kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Специфика проведения музыкальных занятий в детском саду для детей с нарушением зрения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Соответствует  физиологическим особенностям детей. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Специфика проведения музыкальных занятий в детском саду для детей с нарушением зрения.»

СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ  В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.

Роль музыкального воспитания в развитии личности ребенка с нарушением зрения.

                Музыкально-ритмическое воспитание способствует эмоциональному и эстетическому развитию детей со зрительной патологией. В движениях под музыку дети учатся управлять своим телом, координировать движения рук и ног. Ранняя  коррекция имеющихся у детей недостатков физического развития очень важна, так как является основой для создания условий успешного овладения детьми важнейшими для их жизнедеятельности навыками. В процессе обучения пению дети учатся владеть своим голосом. У них развивается выразительная, интонационно богатая речь.

                Большое значение для компенсации зрительной недостаточности у детей имеет развитие их слухового восприятия. Этому уделяется много внимания в процессе музыкально-ритмического воспитания. Правильно организованное музыкально-ритмическое воспитание детей данной категории, учитывающее особенности их психофизического развития, способствует преодолению имеющихся у детей вторичных отклонений в развитии.

                Специально подобранные музыкальные произведения обогащают представления ребенка с патологией зрения об окружающем мире, наполняющих его объектах и происходящих явлениях. С этой целью, знакомя детей с музыкальным произведением, в основе которого лежит конкретный образ, педагог показывает детям соответствующую игрушку, предмет или картинку. Игрушки используются и в различных музыкально-ритмических упражнениях. Это помогает детям эмоционально воспринимать музыкальные произведения и качественно выполнять разучиваемые упражнения.

                Музыка помогает детям с патологией зрения лучше понять природу, способствует развитию их наблюдательности, представлений о красоте природы. Например, детей учат слышать, выделять в музыкальном произведении звуки, напоминающие различные явления природы (например, звуки дождя, капели, журчание ручейка, шум ветра).

                Одной из задач, решаемых в процессе музыкального воспитания, является формирование представлений детей о мире человеческих чувств, переживаний. Это обогащает личность каждого ребенка, способствует нравственному развитию.

                Таким образом, роль музыкально-ритмического воспитания необычно велика в воспитании полноценной личности ребенка с нарушением зрения, в подготовке его к дальнейшей жизни, создает хорошую основу для формирования у детей навыков социально-адаптивного поведения.

Коррекционное значение музыкальной непосредственно образовательной деятельности для детей с нарушением зрения.

                Музыкальная  НОД в детском саду для детей со зрительной патологией строится на основе базовой программы воспитания в детском саду, но с учетом своеобразия психофизического развития детей. Большое значение придается развитию у детей музыкальной восприимчивости, так как это способствует коррекции поведения детей, снятию напряженности, созданию у детей положительного эмоционального настроя.

                Формирование музыкально-ритмической деятельности у детей с нарушением зрения идет от поэтапного показа движений к обучению детей действовать по подражанию. Осуществляется это на основе использования всей анализаторной системы ребенка: нарушенного зрения, слуха, двигательной чувствительности. Речь педагога и самого ребенка имеет огромное значение в регуляции музыкально-двигательной деятельности детей, в создании связи между словом и образом музыкального ритма, движения.

                Решая общие музыкальные задачи или задачи развития ритмических движений, необходимо ставить и коррекционные задачи, решение которых обеспечивает восстановление нарушенных зрительных функций, а также коррекции вторичных отклонений в развитии детей, например, таких как нарушение развития основных движений, ориентировки в пространстве.

                В процессе музыкальной НОД могут проводиться специальные коррекционные игры и упражнения, в которых укрепляются мышцы глаз, развиваются прослеживающие функции глаз, развивается бинокулярное зрение: игры и упражнения, направленные на обучение детей ориентировке в пространстве, развитие полисенсорного восприятия пространства. Много внимания должно уделяться развитию у детей координации движений рук и ног, так как при зрительной патологии эта двигательная функция нарушена. Рекомендуется широкое использование  различных атрибутов, игрушек.

Методика проведения музыкальной непосредственно образовательной деятельности в детском саду для детей с нарушением зрения.

                Методика проведения и содержания музыкальной НОД отличается от той, которая применяется в массовом детском саду. Так, разучиваемые упражнения следует показывать детям с близкого расстояния, детям с очень низкой остротой зрения надо повторить показ неоднократно: если этого недостаточно для успешного его выполнения ребенком, применяют совместное выполнение. Воспитатель принимает активное участие в процессе музыкальной НОД, помогает детям правильно выполнять ритмические и музыкальные движения. Так, для лучшего усвоения ребенком ритма движения, воспитатель, взяв ребенка за руку, движется вместе с ним.

                Специфичность проведения НОД с детьми, имеющими нарушение зрения, заключается также и в том, что музыкальный руководитель использует подробные словесные объяснения разучиваемых движений, чаще обращается к чувственному восприятию детей, связывая их с воспринимаемой музыкой. У детей формируют музыкальные образы, опирающиеся на конкретные явления окружающей действительности, связанные с конкретными предметами и действиями, знакомыми детям.

                Особенностью музыкальной НОД в детском саду для детей со зрительной патологией является то, что они проводятся с максимальным использованием разнообразной атрибутики: лент, мячей, обручей, султанчиков, искусственных цветов, флажков, платочков.

                При разучивании песен или движений, при знакомстве с музыкальными произведениями необходимо использовать красивые яркие дидактические игрушки, крупный иллюстрационный материал, демонстрационные картины.

                В процессе музыкальной НОД детей учат выполнять движения подражательного характера. Для этого используют:

  • показ характерных поз музыкальным руководителем, воспитателем по ритмике, ребенком.

  • демонстрация характерных поз с использованием дидактических игрушек (большая кукла, медведь, заяц).

  • использование крупных иллюстраций с изображением характерных поз.

                Детям предлагают внимательно рассмотреть предлагаемую позу, затем звучит музыкальная характеристика персонажа или изображение позы. Ребенок повторяет движение соответственно образцу. Таким образом, формируются зрительно-двигательные-слуховые связи.

                Используется также прием обыгрывания игрушек под определенную музыку, отгадывание мелодии музыкального произведения по иллюстрациям. Все новые предметы, игрушки, иллюстрации, которые педагог использует на своих занятиях, предварительно даются в группу, где рассматриваются и обыгрываются детьми под руководством воспитателя. Полученные детьми в процессе музыкальной НОД знания и умения закрепляются в повседневной жизни, в играх детей на прогулке.

                Учитывая нарушения пространственной ориентировки и координации движений у дошкольников со зрительной патологией, необходимо уделять некоторое время обучению детей перестроениям в колонну, в пары, в круг, учить свободно передвигаться по залу в различных направлениях; делать различные перестроения. Подобные упражнения следует проводить с постепенным усложнением, учитывая возраст и зрительно-двигательные возможности детей.

                Большое значение для компенсации зрительной недостаточности имеет формирование у детей чувства ритма. Детей следует учить передавать ритм хлопками, топаньем, ударами в барабан, бубен, с помощью металлофона, погремушек, колокольчиков, ложек, трещоток и т.д. начинать следует с обучения детей передачи простейших ритмических рисунков, постепенно их усложняя.

                С детьми, испытывающими трудности овладения музыкально-ритмическими движениями и восприятия музыки, проводят индивидуальные занятия, на которых отрабатывают наиболее трудные для детей элементы музыкальных упражнений.

                   Музыкальный руководитель поддерживают тесный контакт с тифлопедагогом, который помогает подобрать для занятий коррекционные упражнения, игры с учетом зрительных и двигательных возможностей детей.

        




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Специфика проведения музыкальных занятий в детском саду для детей с нарушением зрения.

Автор: Корелина Мария Геннадьевна

Дата: 16.10.2022

Номер свидетельства: 615113


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства