб истин светлых заложить

Зачатки в жизни молодые.

Чтоб верный путь им указать,

Помочь в толпе не раствориться…

Нам не дано предугадать,

но мы обязаны стремиться.


Ф.И.Тютчев

Пояснительная записка

В настоящее время задача повышения качества продукции стала одной из главных как в нашей стране, так и за рубежом.
Первым шагом к улучшению качества производимой продукции и предоставляемых услуг является получение навыков количественно­
го оценивания фактического (достигнутого) уровня качества и систематизации имеющейся информации с целью принятия оптимального
решения о конкретных путях и методах повышения качества продукции (услуг). Основная задача детского сада – подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки.

Актуальность. Актуальность изучения процесса оценивания отмечалась еще в тридцатые годы. Вфундаментальной работе Б. Г. Ананьева «Психология педагогическойоценки» определено одно из важных направлений педагогической психологии — это процессы диагностирования детей дошкольного возраста. Отметка приобретае тне только педагогическое и психологическое значение, но и социальное  (Е.П.Ильин, Н.А.Курдюкова).

Актуальность изучения процесса оценивания определяется многими причинами. В различных исследованиях доказано,  что без обратной связи управление  любым  процессом не может быть эффективным. Контроль является насущной необходимостью. ( Ш. А. Амонашвили, Б. Г. Ананьев, М.Доналдсон, Н. Ф. Талызина, В. А. Якунин, и т. д.). Чем чаще обратная связь, тем точнее процесс управления.
В исследованиях Н. А. Курдюковой выявлено, что необходимость процесса оценивания  дошкольников отмечаютвсе участники образовательного процесса: воспитатели, руководство данного дошкольного учреждения, ГОРОО.  Актуальность изучения процесса оценивания определяется и проблемами, которые возникают в процессе контроля.

Гипотеза исследования основана на предположении, что квалиметрическая технология оценки достижений воспитанников позволит уменьшить субъективизм в оценивании и повысить качество обучения в будущем

.


Основание для разработки проекта

- повышение профессиональной компетенции в области оценивания достижений воспитанников

Характеристика проекта

По доминирующему методу: информационный

По характеру содержания: оценивание достижений детей в условиях квалиметрического подхода

По характеру участия в проекте: участники от зарождения идеи до получения результата.

По характеру контактов: в рамках слушателей курсов повышения квалификации

По количеству участников: фронтальный.

По продолжительности: краткосрочный

Объект исследования – предмет квалиметрия в процессе оценивания достижений воспитанников

Предмет исследования - квалиметрическая технология оценки качества знаний дошкольников

Цель проекта: Определение объекта исследования; определение содержания мониторинга (структурирование показателей мониторинга); подбор диагностических методик; разработка форм для фиксации результатов мониторинга

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

  • Обеспечение профессиональной готовности педагогических кадров к осуществлению системы мониторинга

  • Разработка форм для фиксации результатов мониторинга


Концептуальную основу исследования составили:

Методологическая основа исследования определяется поставленными целями и задачами и строится на разработанных методах педагогических исследований (Ю.К.Бабанский, Н.В.Кузьмина, А.М.Новиков, В.М.Полонский, К.Ингенкамп), основных положениях педагогической квалиметрии (А.И.Субетто, В.С.Черепанов, В.И.Михеев, С.С.Татарченкова) и инновационной педагогики (А.Я.Найн, Н.Р.Юсуфбекова, В.А.Сластенин, Л.С.Подымова).

Изучение процесса оценивания деятельности дошкольников показало,  что отсутствуют четкие, научно выверенные положения, которыми могли бы руководствоваться  педагоги.  Чаще всего педагоги  в своей  деятельности по оцениванию деятельности воспитанников  исходят из своих  интуитивных представлений. В результате этого процесс оценивания  носит произвольный характер. Такое положение дел  ставит  ребенка  вне защищенную  позицию, он не знает своих прав и не может их отстаивать. Термин «Квалиметрия» (от латинского «квали»-какой, какого качества, и древнегреческого «метрео» - мерить, измерять) впервые был использован в 1968 г. для обозначения научной дисциплины, изучающей методологию и проблематику количественного оценивания
качества объектов любой природы. Возникновение квалиметрии было
связано с осмыслением проблемы измерения и оценки качества в сочетании с проблемой управления качеством продукции и работ в общественном производстве
Оценка качества - первый и основной этап системы управления
качеством. Основные задачи квалиметрии: выбор номенклатуры показате­лей качества, разработка методов их определения и оптимизации,
обоснование условий их использования в задачах стандартизации и 
управления качеством. Как известно, все, что производит человек, выражается совокупностью четырех элементов: продукция, услуги, информация, энергия. При этом каждый из этих элементов наиболее полно характеризует три фундаментальные величины: количество, затраты и качество.
Д. Джуран (США) использует понятие «качество» в виде определения «пригодность для достижения цели», так как оценка качества потребителем основана на пригодности изделия к использованию , т.е возможности использования ребенком информации, полученной в процессе образования.


Продолжительность: 14.11-25.11.2016 год


Возможность реализации проекта:

Теория и практика курса «Теория и практика педагогической квалиметрии: управление качеством воспитания и обучения в дошкольной организации»


Практическая значимость:

1. разработка критериев

2. Внедрение

3. рекомендации


Индикатор результативности: создание диагностической таблицы, согласно задачам, поставленным в «программе развития»


I этап реализации проекта

(Изучение содержания и структуры мониторинга)


Определения мониторинга:

Мониторинг - форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование развития.

Мониторинг - система контролирующих и диагностирующих мероприятий, обусловленных целеполаганием процесса обучения и предусматривающих изучение динамики уровней усвоения учащимися учебного материала и его корректировку. То есть обеспечивается регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе.

Мониторинг освоения детьми Типовой учебной программы дошкольного воспитания и обучения является системой работы и имеет определенные этапы реализации: сбор, обработка, распространение и хранение информации об уровне освоения детьми Типовой учебной программы дошкольного воспитания и обучения в контексте оценки качества дошкольного образования.

Задачи ДО по реализации системы мониторинга освоения детьми ТУП дошкольного воспитания и обучения: Обеспечение профессиональной готовности педагогов ДО к организации и проведению системы мониторинга

Организация постоянного взаимодействия воспитателей и других специалистов ДО на всех этапах реализации мониторинга

Цель педагогического мониторинга в ДО- выявление динамики развития физических, личностных, интеллектуальных качеств дошкольников



Функции педагогического мониторинга:

интегративная, обеспечивающая комплексную характеристику развития ребенка в дошкольный период;

диагностическая, позволяющая дать объективную оценку сформированости интегративных качеств ребенка дошкольного возраста;

информационная, являющаяся способом систематического получения информации о развитии физических, интеллектуальных и личностных качествах ребенка;

прагматическая, позволяющая использовать мониторинговую информацию для принятия своевременных объективных решений, направленных на достижение положительных результатов развития каждого воспитанника.

Мониторинг должен соответствовать следующим принципам:

Научности (учет закономерностей развития ребенка, использование научно-обоснованных методов и форм мониторинга).

Непрерывности и цикличности(постоянная оценка достижения детьми планируемых результатов освоения ТУП, периодичность проведения)

Гуманизации (уважение к личности ребенка, его интересам, правам)

Коллегиальности (задействованность в проведении и обсуждении результатов мониторинга всех педагогов и др.специалистов ДО)

Структура системы мониторинга:

1.наличие объекта мониторинга;

2.наличие форм для сбора, оформления информации (использование диагностических карт, карт развития и др. форм), утверждаемых в ДО для всех категорий педагогических кадров, участвующих в мониторинге

3. подбор (разработка) инструментария (формы, методы);

4.определение формы фиксации результатов (в цвете, цифрах, баллах, др.)

5.определение сроков и периодичности сбора информации;

6.определение ответственных за сбор и хранение информации.

7.наличие объекта мониторинга;

8.наличие форм для сбора, оформления информации (использование диагностических карт, карт развития и др. форм), утверждаемых в ДО для всех категорий педагогических кадров, участвующих в мониторинге

9.подбор (разработка) инструментария (формы, методы);

10.определение формы фиксации результатов (в цвете, цифрах, баллах, др.)

11.определение сроков и периодичности сбора информации;

12.определение ответственных за сбор и хранение информации.


Определение объекта исследования

Объектом мониторинга являются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка, которые представлены в интегративных качествах ребенка:

1.Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;

2.Любознательный, активный;

3.Эмоционально отзывчивый;

4.Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

5.Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;

6.Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;

7.Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе;

8.Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;

9. Овладевший необходимыми умениями и навыками.


Определение содержания мониторинга (структурирование показателей мониторинга)

Содержание мониторинга отражается в показателях мониторингового исследования. Выбор показателей и их количество зависит от содержания и задач общеобразовательной программы дошкольного образования и может быть различным для одного и того же интегративного качества в зависимости от возраста ребенка. Показатели, необходимые для оценки достижения результатов части Программы, формируемой участниками образовательного процесса, формулируются коллективом ДО самостоятельно, с учетом реализуемых задач данной части Программы

Определение периодичности и сроков проведения мониторинга

Устанавливаются образовательным учреждением и должны обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса. Периодичность проведения мониторинга – не менее 2-х раз в год (начало и конец учебного года), что позволяет выявить динамику изменений большинства показателей.

Рекомендуемая длительность проведения мониторинга - 2 недели.


Подбор диагностических методик

Специалистами ДО подбираются апробированные, описанные в психолого-педагогической литературе диагностические методики.

Воспитатель осуществляет диагностику путем педагогического наблюдения, беседы, анализа продуктов детской деятельности

РАЗРАБОТКА ФОРМ ДЛЯ ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА

Возможные формы фиксации результатов –

технологические карты, карты наблюдения, карты развития ребенка и др.; оформление результатов в цвете, в баллах, др.


Проведение мониторинга педагогами (специалистами) ДО


Проводится на основании утвержденной на педагогическом совете ДО системы мониторинга и соответствующих диагностических методик (с учетом возраста детей, вида группы, кадрового обеспечения образовательного процесса).

Мониторинг должен обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей , сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса


Оформление результатов мониторинга

В утвержденную в ДО форму фиксирования результатов воспитатель (специалист) вносит результаты диагностики каждого ребенка. Фиксирование результатов осуществляется на бумажном носителе (может быть дополнено электронным). При проведении квалиметрического исследования используются следующие показатели:


  1. Прогнозируемые показатели:

ИРВ-индекс реальных возможностей

ИУСВ – индекс усвоения программного материала

ИНЕУСП – индекс прогнозирования неуспеваемости (неуспешности)


  1. Полученные показатели:

Рез – результативность

ОЦ – оценочный показаель

УСВ – полное усвоение материала

УРВ – уровень реализации учебных возможностей

НЕУСП – показатель неуспеваемости


  1. Математическая модель:

РЕЗ=ИРВ

ОЦ=РЕЗ

УСВ=ИУСВ

УРВ==100%

НЕУСП=ИНЕУСП


ИРВ= сумма баллов х 100%

3 х кол-во детей


ИУСВ= кол-во детей, с баллами 2 и 3 х 100%

количество детей группы


ИНЕУСП= 100%-ИУСП


Сравнительный анализ этих показателей должен позволить выявить динамику развития каждого ребенка.

Педагогический анализ результатов мониторинга

Педагоги (специалисты) анализируют полученные результаты мониторинга по каждому воспитаннику, уровень освоения Программы (низкий, средний, высокий), определяют причины тех или иных результатов освоения Программы

По результатам анализа показателей мониторинга проектируется (корректируется) индивидуальный образовательный маршрут воспитанника.

Коллегиальное обсуждение результатов мониторинга воспитателями и специалистами ДО

Коллегиальное обсуждение результатов мониторинга ( по каждому воспитаннику) может проводиться в рамках существующих организационных форм работы – педагогических советов, совещаний, психолого-медико-педагогических консилиумов комиссий, совещаний.

 По итогам обсуждения результатов мониторинга :

определяются причины полученных положительных и отрицательных результатов и факторов, оказавших на них наибольшее влияние;

полученные результаты соотносят с задачами и уровнем реализации Программы ДО;

определяются индивидуальные маршруты образования и развития воспитанников ДО, степень коррекции развития;

Осуществляется необходимая координация дальнейшей деятельности воспитателей и специалистов по организации работы с детьми


Оформление и хранение результатов мониторинга

Материалы мониторинга оформляются воспитателями и др. специалистами на бумажном носителе в формах утвержденных педагогическим советом ДО

Материалы мониторинга хранятся в ДО не менее 5 лет (и с учетом длительности пребывания воспитанников в данном учреждении)

Полученная в ходе информация (по каждому воспитаннику ДО) должна быть доступна для работы педагогов, родителей ДО и др.

Результаты мониторинга могут быть оформлены также в электронных носителях, в том числе в таблицах. При выборе структуры таблиц и расположения их внутри электронного документа необходимо учесть , что в последующей работе будут использоваться как данные диагностики отдельного ребенка (в динамике в течение нескольких лет), так и результаты в целом по группе воспитанников.

По результатам мониторинга в каждой группе ДО необходимо:

оценить уровень полученных результатов (низкий, средний, высокий), сравнить данные по каждой группе между собой;

определить группу показателей с наиболее низкими результатами, определить коллегиально возможные причины полученных данных;

провести сравнение с аналогичными предыдущими показателями, выявить характер динамики (положительный, отрицательный);

определить возможные причины изменений и факторы, которые повлияли на полученные результаты.


Участники педсовета обсуждают:

какого рода помощь требуется ребенку или группе детей;

какую деятельность необходимо осуществлять силами воспитателей;

какую работу могут взять на себя другие специалисты;

какую индивидуальную развивающую (коррекционную) работу желательно осуществлять;

какие особенности должны быть учтены в процессе дальнейшей образовательной деятельности;

какие советы и рекомендации необходимо адресовать родителям воспитанников.


Составление аналитической справки по результатам мониторинга (для педагогических кадров , проходящих аттестацию на первую и высшую квалификационную категорию)

Результаты мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (за 2-3 года) служат основой для оформления аналитической справки, входящей в портфолио профессиональной деятельности педагогических работников ДОУ.

Аналитическая справка о результатах мониторинга (за 2-3 года) , заверенная руководителем ДОУ должна отражать:

Для воспитателей, старших воспитателей, руководителей (инструкторов) по физическому воспитанию , музыкальных руководителей:

Динамику достижения стабильных положительных (промежуточных и итоговых результатов формирования интегративных качеств воспитанников в каждой возрастной период:

от 60% до 70% воспитанников

от 71% до 80% воспитанников

От 81% до 90% воспитанников

Для учителей- логопедов, учителей-дефектологов:

наличие стабильных результатов коррекции развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

положительную динамику в коррекции развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Для педагогов –психологов:

наличие стабильных положительных результатов коррекции развития, адаптации обучающихся и воспитанников

положительная динамика в коррекции развития, адаптации обучающихся и воспитанников



Алгоритм мониторинга


  • Определение формата проведения мониторинга

  • Постановка цели мониторинга

  • Определение объекта мониторинга

  • Определение методов и форм мониторинга

  • Определение содержания мониторинга (определение показателей мониторинга)

  • Подбор диагностических методик с учетом возрастной группы, вида группы и кадрового обеспечения образовательного процесса ДО

  • Разработка форм для фиксации результатов мониторинга

  • Определение периодичности и сроков проведения мониторинга

  • Обеспечение профессиональной готовности педагогических кадров к осуществлению системы мониторинга

  • Проведение мониторинга педагогами ДО

  • Оформление результатов мониторинга

  • Педагогический анализ результатов мониторинга

  • Коллегиальное обсуждение результатов мониторинга (по результатам каждого проведенного мониторинга- не менее 2-х раз в год)

  • Оформление и хранение результатов мониторинга

  • Составление аналитической справки по результатам мониторинга ( к анализу годового плана ДО - ежегодно; к аттестации педагогов – за 2-3 предыдущие года)


II этап. Практический

(Разработка и создание диагностической таблицы)


III этап:

Индикатор результативности: Созданная таблица уже использовалась для диагностирования детей, посещающих класс предшкольной подготовки в ГККП я/с «Солнышко»


Библиографический список

  1. Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING) / под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В. И. Байденко. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 211 с.

  2. Васильев В. И., Тягунова Т. Н. Основы квалитологии и квалиметрии образования / Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики. – М. : Изд. центр ЕАОИ, 2007. – 2804.

  3. Дубцова М. М. О реализации квалиметрического подхода в решении проблемы оценивания учебных достижений студентов вуза // Перспективы науки. – 2011. – № 5(20). – С. 9–11.

  4. Ерёмина И. И., Садыкова А. Г. Анализ результатов экспериментальной проверки диагностической программы развития информационно-коммуникационной компетенции студентов // Высшее образование сегодня. – 2014. – № 1. – С. 54–60.

  5. Козьмина М. А. Педагогическая технология квалиметрического оценивания выпускной квалификационной работы в вузе : автореф. дис. …канд. пед. наук. – Ижевск : Ижевск. гос. техн. ун-т. – 2007. – 21 с.

  6. Кондратьев В. В. Методология системного исследования. – Казань : Риц «Школа», 2007. – 230 с.

  7. Мухаметзянова Г. В., Ибрагимов Г. И. Проблемы управления качеством подготовки и аттестации научно-педагогических кадров // Соискатель-педагог : науч.-метод. журн. – М. : Соврем, образование,  2009. –  № 1. – С. 3–6.

  8. Спенсер Лайл М. мл., Спенсер Сайн М. Компетенции на работе / пер. с англ. – М. : ШРРО, 2005. – 384 с. 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Жусупова Мадина Канашевна

Дата: 04.05.2017

Номер свидетельства: 413260


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства