kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Создание условий для экспериментально-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

           Развивающая предметно - пространственная среда - это комплекс эстетических, психолого - педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами.  В такой среде дошкольник включается  в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки.  Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Создание условий для экспериментально-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»»



Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ дошкольное образовательное

учреждение «Ягодка»

Муниципального образования город ноябрьск


629828, ЯНАО, г. Ноябрьск, мкрн. Вынгапуровский, ул. Энтузиастов д.19, тел./факс (3496)37-40-82

E-mail: [email protected] ОКПО 52536017, ОГРН 1028900708990, ИНН/КПП 8905026722/890501001














Городское методическое объединение воспитателей по теме:

«Роль педагога в организации психолого-педагогических условий, обеспечивающих создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды»


«Создание предметно-развивающей среды

по формированию познавательной активности

через использование экспериментальной деятельности

детей старшего дошкольного возраста»


















Подготовил воспитатель:

Гиздатуллина Гулия Мансуровна




Развивающая предметно - пространственная среда - это комплекс эстетических, психолого - педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами.  В такой среде дошкольник включается  в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки.  Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.

Цель педагога сконструировать многоуровневую многофукциональную предметно - развивающую среду для осуществления процесса формирования познавательной активности воспитанников.

Дошкольникам по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности, к экспериментированию. Старший дошкольный возраст - самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность, где психолого-педагогические условия являются определяющим фактором.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в МБДОУ «Ягодка» функционирует центр «Почемучка», в которой находится оборудование для детской научной лаборатории

  • Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, безмен, песочные часы, компас, разнообразные магниты, бинокль.

  • Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые банки, бутылочки, стаканы разной формы, величины, ковши, ведерки, миски, воронки, сито, лопатки, формочки.

  • Природные материалы: камешки разного цвета и формы, глина, разная по составу земля, уголь, песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, сучки, древесная стружка, пластилин.

  • Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формы - вкладыши от наборов шоколадных конфет, трубочки для коктейля.

В этом центре дошкольники с удовольствием проводят эксперименты, проявляют познавательный интерес к практическим опытам.

Помимо в ДОУ центра «Почемучка», в моей группе создана мини- лаборатория с соответствующим оснащением, что позволяет оказывать огромное влияние на познавательную активность детей. В мини -лаборатории имеются приборы – помощники: микроскоп, лупа, водяной градусник, разнообразные сосуды из различных материалов пластмасса, стекло, природный материал камешки, песок, перья, ткани,  шишки, листья деревьев, семена, орехи. Оборудование для игр с песком и многое другое.

В данной лаборатории происходит обогащение предметно-развивающей среды для реализации на практике опытно-экспериментальной деятельности детей, и имеется:

  • Место для приборов.

  • Место для хранения материалов.

  • Место для проведения опытов.

  • Место для неструктурированных материалов (стол «Песок- вода», емкости для камней и др.)

  • Место для постоянной выставки, где дети размещают различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, перья и др.).

Наши воспитанники любят экспериментировать с различными материалами, в процессе изучают их свойства (мягкий-твердый, гладкий-шероховатый, холодный-теплый и др.) Самыми любимыми предметами для экспериментирования детей являются: лупы, сосуды с отверстиями (откуда выливается вода), зеркала, бросовый материал (шнурки, ленточки, пуговицы, прищепки).

Для безопасной деятельности (при использовании различных материалов), нами были разработаны правила работы:

  1. Не толкай соседа во время работы.

  2. Сначала  посмотри, потом повтори.

  3. Работа проводится под наблюдением взрослых.

  4. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.

  5. Не трогать грязными руками глаза.

  6. Не брать руки в рот.

  7. Убирай все на место.

Созданная нами предметно-пространственная среда для детского экспериментирования в группе соответствует требованиям ФГОС ДО:

  • среда для экспериментирования содержательно насыщенна;

  • обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в т. ч. с песком и водой);

  • среда даёт возможность выбора детьми материалов;

  • в группе имеются в наличии полифункциональные предметы (не обладающие жёстко закреплённым способом употребления), в т. ч природные материалы, пригодные для использования в разных видах детской активности (в т. ч. в качестве предметов-заместителей в детской игре);

  • безопасность предметно-пространственной среды.

В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить! Именно поэтому очень важной считается задача создания всех условий для детского экспериментирования, в том числе создания благоприятной предметно-развивающей среды. Грамотное сочетание материалов и оборудования в центре экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.



Спасибо за внимание.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гиздатуллина Гулия Мансуровна

Дата: 07.11.2015

Номер свидетельства: 249382


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства