Статья. "Метод проектов в детском саду компенсирующего вида для детей с нарушением зрения в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"
Статья. "Метод проектов в детском саду компенсирующего вида для детей с нарушением зрения в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"
Метод проектов, как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья. "Метод проектов в детском саду компенсирующего вида для детей с нарушением зрения в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"»
Метод проектов в детском саду компенсирующего вида
для детей с нарушением зрения
в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Жилина Е.Н.,
заместитель заведующего
по учебно-воспитательной работе
ГБДОУ №115 компенсирующего вида
Фрунзенского района
Санкт-Петербурга
Современному ДОУ компенсирующего вида в условиях введения ФГОС ДО и других нормативных документов требуются такие формы и методы организации образовательного процесса, которые бы:
формировали активную самостоятельную и инициативную позицию дошкольника;
обеспечили равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
обеспечили эмоциональное благополучие ребенка;
создали условия для непосредственного вовлечения родителей в образовательный процесс, в том числе посредством создания совместных проектов.
На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс. Следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования указывают на необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Отсюда следует, что главная задача образования сегодня - это развитие личности, способной к анализу существующей ситуации, самостоятельно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях, а дошкольное образование – это первое звено в системе непрерывного образования.
Из всего выше сказанного, становится актуальным вопрос по созданию системы работы по внедрению в образовательный процесс метода проектов.
Преимущества проектного метода:
является одним из методов развивающего обучения, так как в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
повышает качество образовательного процесса;
служит развитию критического и творческого мышления;
способствует повышению компетенции педагогов.
Освоение педагогами технологии проектирования позволит повысить уровень их профессионального мастерства и создать в ДОУ условия для эффективной воспитательно - образовательной работы.
Метод проектов, как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы. Другими словами, проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности.
Основное предназначение метода проектов - предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных областей. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не исполнителя, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.
В нашем детском саду проектная деятельность начала внедряться с 2009 года. Это были и групповые, и совместные проекты, объединяющие тематикой все возрастные группы детского сада (как кратковременные, так и длительные):
«Правила пожарные будем соблюдать»;
«В здоровом теле-здоровый дух»;
«Ради жизни на земле»;
«Мы –будущие олимпийцы»;
«Путешествие в страну Светофорию»;
«Мастерская Деда Мороза»;
«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»;
«Как на масляной неделе»;
«Сказочное лукошко»
и другие общие проекты.
В проектах участвуют все педагоги группы: воспитатель, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
В процессе реализации проектов решаются и коррекционные задачи:
обогащение чувственного опыта детей со зрительной депривацией;
формирование зрительных представлений, как образов памяти (пространственных, предметных сенсорных, экспрессивных);
формирование умений и навыков сенсорно-перцептивной деятельности;
развитие свойств зрительного восприятия и психических функций, обеспечивающих компенсацию трудностей зрительного отражения при нарушениях зрения;
развитие и активизация речи в процессе чувственного отражения детьми окружающей действительности;
формирование и совершенствование познавательно-речевой активности детей через проектную деятельность;
расширение, обогащение и актуализация опыта и представлений детей в эмоциях, чувствах и способах их вербализации.
Таким образом, метод проектов интересен детям и очень эффективен. Он даёт возможность ребенку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с родителями. Реализация проекта интегрируется через все образовательные области.
Литература:
Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ /под.ред. Е.А Сыпченко СПб. Издательство «Детство-Пресс, 2012 год
Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения/под ред. Л.В. Фомичевой-СПб.: Издательство «Каро», 2007 год.
Педагогические технологии в дошкольном образовании /под ред. Т.В. Хабаровой-СПб.: Издательство «Детство-Пресс»,2011 год.
Программа зрительного восприятия и знакомства с окружающим миром /Под ред. Л.В. Рудаковой-СПБ.: Издательство «Образование», 1995 год.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /Центр педагогического образования. Москва, 2014 год