kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья «Мультикультурно – развивающая среда музея детского сада как условие социокультурного развития детей дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Во многих дошкольных организациях сегодня создаются различные музеи, они являются наиболее оптимальным средством передачи информации, происходит внедрение в воспитательно – образовательный процесс средств музееведения и музейной педагогики и создание в детском саду музейно – образовательного пространства. Слово «музей» происходит от греческого слова «museum» - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам.

 

На сегодня можно с уверенностью сказать, что к нам возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к традициям, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом прикосновение к истории своей страны и другой культуры  вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням – все это заслуга работы музея.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Мультикультурно – развивающая среда музея детского сада как условие социокультурного развития детей дошкольного возраста»»


«Мультикультурно – развивающая среда музея детского сада как условие социокультурного развития детей дошкольного возраста»



«Молодой гражданин Казахстана должен быть

образованным, открытым мировым инновациям и в то же

время не забывающим о своих корнях, традициях»

Н.А.Назарбаев.


Одним из существенных условий развития современного образования, безусловно, является актуализация национальной системы образования. В Законе Республики Казахстан «Об образовании» выделены основные задачи: воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине - Республике Казахстан, уважения к государственным символам, приобщение к достижениям отечественной и мировой культуры; изучение истории, обычаев и традиций казахского и других народов республики; овладение государственным, русским, иностранным языками; свободное развитие личности [1, с.28].

Сегодня перед дошкольными организациями стоит сложнейшая задача - воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в народных истоках. Это та точка опоры, которая складывалась веками, на протяжении столетий она была близка и понятна каждому казахстанцу [2].

В системе непрерывного образования дошкольная ступень -база, от которой зависят последующие достижения человека, на которой зиждется национальная культура, формируется личность ребенка, происходит его социальная адаптация. Актуальной проблемой дошкольного образования становится социокультурное развитие детей как процесс присвоения ими общечеловеческих социальных норм и культурных ценностей на основе духовной культуры своего народа, национальностей ближайшего окружения, на основании чего происходит самоизменение человека уже на раннем этапе онтогенеза [3, с. 86].
В педагогике «среду» определяют как совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью [4, с. 132]. Е. С. Бабунова рассматривает среду в дошкольной организации как «социокультурную практику», при этом средствами организации среды выступают элементы народной педагогики: мини-музей, уголки народного творчества, краеведческий музей детского сада. В данном случае среда характеризуется предметно-информационной обогащенностью (атрибуты народного быта, макеты народных жилищ, краеведческие уголки и экспозиции и др.); образцами творческой деятельности народов, представленных в этнической среде дошкольников (предметы-подлинники: книги, картины, декоративно-прикладное искусство и др.); эмоционально-ценностной культурной значимостью (народные игрушки, предметы, обладающие исторической, духовной, эстетической ценностью); знаково-символической насыщенностью (портреты исторических личностей, фотографии, костюмы народов, атрибуты народного и домашнего быта). Н. Ш. Сыртланова рассматривает среду в многонациональных детских садах как мультикультурно-развивающую, влияющую на формирование личности дошкольника, сохраняющей свою этническую идентичность, и как систему материальных объектов, направленных на обеспечение понимания и взаимодействия детей разных национальностей в процессе познавательной, игровой и культурно-досуговой деятельности [5, с. 74].
Следовательно, мультикультурно-развивающая среда - это часть предметно-развивающей среды детского сада, направленной на обеспечение понимания и взаимодействия детей разных национальностей в процессе познавательной, игровой и культурно-досуговой деятельности, где приоритетами являются духовные ценности, идеи развития личности, индивидуальности ребенка. Так как в содержание данной среды входят элементы материальной и духовной культуры всех детей, посещающих детский сад, то это должно быть специальное хранилище культуры - музей, а не групповая комната. Дети не могут жить в музее, а могут только посещать, непосредственно общаясь с прошлым своих предков через предметы-подлинники, обыгрывая «живых свидетелей прошлого», осознать многообразные связи между собой и далекими сородичами. При этом важно учесть, что с освоения духовной культуры своего народа, национальностей ближайшего окружения начинается формирование начал мультикультурной компетентности дошкольника, готового принять культурное наследие всего человечества. Поэтому для социокультурного развития детей дошкольного возраста идеально подходит мультикультурно-развивающая среда музея детского сада, где представлена культура каждого ребенка данной дошкольной организации. При этом главным моментом является активная включенность ребенка в среду, его эмоционально-положительное отношение к ней, а также возможность самому создавать музейные предметы - «новоделы».

В рамках модернизации образования становится актуальным поиск новых моделей и форм организаций деятельности детей в условиях дошкольной организации. Обучение ребёнка дошкольника, в первую очередь, должно опираться на эмоциональную, чувственную сторону его личности, что связано с особенностями детской психологии. И, как раз, музейная педагогика, возникшая на стыке психологии, педагогики, музееведения, искусства и краеведения, создаёт условия для развития личности ребёнка, путём включения её в многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную, деятельностную сферы.

 Музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы её работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно -  речевых, познавательных, творческих компетенций дошкольника, его успешной социализации в детском, далее в человеческом обществе. И реализует актуальнейшую на сегодня задачу современного образования – научить ребёнка учиться и познавать.

Во многих дошкольных организациях сегодня создаются различные музеи, они являются наиболее оптимальным средством передачи информации, происходит внедрение в воспитательно – образовательный процесс средств музееведения и музейной педагогики и создание в детском саду музейно – образовательного пространства.. Слово «музей» происходит от греческого слова «museum» - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам.

Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность [6].

Старая поговорка гласит: «Все новое – хорошо забытое старое». Действительно, исследователями отмечено, что часто человек и человечество возвращается к, казалось бы, давно оставленным положениям, в истинность которых уже перестали верить. Однако по разным причинам они вновь становятся актуальными, а заплутавшему, на тропах цивилизации, обществу приходится обращаться к опыту предков. Знание культуры собственного народа, умение понять ее, желание приобщиться  к ее дальнейшему развитию могут стать активной творческой деятельностью человека, если знакомить с родной культурой с самого раннего детства, потому, что в раннем возрасте дети начинают интересоваться предметным миром. Их познание осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребенка вещей.

Музейная педагогика - это отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, крае­ведение; это область науки, изучающая историю, особенности культурно­ - образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные ка­тегории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями.

Под музейной педагогикой мы понимаем педагогическое направление, имеющее обучающие, а также воспитательные и развивающие признаки восприятия произведений широко признанных мастеров изобразительного искусства, в том числе декоративного, прикладного и народного искусства [7].

Концептуальная основа музейно - образовательной среды дошкольной организации - субъек­тивный и культурологический подходы к дошкольному образованию. Проект­ная технология выступает как способ организации образовательной среды и деятельности педагогов и детей. В процессе создания модели музейно – образовательного пространства, мы выделили следующие средства музейной педаго­гики: художественные, социально - средовые, деятельностные.

В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев используется различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т.п. Одно из требова­ний, предъявляемых к расположению музеев: каждый из них обязательно дол­жен вписываться в интерьер помещений. Экспонаты располагаются на полках, стеллажах, приобретенных или изготовленных можно родителями, прикрепляются к стенам, стоят на полу.

Среда музея детского сада предназначается для активной, творческой деятельности детей по таким направлениям, как поисково-исследовательская деятельность; научно- исследовательская; экспозиционная; культурно – образовательная; театральная и практическая деятельность; игровая ситуация; самостоятельная деятельность. При этом отметим, что данные направления не строго очерчены, они часто интегрируются, взаимопроникают, обогащая и дополняя друг друга

Не каждый предмет может стать музейным экспонатом. Главное для му­зейного предмета - его смысловое значение, художественная ценность или ин­формационный потенциал. Самыми ценными для музея образовательного уч­реждения являются исторические источники, т. е. материалы, которые могут быть использованы для познания прошлого.

В обычном музеи, ребёнок,  лишь пассивный созерцатель, так как в настоящих музеях, экспонаты нельзя трогать, а в мини – музеях, не только можно, но и нужно. Здесь ребёнок – соавтор, творец экспозиции, причём не только он сам, но и его родители. Каждый мини – музей в детском саду – результат общения,  совместной работы воспитателя и семьи.

Цель организации мини-музея - создание условий для организации систематической и целенаправленной работы по ознакомлению дошкольников с основами краеведения, культурой и историей родного края.

Задачи мини-музея:

- Совершенствовать традиционные и апробировать инновационные формы и методы работы с дошкольниками   в области детской музейной педагогики.

- Развивать общие познавательные способности детей: способность наблюдать, описывать, строить   предположения, находить причины и следствия событий.

- Помочь овладеть навыками поисково-исследовательской деятельности.

- Воспитывать культуру поведения в общественном месте.

Методические принципы организации мини-музея:

- Деятельность (как способ познания, переживания, сопричастности).

- Вариативность (возможность для оптимального самовыражения через право выбора).

- Креативность (поощрять и провоцировать творческую деятельность).

- Непрерывность (получение знаний продолжается в семье, и в социуме).

- Гуманность (создание творческой атмосферы, любовь к жизни).

Один из критериев деятельности музея – это разнообразие форм работы в организованной совместной деятельности с детьми:

- опытно – исследовательская деятельность;

- разработка и изготовление детских коллективных и индивидуальных работ – экспонатов;

- мастер – классы;

- экспресс – выставки;

- чтение художественной литературы;

- экскурсии (обзорная, «путешествия», игра – экскурсия и т.д.);

- познавательные беседы;

- различные игры (сюжетно – ролевые, развивающие, театрализованные, драматизации);

- запись рассказов детей, использование ИКТ - технологии;

- проекты различной направленности, КВН, викторины;

- календарные даты, фольклорные праздники, театрализованные игры, конкурсы, кружковая работа, по ознакомлению детей с казахской, русской и английской культурой.

В музейном - педагогическом процессе принимают участие музейный педагог, воспитатель, родители и дети. Такое сотрудничество семейного и общественного воспитания повышает результативность эстетического воспитания, художественного образования, творческого развития дошкольников в условиях музейной среды.

Необходимо создать перспективный план по реализации «Мини-музеев в детском саду». Разработать сценарии этнокультурных досугов и развлечений для дошкольного возраста, обзорные экскурсии по мини-музею, реализовать детско-родительские проекты. Мини-музей рассматривается как место систематизированного собрания предметов, несущих информацию об истории, традициях, мастерах, канонах того или иного времени.

Большую роль в сборе экспонатов играют родители, которые могут принести в фонд мини – музеев исторические и фамильные предметы, участвовать в оформлении мини – музеев. Тематические встречи с родителями в мини-музеях: семейные вечера в клубе «посиделки», на которые собираются не только мамы и папы, но и с удовольствием приходят бабушки и дедушки, вспоминают свои семейные традиции, поют колыбельные, играют с детьми. В течение года проходят встречи «Традиции семьи», «Народная игрушка», «Семейный фестиваль» и др. Используются и другие формы работы с семьей: информирование о событиях народного календаря и связанных с ними обычаями, обрядами, приметами.

В экспозициях музея можно представить художественно-творческие работы членов семей воспитанников, в том числе изделия народных мастеров, разнообразные семейные коллекции и реликвии: старинные фотографии, книги, предметы быта, украшения и т. д. В музее семьи ежемесячно проводятся культурно-досуговые мероприятия для детей и их родителей, многие из которых завершаются чаепитием с национальными угощениями. Дети и родители рассказывают о своих семьях, семейных реликвиях, традициях и увлечениях. Такие встречи объединяют людей разных поколений и национальностей и позволяют детям испытать чувство гордости за свою семью и за ее достижения [8, с. 52].

Например: Игра «Дружная семейка»
Дидактическая задача. Формировать начала мультикультурной компетентности. Учить называть членов семьи на башкирском и родном языках. Расширять словарный запас. Развивать мелкую моторику рук. Способствовать развитию у детей ретроспективного взгляда на предметы рукотворного мира. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, семье.
Игровое действие. Рассматривание, отгадывание, группирование.
Материал. Вязаная перчатка с вышитыми портретами членов семьи.
Ход игры: Занятие проводится в музее детского сада. Дети сидят полукругом на своем любимом экспонате - бабушкином коврике. Взрослый вносит перчатку и говорит: «Я потеряла одну перчатку. Сначала расстроилась, а потом решила сделать из нее игрушку. Давайте рассмотрим, кто здесь изображен? Правильно, наши родные. А сейчас их перечислим: дедушка, бабушка, папа, мама, малыш. На каком языке говорили сейчас? Вспомним, как их зовут на казахском языке. Молодцы! Ребята, я по национальности - казашка, знаю свой родной язык, поэтому могу говорить и на русском языке. Послушайте, как это звучит. Как назовем все пальчики вместе? А как прозвучат названия членов семьи на вашем родном языке? Как можно называть эту игру? Взрослый предлагает назвать игру «Дружная семейка». Дети по очереди надевают перчатку и ласково называют членов семьи на разных языках.
Игра «Передача платочка»
Дидактическая задача. Продолжать работу по формированию начал мультикультурной компетентности у детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики. Способствовать развитию ретроспективного взгляда на предметы рукотворного мира. Обогащать словарный запас. Развивать творческое воображение. Воспитывать уважение к культуре народов Республики Казахстан, любовь к родному краю.
Игровое действие. Рассматривание, называние.
Материал. Два платочка с изображением мальчика и девочки в национальной одежде.
Ход игры: Дети стоят полукругом. Взрослый предлагает вспомнить, какие костюмы народов Республики Казахстан дети рассматривали в мини- музеях детского сада. Вносит платочки, предлагает передавать по кругу и называть элементы костюма.
Игра «Многоликий хоровод».
Дидактическая задача. Продолжать работу по формированию начал мультикультурной компетентности у детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики. Ознакомить детей с новым экспонатом музея: с панно «Многоликий хоровод», выполненном в стиле батик (авторы: Васильева А., Васильченко Л.). Закрепить названия национальностей народов мира, дать им имена. Воспитывать чувства дружбы, терпимости, доброты. Формировать ценностное отношение к мастерству, творчеству, искусству человека.
Игровое действие. Рассматривание, называние, обыгрывание.
Материал. Панно «Многоликий хоровод».
Ход игры. Дети стоят в кругу. Педагог предлагает поиграть в игру «Мои друзья». Дети произносят:
- Это я, это я, а это все мои друзья (обнимаются).
Вопросы к детям:
- Что вы чувствовали, когда обнимали друг друга?
- Почему говорят: «В любом месте веселее вместе»? Ответы детей. Знакомство с панно. Предложить нарядиться в костюмы народов мира и повести хоровод дружбы:
- Ребята подрастают на Севере, на Юге.
Поют они, играют

И помнят друг о друге.
Казахи и русские, давайте играть!
В Эстонии и Латвии, давайте играть!
Ребята на Кубани, на Днепре голубом,
Играйте вместе с нами, а мы вам споем... [9].

Также, мини - музеи могут стать своеобразными центрами полиязычного обучения дошкольников и их родителей. Их содержание, оформление и назначение отражают культуру и быт например: русской, казахской и английской культуры; приобщаются к миру народного декоративно-прикладного и изобразительного искусства, традиции и праздники. Каждая экспозиция повествует об истории возникновения какого-либо предмета, о том, что он представлял собой в старину или как выглядит в других странах. Посетители могут ознакомиться с процессом его изготовления, материалами, назначением, разнообразием вариантов предмета, связанными с ним историями. «Диалог» с мини - музеем развивает у детей наглядно-действенное мышление, формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, помогает восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объектов [10]. 

Мини- музеи помогает педагогам  детского сада решать широкий круг педагогических проблем, связанных с образованием детей:

- Осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской, поисковой деятельности; сочетать эмоциональные и интеллектуальные способы воздействия на детей;

- мини-музеи в группах позволит педагогам сделать слово «музей» при­вычным и привлекательным для детей. Помог детям открыть многообразие способов освоения культуры, сформировать устойчивую потребность общения с ее ценностями;

- музейно-педагогический процесс обеспечивает приобретение ребенком целого ряда умений и навыков: развитого визуального мышления, изложения и оценки самостоятельных суждений, интерпретации зрительных образов в условиях возросшего потока визуальной информации и др.;

- разнообразят предметную среду детского сада, развивают познавательную деятельность и обогащают духовно нравственное восприятие детей, расширяют представление детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, жившие ранние, живущим сейчас, рядом;

- экспонаты музея педагоги могут использовать по изодеятельности, воспитателями для работы с детьми для ознакомления с окружающим миром. После каждого занятия дошкольни­кам предоставляется возможность самостоятельно рассмотреть экспонаты, за­дать вопросы педагогу;

- музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становятся незаменимыми помощниками в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество;

-у детей зародится устойчивый интерес к музеям, экскурсиям, выставкам, сравнивая, они освоят взаимосвязь между предметами; повысится речевая активность; появятся элементы эстетических оценок [11]. 

Не случайно, музеи называют информационно – коммуникативной системой. Включение музея в образовательный процесс способствует формированию подрастающего поколения психологической и нравственной готовности быть активным участником перемен и преобразований в окружающем мире.

Методическая многоплановость, разнообразие в содержании деятельности музея обеспечивает высокий педагогический эффект работы по приобщению детей к культуре своего народа. Приобщение к разным культурам в этнографических музеях идет по пути организации «веселых ярмарок», где дети сами заготавливают предметы народных промыслов, с включением обрядов, традиций национальной кухни. Отсюда появляется такой термин как «живой музей», т.е. это пространство для диалога и экспериментирования [12]. 

Исходя из выше сказанного, можно сказать, что современные дети развиваются в многонациональной культурной среде. Воспитание терпимости к другим, чьи вкусы, привычки, взгляды отличаются от собственных, поможет дошкольникам найти общий язык не только со сверстниками, педагогами, родителями, но и с представителями других культур. Воспитание уважения к себе и другим в дошкольном детстве  будет способствовать толерантному  отношению к людям разных национальностей и культур.

Мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому малышу. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, детский сад, семью и Родину; есть свои возможности воздействия на че­ловека, своя образовательная задача - формирование ценностного, личностного, эмоционально - окрашенного отношения к культурному наследию и миру в целом.

Музейная педагогика выступает средством социокультурного развития ребенка. Любой предмет в мини- музеи является неповторимым, у него есть собственная биография, характер и настроение. В процессе приобщения к шедеврам мировой культуры у ребенка возникает чувство сопричастности к достижениям человека-творца. Развивая опыт детей и эстетические представления об окружающей действительности, мы подготавливаем психическую деятельность ребенка к дальнейшему обучению и последующему совершенствованию личностной культуры, выраженной в социокультурном становлении личности. 

Таким образом, можно сделать выводы, что:
- развитие уровня владения родным языком зависит желание ребенка приобщиться к культуре своего народа;
- воспитательный потенциал мультикультурно-развивающей среды музея детского сада способствует: приобщению детей к богатству культуры не только своего народа, но и других этносов, населяющих нашу республику; естественному вхождению дошкольника в мультикультурное образовательное пространство детства;
- при активном участии самих родителей удовлетворяет культурно-образовательные запросы представителей всех этносов, составляющих данную детскую среду.
Следовательно, одним из условий социокультурного развития детей дошкольного возраста является мультикультурно-развивающая среда музея дошкольной организации, созданная на основе духовной культуры своего народа и культур национальностей детского коллектива.

На сегодня можно с уверенностью сказать, что к нам возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к традициям, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом прикосновение к истории своей страны и другой культуры вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням – все это заслуга работы музея.






Литература


  1. Закон об образовании Республики Казахстан от 24 октября 2011 года // Казахстанская правда, 2011. - № 10. - С. 15-17.

  2. Абдрахманова Э.З. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников // Ребенок в детском саду, 2010. – № 5. – С. 6-7.

  3. Васильченко Л . С . Музейная педагогика - связующее звено мира детства с миром взрослых // Молодой ученый .

2011.- № 12 . Т . 2 . С . 86-89 .

  1. Полонский В . М . Словарь по образованию и педагогике . М . : Высш . шк. , 2004. 512 с .

  2. Сыртланова Н . Ш . Мультикультурная направленность регионального компонента дошкольного образования: дис. . . . канд . пед . наук. Уфа, 2008. 187 с .

  3. Д. Н. Ушаков «Большой толковый словарь русского языка. М.: Альта-Принт, 2005. - 1216 с.

  4. «Музейная педагогика как средство социокультурного развития детей дошкольного возраста». Научная статья по специальности «Дошкольное образование. Дошкольная педагогика»

  5. Васильченко Л . С . Развитие нравственно-патриотических чувств как основа работы по краеведческому образованию детей дошкольного возраста // Детский сад от А до Я . 2010 . № 46 . С . 50-53.

  6. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг -М.: Просвещение, 1993. – 128с.

  7. Гришина Г. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2005.- № 1. - С. 67-73.

  8. Федорова С. Этнокультурная компетентность педагога // Дошкольное образование, 2002. – № 20. – С. 18-

  9. Акбаева Л.Н. Специфика этноэстетического воспитания в Казахстане // Бiлiм-Образование, 2004. - № 3. - С. 26-27.

  10. Д.С. Омарова «Обновление содержания и пути повышения качества дошкольного образования»// Справочник руководителя дошкольной организации. 2011. - №1. - С.55-58.















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Жусупова Мадина Канашевна

Дата: 18.01.2017

Номер свидетельства: 380811


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства