kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Создание педагогических условий для художественно-творческого развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО" (опыт работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание педагогических условий для художественно-творческого развития детей дошкольного возраста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Создание педагогических условий для художественно-творческого развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО" (опыт работы)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 16» г. Ливны







СООБЩЕНИЕ

из опыта работы


«Создание педагогических условий для художественно-творческого развития детей дошкольного возраста в соответствии

с ФГОС ДО»









Подготовила:

воспитатель

Белоусова Н.В.









2017 г.

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, направленного на выявление и развития способностей, творческого и познавательного потенциала детей.

В последнее время возросло внимание к проблеме теории и практики художественно-эстетического развития как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой личности.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:

- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

- становление эстетического отношения к окружающему миру;

- формирование элементарных представлений о видах искусства;

- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Детский сад призван осуществлять всестороннее развитие детей дошкольного возраста. Формы организации художественно-эстетической деятельности детей разнообразны. Это игры, занятия, экскурсии, праздники, творческие мастерские, изо-лаборатории, развлечения.

Для развития детского творчества важно создать эстетическую развивающую среду, постепенно включая в этот процесс детей.

Организованная образовательная деятельность в общеразвивающих группах нашей дошкольной организации проводится педагогом дополнительного образования, задача наша, как педагогов помочь детям в освоении изобразительных навыков, провести предварительную работу по ознакомлению с различными техниками и материалами, закрепить полученные навыки, а так же применить их в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей.

В последнее время появились новые программы, технологии, которые позволяют сделать процесс изобразительного творчества более интересным, более продуктивным. Это свободный творческий процесс, когда нет слов «НЕЛЬЗЯ», «НЕПРАВИЛЬНО», а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов, сочетать разные техники.

Совместная художественно-творческая деятельность с воспитанниками основана на системно-деятельностном подходе, который способствует развитию индивидуальных способностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своей деятельности, становится субъектом образования, что соответствует требованиям ФГОС ДО.

В воспитательно-образовательной работе мы используем следующие модели взаимодействия с детьми:

- объект-субъектная – создаю развивающую предметно-пространственную среду, в которой дети действуют свободно и самостоятельно;

- субъект-субъектная – позиция равных партнеров, включенных в общую совместную деятельность.

Реализуя выше перечисленные подходы и модели, опираемся на следующие дидактические принципы обучения:

- принцип целостность, благодаря которому у детей формируется представление об окружающем мире как системе;

- принцип вариативности, предусматривающий систематическое предоставление детям возможности выбора собственной деятельности, в результате чего у них формируется умение осуществлять осознанный выбор;

- принцип деятельности, позволяющий исключить пассивное восприятие ребенком информации и обеспечивающий включение каждого ребенка в самостоятельную познавательную активность;

- принцип минимакса, при котором обеспечивается возможность развития ребенка в соответствии с его индивидуальным темпом и особенностями;

- принцип творчества, позволяющий развивать в самостоятельной деятельности творческие способности ребенка;

- принцип психологической комфортности, позволяющий выстраивать самостоятельную деятельность детей по интересам, что обеспечивает снятие всех стресс образующих факторов при организации образовательного процесса;

- принцип непрерывности, обеспечивающий формирование и развитие у детей универсальных учебных действий на разных возрастных этапах, что в свою очередь будет способствовать дальнейшему саморазвитию личности в образовательной деятельности на всех ступенях образования.

В группе создана развивающая предметно-пространственная среда, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами, способствующая художественно-эстетическому развитию дошкольников. В настоящее время предметно-развивающая среда организуется с учетом ФГОС ДО, что способствует организации содержательной образовательной деятельности и разностороннее развитие каждого ребенка, созданию благополучного эмоционального-психологического климата в группе.

С целью развития художественно-творческих способностей в группе оформлен центр детского творчества, где имеются варианты раскрасок, заготовки (листы с нанесенным рисунков или его частью), детские журналы с творческими заданиями; размещены на видном месте листы разной формы и цвета для рисования и аппликации, заготовки с нанесенными фигурами, художественный материал для индивидуальной и коллективной работы; карты или схемы сложения в процессе лепки, аппликации, конструирования.

Подобраны репродукции картин художников, музыкальные произведения для использования синтеза искусств и интеграции разных видов деятельности.

Большое значение для формирования творческих способностей имеет эмоциональное благополучие детей в процессе работы, создаваемое интересным для них содержанием, доброжелательным отношением педагогов к каждому ребенку, формирование у него уверенности в своих возможностях, уважительным отношением взрослых к результатам детской художественной деятельности.

Для рассматривания, обсуждения, обыгрывания разнообразных эстетически привлекательных предметов представлены предметы народных промыслов, интересные фотографии, элементы росписей (альбомы, листы), репродукции картин, иллюстрации.

Для обогащения образных представлений, развития эстетического восприятия и воображения в группе подобраны:

- упражнения и игры, способствующие обогащению сенсорного опыта, развитию исследовательских действий, аналитических умений, освоению сенсорных эталонов;

- настольно-печатные игры для развития умений различать, сравнивать узоры, элементы, формы;

- игры и упражнения, направленные на развитие творческих и эстетических способностей: «Недорисованные картинки», «Превратим предметы в героев сказок», «На что похоже»;

- упражнения и игры, способствующие обогащению сенсорного опыта;

- экспериментирование с изобразительными материалами.

Так появилась идея создания «ИЗО-лаборатории», в которой много разнообразного материала для экспериментирования (штампики из разного материала). В лаборатории совместно с детьми проводим эксперименты по смешиванию цветов. Опыты с фактурными отпечатками, рисованием соком овощей (свёкла, морковь) и ягод (смородина, малина). Проводим игровые ситуации: «Прятки в отпечатке» - на что похожи отпечатки ладошек и предлагаем детям дорисовать их; «Кто здесь спрятался?» - использование контурных трафаретов или шаблонов. Дети с удовольствием работают с трафаретами разной тематики: «Фрукты», «Овощи», «Игрушки» и др.

С целью развития художественно-эстетического потенциала у детей используются нетрадиционные техники, определяющие как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения. Использование нетрадиционных техник рисования помогает развивать интерес к разным видам искусства; формировать художественно-образные представления, эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности; воспитывать эстетический вкус; развивать творческие способности; развивать сенсорные способности.

В течение года используются разнообразные нетрадиционные техники (в рисовании, аппликации, художественном труде), которые планируются как в совместной деятельности педагога и ребенка, так и в самостоятельной деятельности детей.

Для организации деятельности с детьми подобраны методики и методические рекомендации – А.В.Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», И.А.Лыковой «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Т.Н.Дороновой «Природа, искусство и изобразительная деятельность в детском саду».

В своей работе мы используем следующие нетрадиционные техники рисования:

Вторая младшая группа:

- Рисование руками, ладошками, пальцами, ребром ладони, кулаком

- Оттиск печатями из картофеля

- Рисование ватными палочками

Средняя группа:

- Тычок жесткой полусухой кистью

- Печать поролоном

- Печать пробками

- Восковые мелки и акварель

- Свеча и акварель

- Печатки листьев

- Рисунки ватными палочками

- Рисование мятой бумагой

С самого начала приобщения ребенка к рисованию надо научить его правильно пользоваться разными изобразительными материалами, научить детей техникам рисования.

Организуя педагогический процесс с детьми, мы обращаем внимание на связь художественно-эстетической деятельности с разнообразными играми. Поэтому предусмотрено создание изображений предметов для игр: «Красивые салфетки в кукольный уголок», «Угощение для игрушек», «Подарки игрушкам», «Поделки для кукол» и др.

Большое значение имеет эмоциональное благополучие детей в процессе работы, формирование у ребенка уверенности в своих возможностях уважительное отношение взрослых к результатам детской художественной деятельности. Поэтому при организации образовательной деятельности уделяется внимание такой форме работы, как выставки детских и совместных работ детей и взрослых по темам: «Дары осени», «Осенние краски», «Мастерская Деда Мороза», «Пасхальное чудо». В результате у детей формируется уверенность в своих возможностях; используют средства выразительности для образности рисунка, аппликации, поделки; воплощают в художественной форме свои чувства, представления, мысли, переживания; совершенствуют изобразительные навыки, экспериментируют с разными художественными материалами; развивают творческую фантазию. Работы детей служат украшением группы, раздевальной комнаты. В группе постоянно действует выставка, готовятся подарки к праздникам, что оказывает положительное влияние на интерес к творчеству.

Дети нашей группы очень любят заниматься за общим круглым столом. В такой обстановке дети могут заимствовать друг у друга идеи, проявлять инициативу и творчество. Предлагаем детям работать как им удобно. Они могут отходить от своего места, чтобы посмотреть на деятельность товарищей, спросить совета, попросить помощи или предложить свою.

Часто к нам в гости приходит Незнайка, Буратино и другие сказочные персонажи, которым нужна помощь (они чего-то не знают, допускают неточности и т.п.), дети с удовольствием приходят им на помощь, тем самым появляется мотив деятельности, который помогает ее организовать.

К совместной работе (чаще всего во вторую половину дня) привлекаю не более 5-6 детей, однако, творческий процесс заразителен и непредсказуем, поэтому заготавливаю материалы для всех желающих. Длительность выполнения работы соответствует возрасту, но предполагает «открытый» временной конец. Пока все дети не завершат работу, не выпускаю их из поля зрения, создаю ситуацию успеха для медлительных детей и детей, не обладающих достаточными художественно-графическими навыками. Готовые детские работы рассматриваем, выделаем лучшие, но для каждого ребенка необходимо провести положительную оценку именно его работы: «Ты сегодня сделал лучше, чем в прошлый раз. У тебя получилось очень хорошо» и т.п. Это способствует формированию положительной самооценки и стимулирует интерес к дальнейшей деятельности, формирует и развивает у детей социальную активность, помогает открывать свои внутренние возможности. В своей работе мы стараемся поощрять не только творческую деятельность детей, самостоятельность, но и любые усилия детей, направленные на приобретение новых знаний.

Одним из приемов совместного творчества детей и взрослого считаю прием сотворчества, когда все участники в равной степени вносят свой вклад в изготовлении продукта, так называемая, коллективная работа, где воспитатель подготавливает фон, заражая детей идеей создания композиции, а дети дополняют ее соответствующими деталями. Так, нами была изготовлена коллективная композиция, посвященная рождеству Иисуса Христа. Каждый ребенок выбрал, то, что он хочет сделать, каким материалом, какой техникой.

Популярный сегодня метод проектов, в последнее время активно используется в практике работы ДОУ и иногда серьезно конкурирующий с занятиями, он представляет собой альтернативную форму организованного обучения. Его использование характеризует поиск новых форм организации процесса обучения. Выбирается тема проекта, в проекте участвуют родители и тема самым становятся участниками образовательного процесса. Так, нами был реализован проект «Овощи и фрукты - полезные продукты», где дети выбрав один из овощей (фруктов) изучали его, наблюдали, придумывали способы его использования, все это фиксируя в дневнике. Совместная проектная деятельность детей, педагогов и родителей по художественно-эстетическому направлению способствует вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ и формированию настоящего сотрудничества с детским садом.

Для родителей были проведены консультации «Рисуем пальчиками», «Не бойтесь экспериментировать», «Нетрадиционные техники рисования в совместной со взрослым деятельности».

Родители познакомились с техниками нетрадиционного рисования, получили полезную и новую информацию. У них возрос интерес к художественной деятельности. Большинство родителей стали использовать предлагаемый материал дома в совместной деятельности с детьми. По мнению родителей, такой вид деятельности дает возможность семьям более активно включиться в процесс обучения ребенка дошкольника. Родители принимают активное участие у пополнению развивающей среды различными бросовым материалом.

Так появилась идея создания «Портфолио юного художника». Предложили родителям поучаствовать в оформлении портфолио своих детей. Откликнулись не все, а, самые творческие. Была проведена работа и с детьми, и с родителями, рассказали, как оно собирается, что для этого нужно. Работа была построена таким образом, чтобы дети принимали непосредственное участие в создании портфолио, не только выполняли творческие работы, но и вносили предложения, по их размещению в альбоме и пр.

Таким образом, можно сказать, что работа в этом направлении дает положительный результат. У большинства детей повысился интерес к изобразительной деятельности. По мнению детей занятия изобразительной деятельностью стали любимыми. Дети с интересом знакомятся и осваивают новые способы изображения. Нетрадиционные материалы и средства изображения любопытным детям – как необычная игра-экспериментирование. Это вовлекает их в творческий процесс. Наша задача как педагогов, помочь им, создавать условия, поддержать творческую инициативу, самостоятельность, а главное, желание фантазировать и творить.



Список литературы:

1. И.А.Лыкова. Художественный труд в детском саду. Учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2010. – 144 с.

2. Т.С.Комарова, А.В.Размыслова. Цвет в детском изобразительном творчества. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 144 с.

3. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ/под ред. Т.А.Цквитария// Библиотека воспитателя. – М.: ТЦ Сфера, 2011 г.

4. Г.Н.Давыдова. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. М.: 2007 г.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Белоусова Наталья Васильевна

Дата: 18.10.2017

Номер свидетельства: 433039


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства