kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Средства организации деятельности ребенка-дошкольника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Средства организации деятельности ребенка-дошкольника

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Средства организации деятельности ребенка-дошкольника»

Средства организации деятельности ребенка-дошкольника


Средства обучения - это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.


Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:

  • печатные (книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);

  • электронные образовательные ресурсы (мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);

  • аудиовизуальные (слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях);

  • наглядные плоскостные (плакаты, карты, иллюстрации настенные, магнитные доски);

  • демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);

  • учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.);

  • тренажёры и спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).

Наглядные пособия классифицируются на три группы:

  • объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.);

  • печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники)

  • проекционный материал (видеофильмы, слайды, презентации и т.п.).

Требования ФГОС ДО к условиям реализации программы исходят из того, что эти формы и методы работы с дошкольниками должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.


Игра является для ребенка самоценной, эмоционально-насыщенной формой жизнедеятельности. Развитие игры происходит не спонтанно, а зависит от условий жизни и воспитания ребенка.
Развитие игровой деятельности детей осуществляется по следующим направлениям:
Обогащение содержания игры. Игра носит отражательный характер, в ней ребенок отображает интересующие его стороны действительности, стремится разобраться в социальных отношениях. Такой опыт дети получают в процессе экскурсий, наблюдений, рассматривания картин, просмотра мультипликационных фильмов и кинофильмов, из книг и общения со взрослыми и сверстниками.


Развитие игровых умений или способов построения игры.

На протяжении дошкольного детства игра меняется, усложняется способ построения игры.


Развитие игрового общения, способов игрового сотрудничества. Творческая игра по своей природе ориентирована на взаимодействие между детьми, связанное с распределением ролей, согласованием игрового замысла, разрешением спорных ситуаций. Практика игрового сотрудничества накапливается у детей в играх, которые носят совместный характер, требуют согласования в решении игровых задач.
Основные приемы развития игровой деятельности детей:

  • включение в игру новых предметов

  • включение в игру новых действий (показ, обсуждение);

  • наблюдение за окружающим миром и социальными явлениями и их обязательное обсуждение с выделением действия, содержания речевого взаимодействия;

  • смещение акцента от моделирования действий к моделированию отношений;

  • помощь в выборе сюжета, обозначении ролей;

  • обсуждение правил, регулирующих отношения в игре;

  • организация РППС.

В основе развития познавательной деятельности ребенка лежит поддержка познавательной активности. Она проявляется в самостоятельности выбора игр и занятий, участии ребенка в организации игры, стремлении к общению, формулировке высказывания и отношении к событию и т.д.


Можно выделить следующие виды познавательной активности:
исполнительскую активность, которая состоит в принятии ребенком предъявленной задачи, выборе способа действий на основе высказанных взрослым общих требований, показе образца, схемы («Я жду помощи», «Я сомневаюсь», «Делаю так же»);


творческую (исследовательскую) активность, состоящую в самостоятельном выборе деятельности, постановке цели, выборе способа осуществления с высказыванием нескольких предположений, получением личностно-значимого результата («Я могу!», «У меня получится!», «Мне же нравится!», «Как интересно!»).
Практические приемы инициирования, повышения активности в поисковой деятельности состоят в том, чтобы заинтересовать ребенка предстоящей деятельностью, ее образностью, эмоциональностью, значимостью и необходимостью участия.


Важно мотивировать ребенка к исследовательскому поведению в ходе поиска способа выполнения. Для этого следует обсуждать возможные варианты поиска, прогнозирование хода и результата («Если так …, то …», «Что изменится, если …»), составлять алгоритмы, уточнять правила и ограничения, использовать приемы творческой педагогики (элементы творческих игр, сюрпризы, превращения, одушевления персонажей и другие).
Накопление ребенком опыта инициативного поведения в познавательной деятельности становится его личностным достижением и переносится в другие сферы.


Своеобразие трудовой деятельности детей определяет особенности ее организации в ДОО. Ребенок не создает в своем труде общественно значимые материальные ценности. Значение детской трудовой деятельности в ее развивающем воздействии на личность ребенка. Труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании своих возможностей, позволяет ощутить себя «взрослым». В процессе трудовой деятельности у детей формируется потребность быть аккуратным, содержать одежду в чистоте, поддерживать порядок в игровом уголке и групповой комнате, ухаживать за растениями, делать поделки для игры, украшения группы, помогать взрослым, эстетически привлекательно организовать свой быт (красиво расставить столовые приборы, игрушки, аккуратно застелить кровати) и другое.


Трудовая деятельность связана с другими видами детской деятельности (познавательной, предметной деятельностью, общением). Особенно следует отметить близость детского труда к игре. Трудовая деятельность возникает и развивается в процессе игровой деятельности: дети отражают труд людей (готовят обед, стирают одежду, «ремонтируют машину» и другое), готовят атрибуты, необходимые для изображения взятых на себя ролей (бумажные кораблики, матросские шапочки, знаки дорожного движения, флажки и другое). Постепенно трудовая деятельность обособляется от игры и становится самостоятельной к концу дошкольного детства. Дети помогают поливать и убирать участок, расчищать дорожки от снега, ремонтируют игрушки и книги и другое.


В трудовой деятельности особое значение имеет игровая мотивация. Например, чтобы играть в больницу – подготовить рецепты (нарезать из бумаги), для игры в моряков – нарисовать на листе бумаги синие полосы для использований их в качестве элементов тельняшек, для игры в космонавтов – подготовить баллоны с воздухом (надуть воздушные шарики) и другое. Только в старшем дошкольном возрасте к игровому мотиву добавляется осознанное желание получить одобрение, положительную оценку своих действий взрослыми, стремление помочь другим людям, доставить радость родным и друзьям (подготовить открытку для мамы, сестренки, бабушки; отремонтировать разорванную книгу и другое).


Включение ребенка в трудовую деятельность представляет собой сложный процесс, требующий особой роли взрослого: взаимодействие педагога с детьми в трудовой деятельности, наблюдение за трудовой деятельностью детей, изучение детских возможностей и перспектив развития детской трудовой деятельности, организацию дежурств, поручений, коллективной трудовой деятельности детей.
Педагогу при организации трудовой деятельности можно рекомендовать наблюдение за инициативой детей по осуществлению трудовых действий, проведение бесед и игровых проблемных ситуаций с детьми, направленных на выявление их интересов, предпочтений в разных видах детской деятельности, требующих умений в элементарной трудовой деятельности. При этом основная задача педагога при организации самостоятельной трудовой деятельности детей – наполнить повседневную жизнь группы интересными делами и событиями с включением каждого ребенка в содержательную деятельность, в соответствии с его интересами и активностью.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Средства организации деятельности ребенка-дошкольника

Автор: Волик Татьяна Леонидовна

Дата: 19.03.2025

Номер свидетельства: 666895


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства