Статья "Народная культура - неиссякаемый источник духовно - нравственного и эстетического воспитания дошкольников"
Статья "Народная культура - неиссякаемый источник духовно - нравственного и эстетического воспитания дошкольников"
Только обогатившись духовностью, познав язык, обычаи, искусство и ценности культурно-исторических традиций своего народа, человек сможет оценить общечеловеческие ценности и духовные достижения других народов. Это значит, что сегодня системе школьного учебно-воспитательного процесса должен быть присущ характер выявления возможных и эффективных форм и методов для осуществления воспитания учащихся на народных традициях и искусстве, так как самое ценное, что веками сформировано мудростью и культурой народа, должно стать частью системы воспитания и образования современной школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Народная культура - неиссякаемый источник духовно - нравственного и эстетического воспитания дошкольников"»
«Культура народа —неиссякаемый источник эстетического и духовно – нравственного воспитания»
Периоды преобразований, роста национального самосознания и духовного возрождения народа всегда связаны с возвращением к национальным культурно-историческим традициям. И ныне, когда отмечается подъем общественной активности, мы не можем не опираться на вековые традиции народной культуры и искусства, ибо отрыв образования и воспитания от национальной культуры, неподготовленность в национально-культурных вопросах чаще всего создает благоприятную почву для деформаций в межнациональных отношениях, проявлений национального эгоизма. Только обогатившись духовностью, познав язык, обычаи, искусство и ценности культурно-исторических традиций своего народа, человек сможет оценить общечеловеческие ценности и духовные достижения других народов. Это значит, что сегодня системе школьного учебно-воспитательного процесса должен быть присущ характер выявления возможных и эффективных форм и методов для осуществления воспитания учащихся на народных традициях и искусстве, так как самое ценное, что веками сформировано мудростью и культурой народа, должно стать частью системы воспитания и образования современной школы.
История и культура народа имеют не только признаки национальной принадлежности, но и различные способы и формы своего сохранения и выражения - родной язык, историографические источники, литературные памятники, музыкальные произведения, архитектура, фольклор и, конечно, художественное творчество, ярко и зримо выражающее миропонимание, социально-исторические, художественно-эстетические взгляды народа.
Народное художественное творчество - этот кристаллизовавшийся мир народной художественной культуры, развивается на основе преемственности, традиций и является результатом творчества многих поколений. Оно, аккумулируя в себе огромный исторический, духовный, эстетический опыт, имеет чрезвычайно важное значение для развития художественно-эстетической культуры, воспитания чувств, формирования художественного и эстетического вкуса, культуры быта, труда, человеческих взаимоотношений; ведь недаром искусство, рожденное пародом, называют гениальным, сохраняющим в себе огромную плодотворную энергию воздействия на индивидуальность. Поэтому ценности, заключенные в нем, являются уникальным, проверенным вековой мудростью народа средством воспитания и важным фактором формирования личности.
Ни для кого не секрет, что человеческое счастье в большей степени обусловлено успешностью взаимодействия человека с другими людьми. Любовь, дружба, семья, партнерство, сотрудничество, симпатия – все это составляющие человеческого счастья носят ярко выраженную социальную характеристику. Гармония отношений с миром обусловлена гармонией отношений с собой, с другими людьми; осознанием и освоением всех социальных ролей: семьянина, производителя, потребителя материальных и духовных ценностей, гражданина человеческого сообщества. Воспитание человека с высоким чувством гражданственности, с крепкими моральными устоями, со знанием культурных основ и исторических традиций своего народа, и является главной задачей педагогов. Ведь жизнь в современном обществе – это готовность гражданина к деятельностному и позитивному преобразованию и развитию мира к лучшему.
Дополнительное образование предполагает расширение воспитательного «социокультурного поля» детей, так как включает личность в многогранную, интеллектуальную, духовно-нравственную насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения. Важнейшим компонентом духовности любого общества является народная культура как неотъемлемая часть социокультурного творчества. Одним из важнейших направлений деятельности образовательных учреждений является эстетическое воспитание детей и молодежи. Изучение традиционного национального искусства народов нашей страны, как в целом, так и региона - один из таких путей образовательной деятельности, как в общеобразовательных школах, так и в дополнительном образовании.
Фольклор, прикладное народное творчество, старинные обряды, обычаи и праздники – это наши корни, а жить без них противоестественно. Без любви, без интереса к собственной истории, к культуре своей страны не может быть полноценной жизни. Века и тысячелетия решается задача осмыслить, сохранить и передать следующим поколениям и то всеобщее, чем жило человечество, и все частное, что представляет неповторимое лицо данного народа. В опыте наших отцов и дедов есть зерна такой мудрости, которые и в настоящее время прорастут и дадут всходы.
Используемые методы погружения ребенка в национальный быт, мелодику речи, создают естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и, таким образом, формируют любовь к малой Родине. Формирование патриотических чувств и духовности осуществляется на специально организованных занятиях, а также в совместной деятельности воспитателя с детьми, так как воспитание чувств – это процесс, который невозможно уложить в рамки занятий. В совместной деятельности мы широко используем народные, дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры с детьми, которые, опираясь на основной вид деятельности – игру, формируют у детей соответствующие знания и навыки. В совместную деятельность мы также включаем беседы о родном селе, животных родного края, просматривание тематических альбомов, иллюстраций, организацию выставок предметов детского творчества.
Актуальность проблемы
Мы живем в трудное время: нарушены естественные связи людей с их корнями, историей, поэтому активизация работы с детьми в этом направлении имеет огромное значении, ибо только подлинная культура с ее традициями, народным духом может противостоять тому суррогату, который в изобилии преподносится различными средствами массовой информации. В настоящее время особенно злободневной является проблема воспитания чувств, т.к. на фоне общего повышения образованности мы видим отставание в темпах развития духовно-нравственного сознания, в частности эстетики и культуры. Сегодня образование – это не только приобретение воспитанниками знаний, умений, навыков, сколько упорядоченный способ присвоения воспитанником социокультурных ценностей об этом сказано в национальной доктрине образований РФ: «..воспитание патриотов России, уважающих права и свободу личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям, культуре других народов…».
Веками проверена истина: жизнь каждого человека в цивилизованном обществе начинается с семьи, особенно с родителей. Великий педагог И.Г. Песталоцци подчеркивал мысль об их приоритетной роли в формировании у детей гуманных чувств и взглядов, утверждая, что для «ребенка, любовь которого не пробуждена отцом и матерью, всякий взгляд на мир останется взглядом животного.
Проблема эстетического воспитания и развития интеллектуально– творческого потенциала личности ребенка относится к числу глобальных образовательных проблем. Она предполагает деятельность в самых разных направлениях. Эта работа должна охватывать все сферы взаимной деятельности учащихся с педагогами, общение со сверстниками, с родителями, взаимодействие с предметно-пространственной средой. Не менее важна роль педагога в формировании мировоззрения воспитанников. К.Д.Ушинский убежденно писал: «Личный пример педагога – благотворный луч солнца, который ничем заменить невозможно». Доступные восприятию народные песни всегда эмоционально насыщенны по содержанию и исполнению, это и частушки, и песни родного края, и песни о мире, и о дружбе, и любви к Родине, и о самом дорогом – маме. Изучая и исполняя песни на основе народного фольклора, дети одновременно учатся слышать музыку народных национальных инструментов. В русских народных песнях сложное вокальное исполнение акапелла. Звуки народных песен рождают в детях образы старины, и учат красоте человеческих взаимоотношений, формируют понятия о добре и зле, любви и коварстве, заложенными нашими предками в устном фольклорном творчестве. Этот музыкальный материал – отражение высших духовно-нравственных, общечеловеческих, национальных ценностей. Народная хореография – это, прежде всего, выражение духа и характера народа. На занятиях танцевального кружка воспитанники овладевают разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов. Изучение народных танцев в значительной степени расширяет и обогащает исполнительские возможности детей. В процессе работы педагог знакомит детей с национальными особенностями народных танцев, рассказывает о народных обрядах, традициях, жизни и истории народа. Каждое движение в народном танце несет в себе отзвук традиций народа, его образа жизни. Национальные танцы всегда очень динамичны, темпераментны, зажигательны, и сколько в них доброго жизнерадостного юмора! Какие порой истории человеческих взаимоотношений, рассказанные в пластике, демонстрирует нам народный танец.
Заключение
Итак, на основе художественно-эстетических ценностей, заложенных в народном творчестве, во внеурочной деятельности нашей школы идет процесс активного эстетического воспитания детей на основе народных традиций, народной культуры. Педагоги различных областей творчества воспитывают в детях чувство прекрасного, умение видеть и наблюдать, понимание чувства стиля через красоту простых, веками отшлифованных народных форм в искусстве танца, фольклора, пения, прикладного творчества. Через историко-этнографическое и историко-культурное знание происходит знакомство обучающихся с духовно нравственными ориентирами, включенными в общий контекст традиционного жизненного уклада народа, проявляющимися в нравах обычаях, в нормах поведения, что немаловажно при формировании моральных и духовно-нравственных качеств личности. Таким образом, через все богатство народной культуры происходит социализация личности, с активной гражданской позицией, с толерантным мышлением и широким мировоззрением.
Можно сделать заключение: народная культура и народная педагогика являются широким полем деятельности для педагогов, на основе которого возможно создать ряд проектов с высокой итоговой результативностью и высоким уровнем качества обучения, воспитания и социализации личности, соответствующее современным требованиям образования. Необходимо отметить, что ряд этих проектов наибольшим образом подходит для реализации в системе дополнительного образования. Сегодня система дополнительного образования – это образовательное пространство проектной деятельности.
Народная культура –образовательное пространство проектной деятельности
Используемая литература:
1. Саитгалиева З.Ш. «Этнопедагогика» Уфа, МГОПУ, 2002г 2. «Начальная школа» М 2004 г., 2005 г. 3. «Дополнительное образование» М. 2005 г., 2004 г, 2003 г.