kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Использование средств народной педагогики в гендерном воспитании дошкольников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современной дошкольной образовательной организации реализация гендерного подхода нацеливает практиков и учёных на поиски современных эффективных механизмов (технологий, методик), обеспечивающих помощь девочкам и мальчикам в осознании своей человеческой уникальности, становления своего женского и мужского достоинства, неповторимости, развитии способности стать активным субъектом гендерных взаимоотношений в социуме, в своей семье и личной жизни.

         Средством для решения обозначенных задач может стать применение стержневых аспектов народной педагогики, потому что ее методологическое содержание и средства влияния на личность дошкольника отвечают всем потребностям в контексте его гендерного воспитания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Использование средств народной педагогики в гендерном воспитании дошкольников"»

Использование средств народной педагогики в гендерном воспитании дошкольников


В настоящее время состояние науки и практики дошкольного образования свидетельствует о необходимости учета половых гендерных различий в организации педагогического процесса, что находит отражение в требованиях нового Государственного общеобязательного стандарта Республики Казахстан. 

О необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков, начиная уже с дошкольного возраста стало задумываться все больше педагогов и психологов.  Их внимание определено тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребёнка, так как это биосоциокультурные характеристики.

В современной дошкольной образовательной организации реализация гендерного подхода нацеливает практиков и учёных на поиски современных эффективных механизмов (технологий, методик), обеспечивающих помощь девочкам и мальчикам в осознании своей человеческой уникальности, становления своего женского и мужского достоинства, неповторимости, развитии способности стать активным субъектом гендерных взаимоотношений в социуме, в своей семье и личной жизни.

Средством для решения обозначенных задач может стать применение стержневых аспектов народной педагогики, потому что ее методологическое содержание и средства влияния на личность дошкольника отвечают всем потребностям в контексте его гендерного воспитания.

К сегодняшнему дню разработаны различные методы организации и проведения гендерного воспитания в условиях дошкольных образовательных организациях: этические беседы, проблемные ситуации, игровое инсценирование, театральное экспериментирование, обсуждение специально подобранных произведений литературы, занятия искусством и др. Крайне редко и обычно фрагментарно используются средства народной педагогики (в основном, народные игры).

В условиях нашей многонациональной республики исторический опыт народной педагогики более ста народов Казахстана требует пристального внимания уже к дошкольному воспитанию и обучению детей. Максимальный учет местных условий, национальной специфики воспитания предполагает возрождение народных форм и методов развития младенца и малыша. Все это обязывает использовать в раннем воспитании детей народных колыбельных песен, потешек, пестушек, детских игр, сказок, знакомящих малышей с основами национальной этики, морали, с оценкой поведения человека труженика, человека – друга, человека – воина и защитника. Уроки национальной музыки, народной игры, детский посильный труд должны стать привычной естественной средой использования простейших форм и методов народной педагогики. Доступные и близкие дошкольникам по содержанию, краткие и законченные по форме, удобные в обращении колыбельные песни и потешки, народные сказки и игры, пословицы и поговорки стали для нас важным средством полоролевого воспитания. Вместе с тем важно, чтобы дети с раннего возраста видели проявление искренних нравственных чувств, стремились подражать положительным примерам мужского и женского поведения и закрепляли нравственные чувства в своих поступках.

Средства народной педагогики при их умелом использовании (адаптации к социальным реалиям, сочетании с современными методиками гендерного воспитания) позволяют оптимально способствовать становлению полоролевого образа Я, адекватному национальной ментальности. Поэтому в своей работе для формирования у дошкольников гендерных представлений мы, прежде всего, познакомились с обычаями и традициями казахского народа, подобрали ряд иллюстраций, макетов, подготовили атрибуты для игр: дастархан, сундук, бейсик; одежду для ряженья: камзолы, платья, тюбетейки и др. Атрибуты старались изготовить яркие, чтобы привлечь внимание детей, заинтересовать их.

У казахского народа существует более 150 обрядов. Но в работе с детьми мы использовали семейные обряды, связанные с рождением ребенка, а также бытовые обряды, включающие игровые и обряды праздников. Ежемесячно знакомили дошкольников с традицией, после чего обыгрывали эту традицию в сюжетно-ролевых играх для уточнения и обогащения представлений о быте казахского народа, а также о нравственных нормах проведения.

«Ребенок – это цветок души, зеница ока», – говорится в народе. Поэтому в семейных обрядах «Бесік», «Наречение», «Перерезывание пут» воспитывается заботливое отношение к ребенку, его здоровью и жизни.

Обряд «Бесік» проводился всеми почитаемой бабушкой, родоначальницей семьи, сопровождался традиционной песней «Бесікжыры». Этот обряд воспитывает уважение к старшим, почитание родных. В напутственных словах звучат пожелания увидеть в ребенке сына народа, богатыря, защитника. Поучительными были напутствующие слова:

  • Нельзя пинать бесік – это равно тому, что пинать свое счастье.

  • Нельзя качать пустой бесік – этот бесік может остаться пустым без ребенка.

  • Нельзя качать бесік обеими руками, чтобы ребенок не попадал в ссоры.

  • Нельзя оставлять бесік у порога – это означает, что ребенок не сможет достигнуть высот.

  • Когда ребенок уже не будет ложиться в бесік, его нужно повесить высоко к шаныраку – это говорит о том, что в этом доме есть ребенок и они его любят.

После этого был проведен праздничный той в честь новорожденного. Обряд «Наречение имени» также очень интересен и содержателен. Для знакомства детей с этим обрядом мы приглашали уважаемого человека. Для него подбираются красивые имена знаменитых людей, чтобы ребенок хотя бы немного был похож на того человека, чьи именем его называют. Ведь наречение новорожденных именами наиболее уважаемых членов семьи и рода выражает заботу о сохранении и развитии потомками добрых черт предшественников, о передаче из поколения в поколение всего самого лучшего, чего достигли люди и духовной и в нравственной сферах. Обряд «Перерезывание пут» воспитывает доброжелательность, заботливое и бережное отношение к младшим, уважение к культуре казахского народа, чувство гордости, восхищение.Обряд «Посвящение в наездники» воспитывает в детях мужественность, ответственность, заботливость. В напутственных словах: «Стань хорошим наездником! Найди свое место в жизни! Будь грамотным человеком! Стань достойным сыном своего народа!» – воспитывается любовь к родителям, целеустремленность. Оседлав своего первого коня, мальчик по праву считается мужчиной: «Помчится как вихрь быстроногий жорга, стучат по тарыку копыта, любого ты с ним одолеешь врага, ведь конь – это крылья джигита». Для знакомства детей с этим обычаем мы организовали той, подобрали музыкальное сопровождение, пригласили почитаемого человека, изготовили детское седло. Мы познакомили детей с несколькими обрядами игр на лошадях: «Қыз қуу» (догони девушку), «Байга» (конное состязание), «Жаукашты» (погоня за неприятелем), «Аударыспак» (противники перетягивают друг друга из седла), «Кумыс алу» (подними монету на скаку). Игры – это не только забава, но и воспитание юношей физически здоровыми, сильными, смелыми, ловкими. Одна из интересных народных игр «Кызкуу» (догони девушку). В игре участвуют девушка и джигит. Устанавливаются две отметки: старт и финиш. Наездник стоит у старта, а наездница – позади, на расстоянии 10 шагов. По сигналу наездница мчится к финишу. Когда она достигает наездника, тот устремляется вперед, если догонит, имеет право обнять и поцеловать девушку. Достигнув финиша, скачут обратно. Теперь наездница пытается догнать джигита и стегнуть его плеткой.

Знакомя детей с обычаями и традициями, мы старались не забывать, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игровая деятельность. Поэтому все знания и представления, полученные на занятиях, мы старались закреплять в сюжетно-ролевых играх: «Юрта», «Нежданный гость», «Малыш родился», «Встречаем праздник Наурыз», «Посещение казахского театра», «Мастерская – народные умельцы», «Ателье «Карлыгаш» и д.р. с использованием казахского словаря в речи. Для организации игры мы предлагали детям предметы-заместители, атрибуты, подталкивающие детей на обыгрывание различных сюжетов. Так, например, организуя игру «Малыш родился» мы предложили детям бесик, достархан, посуду: кесе, торсык, самовар, костюмы для ряженья, пестрый шнурок, палочка (свечка), домбра. Эти предметы помогли детям разыграть сюжет.Таким образом, мы старались обыграть все сюжеты народных традиций, с которыми знакомили детей.

В свободное время и на занятиях по художественной литературе мы продолжали знакомить детей с народным фольклором: рассказывали сказки, пели песни. Благодаря сказке ребенок познает окружающий мир, овладевает разнообразным полоролевым репертуаром, особенностями взаимоотношений полов. Сказка – сильное средство воспитания любви к ближнему: матери, отцу, супругу, сыну, дочери. Сказка предлагает ребенку образы мужского и женского поведения. Сказка моделирует важнейшие ситуации жизни, иллюстрируя последствия неверных решений. Она учит терпению и скромности, показывает истинные масштабы происходящего в буднях, дарует понимание смирения и благородства. Так, казахские народные сказки «Красавица Кункей», «Девушка-падишах и тазша», «Красавица Каншайым и семь чудодеев» формируют у детей собирательный, обобщенный положительный образ девочки: доброй, работящей, отзывчивой к чужому горю, внимательной и самоотверженной. Со всеми злыми, страшными персонажами ведут борьбу не на жизнь, а на смерть главные герои волшебных сказок – Мерген, Ер-Тостик, батыр Асан и другие. Их отличает скромность, трудолюбие, верность, доброта, готовность прийти на помощь, бескорыстие. Хитростью и находчивостью обладают такие герои как Алдар-Косе и Кожанасыр. Положительные качества сказочных героев являются ориентиром для воспитания мужественности у мальчиков дошкольного возраста. 

На музыкальных занятиях музыкальный руководитель активно знакомил ребят с музыкальными инструментами, музыкой, историей танца казахского народа, народными играми учитывая при этом гендерные особенности детей. В музыкально-ритмических движениях применял гендерный подход следующим образом - мальчики разучивают элементы танца и движения, требующие ловкости, мужской силы («Кара жорга», «Утысби»), девочки учатся мягкости и плавности движений («Карлыгаш», упражнения с лентами, мячами, хороводы).

Безусловно, опыт и традиции воспитания подрастающего поколения, сложившиеся издавна и тесно связанные с культурой и обычаями народов нашей Родины – Республики Казахстан, не теряют, своей значимости и по сей день. Лучшие педагоги, воспитывая детей, обращаются к сокровищнице педагогической мудрости, кропотливо созданной чередой поколений, прошедших по земле. Народная педагогика сохранила традиции гендерного воспитания, помогающие регулировать поведение людей разного пола в семье и социуме, способствующие развитию женского/мужского достоинства, формированию гуманных взаимоотношений полов, основанных на взаимопонимании, взаимодоверии, взаимоуважения.

Таким образом, воспитательный потенциал народной педагогики абсолютно соотносим с достижениями современной психологической и педагогической науки. Условиями наиболее эффективного формирования гендерной идентичности детей дошкольного возраста средствами народной педагогики являются: целенаправленно организованные виды деятельности и общения, отражающие гендерные ценности казахской народной культуры; специально созданная развивающая среда, насыщенная традиционными моделями воспитания мужественности и женственности; гендерная компетентность педагогов и родителей, способных оптимизировать полоролевое воспитание детей, опираясь на народный опыт такой деятельности.




Список литературы


Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения //Постановление Правительства РК от 13.05.2016 № 292

Диваев А.А. Древние игры киргизской молодёжи // Туркестанские ведомости. – 1907. - № 54. 

Жумабаева З. Этнопедагогика: традиции и обычаи народа в воспитании детей. // Қазахстан мектабі №8 – 2004, стр. 69-72.

Бабинская, О.В. Гендерное воспитание детей дошкольного возраста / О.В. Бабинская // Научный поиск. - 2015. - № 3.5. - С. 39-41. (http //elibrary.ru)





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Дейнека Светлана Юрьевна

Дата: 02.06.2017

Номер свидетельства: 420160


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства